Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Кто трусы актерам шьет? Ну, конечно, не завпост…

Елена ПОЛЗИКОВА *
Фото Евгении СМИРНОВОЙ

В авторской рубрике «История с фотографией», которая выходила в нашей газете на протяжении всего театрального сезона, мы много писали о спектаклях Самарского ТЮЗа – то есть о том, из чего складывается 90-летняя история театра. Вспоминая о любимых постановках, наши рассказчики – актеры СамАрта – часто говорили спасибо «цехам»: костюмерам, реквизиторам, художникам. Без этих людей не состоялся бы ни один триумф – ни «Бумбараш», ни «Мамаша Кураж», ни «Василий Теркин». И сегодня, накануне большого праздника («Карнавальной ночью» СамАрт отмечает долгожданный юбилей), хочется рассказывать и восхищаться именно ими – Людьми Театра.


[Spoiler (click to open)]
Театр начинается с вешалки? СамАрт начинается с билетной кассы. Именно туда попадает зритель, переступив порог Нового здания Самарского ТЮЗа. Кассиры Галина Юсупова и Татьяна Шахова сначала улыбнутся вам, а уже потом расскажут о спектаклях репертуара, помогут разобраться с возрастной маркировкой, а проще – пояснят, рассчитана ли постановка на детей, на юношескую аудиторию или подойдет только взрослому зрителю. С 2016 года у поклонников СамАрта появилась возможность покупать билеты онлайн – на сайте театра, но, по признанию наших билетных кассиров, многие зрители приходят именно к ним: привыкли, да к тому же живое общение ничто не заменит.
С билетами на руках проходим дальше. Их проверит билетер-контролер, он же направит в гардероб. Антонида Михайловна Забудаева, гардеробщик театра «СамАрт»: «Мы любим работать с любым зрителем – и с детьми, и со взрослыми. Они приходят как на праздник, приходят в ожидании чуда. Мы стараемся подсказать, помочь. Взрослые часто делятся с нами впечатлениями – понравился или не понравился спектакль, как играли актеры».

«Алло, театр», – это ее голос слышит наш зритель, когда звонит в администраторскую. Екатерина Нифонтова, главный администратор СамАрта, душа коллектива. Знает всех учителей города, все цветочные магазины (это она выносит на сцену целые корзины цветов в дни премьер), все ДК Самары и области (где только не организовывала она выездные спектакли). Администраторы театра, заместитель директора Юлия Бизяева, театральные педагоги, PR-специалист, переводчик, дизайнер – все эти талантливые люди составляют отдел развития СамАрта. Работа со зрителем, реклама и маркетинг, проведение семинаров, мастер-классов, организация Всероссийского фестиваля-лаборатории театров для детей и молодежи «Золотая репка» – это всё они.
За тем, чтобы всем самартовцам было тепло и светло в своем доме, который, между прочим, уже занимает целый квартал (между улицами Арцыбушевской и Братьев Коростелевых), следит большая инженерная и техническая группа под руководством заместителя директора театра Николая Ивановича Матвеева. Здание СамАрта сейчас – это три зрительных зала (два из которых находятся на реконструкции); административные помещения; гостиница, где живут актеры и приезжающие на постановку режиссеры, художники, драматурги; репетиционные залы; бутафорский, швейный, костюмерный, реквизиторский цеха.
В СамАрте есть такая шутка: по запаху, который разносится из реквизиторского цеха, можно узнать, какой спектакль сегодня идет. Пахнет гречневой кашей – значит, сегодня в афише «Василий Тёркин» (на сцене из походных котелков ее будут есть артисты), репчатым луком – скоро в «Ревизоре» выйдет Осип и станет хрумкать сырую луковицу, для спектакля «На дне» Горького в закулисье реквизитор Николай Щетинин мастерски варил пельмени.

Высоченные пальмы, гигантские куклы, пулемет «Максим» (из того же «Тёркина»), рыцарские доспехи, оружие – чего только нет в царстве реквизита. Многие предметы изготавливаются непосредственно в театре: художники-бутафоры СамАрта – настоящие рукодельницы. «Мы умеем шить, строгать, выпиливать, вышивать, вязать, ваять, лепить, рисовать и расписывать. Все эти умения пригождаются, когда создается спектакль», – признается бутафор Наталья Дементьева.
27 лет служит в любимом СамАрте главный костюмер Любовь Халятина. Ее частенько можно застать за швейной машинкой или за гладильной доской, с портняжным метром в руках, а то и клеем для починки обуви. У нее много детей, которые любят наряжаться. Конечно же, мы об артистах. «К каждому спектаклю готовлю для актеров все необходимые костюмы, включая обувь, головные уборы, перчатки, – замечает Любовь Ивановна. – Никогда ничего не записываю, обо всех спектаклях всё помню без шпаргалок… Я очень люблю театр, без него просто не мыслю своего существования. Муж, шутя, говорит, что я вышла замуж за театр. Но он, к счастью, понимает, что театр – огромнейшая и важная часть нашей жизни».
Закупить и подобрать реквизит, определить, что из костюмов мы можем сшить сами, а что нужно заказать в ателье костюма и дизайна, предоставить эскизы, просчитать смету спектакля, начертить план-схему сцены и зрительного зала (СамАрт ведь театр необычный, сценическое действо здесь возможно в любой точке пространства) – всё это могут и умеют художник Марина Евдоченкова и заместитель директора инженер Алексей Ковальков. А уже завпост Олег Логинов и бравая бригада монтировщиков и механиков сцены построят в зале-трансформере целый мир. Не один день уходит на то, чтобы выставить на театральном круге фургон Мамаши Кураж, в котором вместе с ней отправятся по дорогам Баварии и Моравии зрители. И, кажется, еще вчера на сцене был черный кабинет (любимое всеми режиссерами уникальное пространство, где можно всё), а вот он уже заполнен ржавыми листами железа и бочкой (настоящей цистерной), которая для нас – прогнивший Эльсинор.
Новое здание театра – это целый организм, который должен звучать. В репертуаре СамАрта заметное место занимают музыкальные спектакли, а это значит, на авансцене разместится живой оркестр (под управлением завмуза Василия Тонковидова), артисты будут петь, и не только с планшета сцены. Звукооператоры театра и сейчас осваивают акустические системы, которые позволяют создавать множество картин в одном пространстве. «Вино из одуванчиков», «Трехгрошовая опера», «Обыкновенное чудо» – СамАрт пел, поет и будет петь.

«Светить всегда, светить везде» – как важен этот лозунг в театре. В СамАрте светит вот уже на протяжении 35 лет Светлана Комлева. Световое оформление – яркий, запоминающийся элемент спектакля, без которого замысел режиссера не смог бы сложиться. Создать такое оформление – в этом и заключается мастерство оператора светового оборудования. Художник по свету, актер Сергей Дильдин рассказывает о работе светооператоров Самарского ТЮЗа: «Иногда на сцене в момент, когда спектакль только собирается, случаются чудеса. Так было на технических репетициях «Горя от ума». Когда поставили декорации и включили софиты, на планшете сцены появились чудесные тени от окон. Евгений Ганзбург ухватился за этот эффект, и с помощью сценического света мы сделали так, чтобы тени переходили в зрительный зал и перемещались по движению солнца в реальном времени».
Не думаете же вы, что создание образа для спектакля – прерогатива только актера, режиссера и художника? Подобрать соответствующий роли грим, прическу нужного стиля и эпохи, усы, бороду или бакенбарды – задача сложная и творческая. Ирине Баскаковой и ее гримерно-постижерному цеху изменить до неузнаваемости внешний облик артиста – вполне по силам.
Преображаться актеру помогают также хормейстер и педагог по сценической речи. Хормейстер Наталья Герасимова распевает театр «СамАрт» с 1988 года. Все знают: у Натальи Эммануиловны запоет любой! Она найдет подход к каждому артисту, независимо от его голосовых данных. Занятия вокалом занимают столь большое место в расписании актеров СамАрта, что мы можем не только говорить об их амплуа как драматических артистов, но и различать их по партиям в хоре: вот Агапова – лирическое сопрано, Добряков – тенор, Тимофеев – высокий баритон. Надо видеть, как Наталья Герасимова смотрит вместе со зрителями премьеру, – это всегда отдельный спектакль: она очень переживает и пропевает вместе с актером его партию, артикулирует, и кажется, что вот-вот вылетит на сцену и поможет.
За полетность звука у артистов СамАрта отвечает Марина Суркова. Передавать внутреннее эмоциональное состояние голосом она учит на занятиях по сценической речи. Марина Юрьевна – как врач: диагностирует проблему звуковыведения и работает с ней. Именно она следит за тем, например, чтобы в спектаклях стихи не превращались в прозу, а артисты расставляли смысловые акценты, паузы, держали ритм.
Ритм очень важен и в работе Павла Самохвалова – хореографа, балетмейстера-педагога. Павел проводит с труппой пластические тренинги, непосредственно перед спектаклем – хореографические репетиции и разминку. Актеры говорят: Паша Николаевич, как никто другой, может заставить почувствовать свое тело и понять, насколько оно способно выразить твою мысль через пластику. Как представитель кафедры современного танца СГИК Павел Самохвалов несет на сцену СамАрта танцдраму во всех ее проявлениях.
Тренды театра конца XX века – начала XXI – это не только contemporary, перформансы, меппинги, спектакли-променады, но и торги, товарные накладные, контракты и госзадание. В бюджетном госучреждении наравне с актером – бухгалтеры, экономисты, контрактные управляющие, юристы, кадровики. Театр – та самая непростая институция, которая требует равновесия количества «лириков» и «физиков». Как говорит главный бухгалтер СамАрта Евгения Забавина, новый спектакль является итогом не только творческой работы. И как приятно видеть на сдаче абсолютно каждого спектакля финансово-экономическую и кадрово-правовую службы, которые пришли не проверять и визировать, а порадоваться за результат, за общее дело!
Директор СамАрта не любит, когда много о нем. Но трудно найти в Самаре театрала, кому бы пришлось представлять Сергея Филипповича Соколова: в ТЮЗе он служит с 1978 года (сначала актером, потом заместителем директора, затем – руководителем). И, если писать коротко, но емко, это Человек, который построил Театр.
Что ж, вернемся к Его Величеству Актеру. Здесь не забудем упомянуть маму всех артистов СамАрта – заведующую труппой Миллу Каминскую. Она составляет расписание, помогает режиссерам в распределении ролей и планирует вводы в спектакли, следит за здоровьем и настроением труппы. В Куйбышевском (Самарском) ТЮЗе Милла Борисовна – с 1971 года. Это на ее глазах сформировался нынешний актерский коллектив, в котором рука об руку с молодежью идут заслуженные артисты России, народные и заслуженные артисты Самарской области. Бо́льшая часть труппы театра – выпускники Самарского института культуры (от 1991 до 2021 года), есть представители театральных школ Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Саратова, Москвы и Санкт-Петербурга, Уфы и Тюмени, Дальнего Востока. Играть могут всё: драму и комедию, мюзиклы, хореографические спектакли и клоунаду. Сейчас в труппе СамАрта 43 артиста, и нельзя сказать, что все они только играют в спектаклях. Занятия в театральных лабораториях и мастер-классах, режиссерской студии Анатолия Праудина, преподавание, режиссура – актеры театра успевают всё, несмотря на большую нагрузку в репертуаре СамАрта. Но так ведь должно быть, если с утра ты идешь не «на работу», а в Театр-дом, где служат близкие по духу люди, а вместе вы делаете одно благородное дело – создаете театральные чудеса.
P.S. Ах да, забыла написать про литчасть театра. Но уже сам этот текст говорит всё за себя – кто такой завлит и чем он занимается в СамАрте.

* Руководитель литературно-драматической части театра «СамАрт».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 10 июня 2021 года, № 12 (209)
Tags: Театр
Subscribe

  • Рильке и Бруно Шульц

    Анна СИНИЦКАЯ * Поэтическая осень под знаком Райнера Марии Рильке продолжается. Международная исследовательская лаборатория чтения,…

  • Бурная жизнь Ильи Эренбурга

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Жизнь каждого человека извилиста и сложна, но, когда глядишь на нее с высоты, видишь, что есть в ней своя скрытая прямая…

  • Почему мы перестали слышать Блока?

    Валерий БОНДАРЕНКО * В августе исполнилось 100 лет со дня смерти БЛОКА. Не то чтобы при абсолютной тишине. Где-то как-то откликнулись. Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment