Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Матвей Шенкман. Последний приют в двух могилах

Аркадий СОЛАРЕВ *

На первой линии самарского кладбища «Городское» есть мемориал в память первого директора Куйбышевского авиазавода № 18 Матвея ШЕНКМАНА и его товарищей, погибших в авиакатастрофе под Нижним Тагилом в мае 1942 года и похороненных тогда же в нашем городе. Мемориал с захоронением останков этих же людей есть в Воронеже. Создан он там в 2018 году. Парадокс? Да еще какой!

Похороны останков Матвея Шенкмана и товарищей в Воронеже
[Spoiler (click to open)]

«…вы подвели нашу страну зпт нашу красную армию тчк вы не изволите до сих пор выпускать ил-2 тчк самолеты ил-2 нужны нашей красной армии теперь зпт как воздух зпт как хлеб тчк шенкман дает по одному ил-2 день… это насмешка над страной зпт над красной армией тчк предупреждаю последний раз тчк».
Это цитата из телеграммы Иосифа Сталина, поступившей на Куйбышевский авиазавод № 18 23 декабря 1941 года.
Как бы поступил руководитель любого другого завода в то суровое время, получив последнее предупреждение? Скорее всего, прочитал бы телеграмму только в кругу ближайших своих соратников и тут же кинулся оправдываться перед Верховным Главнокомандующим. Но директор 18-го завода Матвей Шенкман отдал приказ размножить ее и довести до каждого рабочего. Копии телеграммы раздавали на проходной, зачитывали в цехах, где проходили митинги, и было принято решение увеличить рабочий день до 18 часов в сутки.
А на следующий день директор отправил Верховному свою телеграмму: «Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива тчк во исполнение вашего телеграфного указания сообщаем зпт завод достиг ежедневного выпуска 3 машин зпт 19 января по 6 машин зпт 26 января 7 машин тчк основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолетов является размещение на недостроенной части завода тчк настоящее время не достроено корпус агрегатных цехов зпт кузница зпт корпус заготовительно штамповочный зпт компрессорная тчк отсутствуют воздух тепло кислород жилье для рабочих тчк просим вашей помощи по ускорению окончания строительства ускорению снабжения завода готовыми изделиями материалами тчк просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих тчк коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать тчк».
Много лет назад рабочий Гавриил Извеков рассказывал: «Комсомольцы и решили создать фронтовую бригаду, внедрили кое-какие новшества. Выработка выросла до 500–600 %, и по итогам года нас признали лучшей бригадой завода».
А тогда, в 41-м, уже 29 декабря с завода ушел эшелон с 29 штурмовиками Ил-2, собранными в Куйбышеве.
Самолеты эти родились на 18-м заводе еще в ту пору, когда он находился в Воронеже. В феврале 1941 года там началось их промышленное производство. Именно за них и этот завод, и его директор Матвей Шенкман были награждены орденами Ленина в августе 1941-го.
К началу Великой Отечественной войны в ВВС Красной армии было передано около полутора тысяч таких машин. А начиная с сентября завод № 18 должен был производить по 15 самолетов в сутки. Но 10 октября начинается эвакуация предприятия в Куйбышев, который и прославил себя этими «летающими танками», выпустив их за годы войны более 15 000 штук, чуть менее половины общего числа всех штурмовиков Ил-2. За что и был удостоен боевой награды – ордена Красного Знамени.
Фильм «Особо важное задание», снятый Евгением Матвеевым в 1980 году, рассказывает об этой истории. Но директор завода в киноленте – куда старше Шенкмана, которому в 41-м было всего-то 42 года.
В феврале 1942-го завод № 18 выполнил план, в мае – даже перевыполнил. Однако это произошло уже без Матвея Шенкмана. 12 мая 1942 года он вместе с заместителем главного инженера Львом Львовым вылетел с Безымянки в Нижний Тагил, где возникли какие-то проблемы с поставкой комплектующих деталей для штурмовиков. В очень сложных метеорологических условиях самолет врезался в гору Шайтан, не долетев около полусотни километров до аэродрома назначения.
Правительство отреагировало на трагическую новость: 23 мая, день в день через полгода после той сталинской телеграммы, сообщение о смерти Матвея Шенкмана опубликовали центральные газеты «Правда» и «Известия», семье директора была назначена пожизненная пенсия. Совет Народных Комиссаров СССР распорядился установить его гипсовый бюст на центральной площади завода. Он и сейчас стоит там, но из других, более долговечных материалов.
Останки Шенкмана, Львова и четверых членов экипажа самолета ПС-84, а точнее то, что якобы удалось тогда найти на месте катастрофы у горы Шайтан, где еще лежал снег, доставили в Куйбышев и торжественно захоронили на центральном городском кладбище, установив на всех шести могилах мраморные надгробия и кованую ограду.

Могила Матвея Шенкмана и товарищей в Самаре

Захоронили и… забыли. На десятилетия. Только в канун 70-летия Великой Победы студентка Самарского госуниверситета Дарья Муромова, навещавшая могилы родственников, в глухих зарослях, которые давно оккупировали наше городское кладбище, совершенно случайно наткнулась на эти шесть мраморных плит. И по ее инициативе только тогда рабочие «Авиакора» привели в порядок место захоронения своего первого директора и тех членов экипажа самолета, которые погибли вместе с ним.
Невероятно, но факт то, что в том же 2015 году забытое всеми место авиакатастрофы обнаружил один из уральских туристов и сообщил об этом тамошним поисковикам. Место, где упал самолет, довольно глухое: скалы, лес, нет ни дорог, ни тропинок. Там во время первой их экспедиции были обнаружены два двигателя с номерами, шасси, фрагменты обшивки, инструменты, пуговицы, монеты 1939 года и… очень много фрагментов человеческих останков.
А в 2016 году там же был найден орден Ленина № 7319, который в 1941 году был вручен Матвею Шенкману. Нашла этот орден многолетний руководитель свердловских поисковиков Александра Ванюкова, ныне сотрудник аппарата Общественной палаты РФ. Орден этот лежал, как она мне рассказывала, среди останков человеческих ребер. Ванюкова передала его, как и положено, в отдел наград Администрации Президента РФ. Она же пригласила самарских поисковиков принять участие в продолжении работ у горы Шайтан.
Командир поискового отряда «Сокол» Самарского национального университета имени Королева, начальник цикла его военной кафедры подполковник Евгений Ривкинд рассказывал, что даже в ходе той уже третьей по счету экспедиции поисковики под камнями и глубоко в земле, причем на расстоянии чуть ли не десятков метров от двигателей самолета, находили человеческие останки. Их передали на хранение в один из нижнетагильских монастырей. Среди других наиболее интересных находок – элементы летного оборудования, личные вещи членов экипажа и пассажиров, номерные детали, узлы, агрегаты и блоки конструкции самолета и моторов АШ-62ИР.
В том, что поисковики спустя столько лет нашли так много останков, нет ничего удивительного. В мае 1942-го, когда самолет Шенкмана лоб в лоб столкнулся с горой и разлетелся от такого удара в клочья, в тех местах еще лежал глубокий снег. И, конечно же, в тех условиях невозможно было собрать всё. Вполне возможно, что и вообще ничего не собирали, чтобы как можно быстрее исполнить команду сверху. А в Куйбышеве, очень может быть, захоронили практически пустые гробы.
Поэтому, как тогда считала Александра Ванюкова, останки тех, кто тогда погиб, надо обязательно захоронить в Самаре, там, где в 42-м прошло первичное погребение, и обустроить братскую могилу с общим памятником.
Она говорила, что тянуть с этим никак нельзя. Одно дело, когда в ходе поисков где-то хранятся безымянные останки. Но негоже, когда останки людей, имеющих имена, годами лежат непогребенными. Для этого самарская мэрия всего-то должна была выйти на контакт с коллегами из Нижнего Тагила, которые, по ее словам, давно готовы к такому сотрудничеству, и в темпе решить все вопросы. Руководство Центрального военного округа было готово предоставить транспорт для перевозки останков, тем более что из Екатеринбурга в Самару чуть ли не ежедневно отправляются грузовые автомобили. Но наша мэрия на такой контакт почему-то так тогда и не пошла. Хотя руководство кладбища «Городское» было готово организовать, причем бесплатно, все работы по подзахоронению останков в действующий мемориал, тем более что, помимо надгробий над могилами, там есть еще и символический монумент. Самарские поисковики тоже не проявили никакого энтузиазма. Мэрия никак не отреагировала и на письменную просьбу о захоронении найденных у горы Шайтан останков, которую ей прислал из Калифорнии внук Матвея Шенкмана Грегори Янкелович.
Видя такое равнодушие самарских властей, Александра Ванюкова предложила захоронить останки жертв той авиакатастрофы воронежцам. И встретила там максимально горячую поддержку. Уральские поисковики доставили туда все собранные останки.
22 июня 2018 года в парке Патриотов Воронежа в братской могиле были погребены 29 красноармейцев – защитников этого города в годы Великой Отечественной войны. Вместе с ними был предан земле и небольшой гроб с фотографией Матвея Шенкмана на крышке.
В торжественной церемонии приняли участие первые лица области и города, воронежские авиастроители доставили из Новосибирска легендарный самолет Ил-2, почти 70 лет пролежавший в болоте под Мурманском. Сибирские реставраторы поставили его на крыло, и в момент похорон он делал круги над парком Патриотов, как бы отдавая последние почести своему создателю.
Но наш город все-таки отметился в этой истории. Здесь в конце 2018 года нижнетагильским телевизионщикам был вручен приз ТЭФИ за 75-минутный фильм «Шенкман. Последний полет», рассказывающий и о самом Матвее Борисовиче, и о его Ил-2, и о поисках на Шайтан-горе, и даже об американских родственниках одного из создателей оружия нашей победы.
Такая вот совсем некрасивая история получилась.

* Заслуженный работник СМИ Самарской области, лауреат премии Союза журналистов СССР, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 10 июня 2021 года, № 12 (209)
Tags: История
Subscribe

  • Камо грядеши?

    Виктор ДОЛОНЬКО Похоже, самарская культурная политика определилась с дорогой, по которой она будет идти ближайшие несколько лет: это…

  • Ирина Цветкова: «Мы вне политики»

    Беседовал Виктор ДОЛОНЬКО 29 июня состоится отчетно-выборная конференция Самарского отделения Союза журналистов Российской Федерации. В…

  • Всё и сразу

    Ксения ГАРАНИНА * Фото Алёны АБРОСЬКИНОЙ С 7 по 20 июня на 2-й очереди самарской набережной прошел самый масштабный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment