Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Когда я вернусь…»

Валентина ЧЕРНОВА *
Фото Сергея ОСЬМАЧКИНА

В галерее «Новое пространство» открылась персональная выставка произведений Геннадия Владимировича ЮФЕРЕВА (1951–2017) «Когда я вернусь…», приуроченная к 70-летию со дня рождения художника. На ней представлены произведения разных жанров, созданные в интересных техниках, различными материалами.


[Spoiler (click to open)]
На открытии выставки директор областной универсальной научной библиотеки Светлана Пряникова отметила, что во время подготовки экспозиции на разных этапах неоднократно подходила, знакомилась с коллекцией и испытывала неизменный восторг от работ, которые оказались в галерее.
Куратор выставки Галина Лиликина, представляя друга Геннадия Юферева заслуженного художника России Владимира Бойцова, который вместе с бригадой живописцев активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, напомнила: «Именно он является хранителем коллекции, и всё, что сейчас можно увидеть здесь, – его заслуга».
«Я счастлив быть в Самаре, счастлив видеть ваши добрые глаза. Потому что сегодня здесь, в этом зале, присутствует его обнаженная душа. И мне бы очень хотелось, чтобы вы ее почувствовали и поняли», – сказал Владимир Бойцов.
На выставке представлены произведения художника, написанные на протяжении всего его творчества. Из ранних запомнились камерные пейзажи, писанные на малой родине, в Вятке.
Мне посчастливилось познакомиться с Геннадием Юферевым в начале восьмидесятых, когда он только обосновался в Куйбышеве. В старом деревянном доме на улице Буянова, на втором этаже, в мастерской, где мы встретились, он эмоционально рассказал, что он художник-монументалист, что окончил Суриковский институт, мастерскую Клавдии Тутеволь, ученицы Александра Дейнеки, тогда же показал прекрасные рисунки с фигурами в натуральную величину. В работах были видны четкий композиционный каркас, гибкая, подвижная линия рисунка – всё то, что мы называем мастерством. С 1982 года Юферев – член Союза художников России.

***
На областных выставках он тоже выделялся неоднозначной манерой письма. Одна за другой появились «Субботние дымки» (1982) и «Весна в деревне» (1984), где он запечатлел укрупненные фигуры детей в купальниках и шортах. Великолепно зная анатомию человека, он в первой картине написал босоногого мальчишку со спины, сидящего на жердине забора, крупным планом выделяя эту полуобнаженную фигуру на фоне деревенского пейзажа с колодцем и маленькими банями. На второй работе тоже босоногие дети в разных ракурсах у колодца. Девочка в алом купальнике со спины, согнувшийся мальчик, вытянувший ведро с водой. Обращает внимание моделировка кистей рук и фигур на фоне других персонажей, работающих в огороде. Невольно припомнились ранние работы Зинаиды Серебряковой, которая также укрупняла рязанских крестьянок, придавая им монументальность и стилизуя под ренессансные фрески.
В прошлой статье я писала про то, как начиная с семидесятых годов в СССР кардинально изменилась живопись. Живопись семидесятых открыла для себя очарование интеллектуальной игры в намеки и аллюзии. Особенность ситуации состоит в том, что художник как бы переносит близкий себе материал в условное эстетическое пространство, в мир интеллектуально-поэтических обобщений.
В восьмидесятые эти тенденции усилились. Художники смотрели на мир сквозь затемненные очки и не видели правду жизни. Они реальность заменяли на некую фантазию, но полностью не абстрагировались от жизни. Так оказалось и у Юферева. Он был великим фантазером. Это проявилось в ярко-алой композиции «Материнство» (1989) и кроваво-красном портрете «Медсестра» (1989). Композиции очень декоративны, минималистичны.
Припомнилось, как в середине восьмидесятых, возвращаясь после работы в гостиницу «Театральная», я постоянно встречала на улице Геннадия Юферева, когда он шел за детьми Демой и Раей в детский сад, он по пути восторженно рассказывал о своих монументальных работах в технике витража и мозаики. Это монументальное ядро не убрать, оно позволяет работать во всех мыслимых и немыслимых техниках, работать с пространством, играть с масштабом, уплощать и конструировать.
Примером такого невероятно пластично выстроенного портрета является «Портрет Виталия Григорьева» **. Портрет интересно построен. На фоне окна, между двух оконных занавесей, модель сидит в кресле, а косые лучи солнца яркими бликами ложатся на подвижные черты лица, на выразительные руки, выделяя складки, мышцы, сухожилия, ногти на пальцах. Портретируемый одет в клетчатую желто-синюю рубашку, выделенную яркими отсветами солнца. Несмотря на причудливую игру света, поднятая вверх правая рука персонажа словно останавливает внимание.

***
Станковых работ самарского периода немного. Но все они самоценны. В конце восьмидесятых не стало монументальных заказов, развалился производственно-художественный комбинат, и основным местом работы стало Самарское художественное училище имени К. С. Петрова- Водкина, которому Юферев отдал двадцать четыре года.
Преподавательская работа – особый вид творчества, для него также необходимо призвание. Стать не просто преподавателем, а Учителем и старшим другом не всякому дано. У Юферева получилось. Он имел талант дружбы и именно благодаря ему мог помочь советами ребятам и с выбором темы диплома, и с реализацией, и с тем, куда определяться учиться дальше. Да и просто поделиться знаниями и опытом. Потому его дружба с ними длилась долгие годы.
В начале 2000-х он уехал в Москву, стал преподавать в Московском академическом художественном лицее Российской академии художествгосударственном образовательном учреждении повышенного уровня для одаренных в изобразительном искусстве детей и подростков России.
В 2005 году он завершил триптих «Путь», размышление на тему «жизнь в искусстве». На левой части спиной к зрителю на стуле с высокой прямоугольной спинкой художник сосредоточенно расчерчивает клетки на холсте. Это «Автопортрет». На правой части обнаженная натурщица, «Муза», отвернувшись от зрителя, сидит перед зеркалом на венском стуле, сквозь круглую спинку которого видно ее светлое тело. Они словно куб и шар, неподвижное и текучее противопоставлены друг другу. А центральная часть триптиха, «Вдохновение», с изображением сидящей перед мольбертом девочки в профиль, была удостоена Гран-при XVIII выставки-конкурса «Золотая кисть России» (2008). Все персонажи – в окружении слепков, на фоне лоскутных драпировок, которые привносят особый национальный колорит в атмосферу холста. В полотнах представлены интерьер мастерской художника, его мир, его знаки и символы.
Продолжение темы творчества проявилось в полотне 2010 года «Весна», где в интерьере мастерской, переполненной слепками с мировых произведений искусства, молодая девушка играет на флейте. Красоте прошлого противопоставлена красота явленная, но вместе они словно гимн весне и молодости. Все фигуры статичны. Их статика наполнена изяществом, красотой и постоянными отсылками к искусству раннего Ренессанса, к произведениям мирового искусства, что является приметой стиля восьмидесятников.
В 2008 году на выставке к Геннадию подошел Зураб Церетели и предложил готовить персональную выставку в залах Академии художеств. Готовьтесь, к 2018 году мы вам присвоим звание члена-корреспондента Академии художеств.
Геннадий тогда подумал: когда еще он будет, этот 2018 год? Мало ли чего будет, но в последующее время всегда помнил об этой дате.
В 2011 году он написал картину «Метро», которая кардинально отличалась от предыдущих работ. В первую очередь она экспрессивна, написана в сумрачной гамме. Вагон в метро почти не просматривается. Молодая мать с тремя разновозрастными детьми кажется изнуренной тяготами жизни, взгляд ее глаз устремлен в одну точку далекого мира. Лишь дети, прижимающиеся хрупкими тельцами, согревая и согреваясь, держат здесь свою маму, как якоря на глубине. Сильная вещь, исполненная глубокого драматизма.
Проживая свою трудную жизнь и подводя итоги ее, художник пришел к решению выражать свои мысли экспрессивно. Об этом свидетельствуют и эскизы композиции к картине «Дети Апокалипсиса».
Особо хотелось бы сказать о графике. Блестящая школа рисунка проявилась в отдельных портретах учеников, знакомых. Сангина, уголь, соус – во всех материалах художник свободно разбирался, выявляя их лучшие качества. Невольно запоминается графическая серия «Последняя осень», запечатлевшая облачное небо в различных состояниях. Жизнь подвижных облаков полна невероятной экспрессии. Для этого художник изобрел свою технику, соединяя на бумаге итальянский карандаш и ретушь.
Частью экспозиции является уголок воссозданной мастерской художника, он позволяет понять, каким человеком был Геннадий Владимирович. Творчество и вкус у него проявлялись во всем. К примеру, лоскуты ветоши, которыми ученики вытирали кисти, художник собрал и сшил между собой – получился любопытный арт-объект «Парус надежды». Части палитр, на которых ученики размешивали краски, он распилил и поместил в маленькие рамочки, создавая причудливую экспозицию на фоне ковра.
В 2017 году он задумал большое полотно на тему жизни в лицее, сохранились эскиз и неоконченная картина. 8 ноября 2017 года Геннадий Юферев скончался.
***
Выставка, представленная в залах галереи, стала значительным открытием, представила блестящего мастера, работавшего практически во всех жанрах и владевшего различными техниками, будь то живопись или графика. Как часто бывает, большой мастер пока недооценен. Верю, пройдет время, и о нем будет помнить большее количество почитателей его яркого таланта.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.
** Григорьев Виталий Михайлович – артист балета Куйбышевского театра оперы и балета. В 1934 году был принят в Ленинградское хореографическое училище. Когда началась война, ему было 16 лет, и он учился в предвыпускном классе. Училище было эвакуировано на Урал, потом закрыто. Григорьев поступил в артиллерийское училище, в 1942-м ушел на фронт и вернулся в Ленинград только после Победы. В 1947-м окончил хореографическое училище и уехал работать в Куйбышев, в театр, который стал единственным театром в его жизни. После завершения карьеры танцовщика продолжал работать в театре помощником режиссера и художником-бутафором.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 10 июня 2021 года, № 12 (209)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment