Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Грэмми-2021

Игорь ВОЩИНИН *

Состоялась 63-я церемония вручения премии «Грэмми». Напомню, что учреждена и впервые вручена эта премия была в мае 1959-го Американской национальной академией искусства и науки звукозаписи (NARAS). Граммофонная премия называется Grammy Award и присуждается в 30 связанных с музыкой областях, разбитых на 84 номинации. Она выдается музыкантам, композиторам, продюсерам за творческие и технические достижения в области музыкальной индустрии, а также отмечаются звукозаписи – альбомы и отдельные мелодии.


[Spoiler (click to open)]
Лауреаты выбираются из числа претендентов, ранее определенных по результатам тайного голосования 1 500 членов Академии звукозаписи. Причем среди претендентов имеет право быть гражданин любой страны мира, если он непосредственно участвовал в вышедшей в США звукозаписи. Лауреаты награждаются фигурками позолоченного граммофончика, никакое денежное вознаграждение не предусмотрено. Тем не менее, премия является очень престижной и имеет большой всемирно признанный авторитет.
За прошедшие годы лауреатами «Грэмми» стало немало наших соотечественников. Первым советским музыкантом-лауреатом стал пианист Святослав Рихтер (1961). Он еще 11 раз был номинантом. Неоднократными лауреатами становились Мстислав Ростропович и Владимир Ашкенази. В 2004-м премию в номинации «Лучший текстовый альбом для детей» получил президент Советского Союза Михаил Горбачев. Вместе с президентом США Биллом Клинтоном и итальянской кинозвездой Софи Лорен он участвовал в озвучивании музыкальной сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк».
***
В 2021-м среди номинантов был российский пианист Даниил Трифонов, который в 2018-м уже становился лауреатом в категории «Лучший классический инструментальный сольный альбом» с записями опусов Франца Листа. Другим претендентом из России в прошедшем марте стал хорошо известный самарским любителям музыки дирижер Максим Емельянов, но оба они остались только в почетных списках номинантов.
Сразу в пяти категориях с вышедшим в Штатах сольным альбомом La Vida Cosmopolitan на номинации посягнул в этом году российский эстрадный певец Леонид Агутин, но выбиться из лонг-листа рядовых участников ему не удалось. Представить в газетной статье даже только одних лауреатов премии по всем 84 номинациям практически невозможно, поэтому автор согласно тематике полосы попытался ограничиться джазовой музыкой.
***
В джазовом сегменте «Грэмми» были обозначены пять премий. Две из них были присуждены феноменальному американскому пианисту и композитору Чику Кориа – увы, посмертно. Он ушел из жизни на 80-м году 9 февраля 2021 года. Начал же профессиональную карьеру музыкант в 1962-м, в 1968–70-м был пианистом в ансамбле великого Майлса Дэвиса. Попал он туда, когда Херби Хэнкок попросил подменить его, а потом уже к Дэвису не вернулся. Позже Кориа создал группу Return To Forever, ставшую сенсацией, а затем и классикой стиля джаз-рок.

Кориа обозначился в джазе как пианист и акустической, и электронной музыки, в которой постоянно звучали латиноамериканские мотивы, а также рок. Он сотрудничал с группой Circle, создавал опусы авангардной музыки.
Кориа неоднократно бывал в России, где выступал и с сольными программами, и в дуэте с вибрафонистом Гэри Бёртоном. Причем в репертуаре пианиста были и академическая музыка, и джаз. Чик оставил после себя солидную дискографию, около 70 сольных альбомов. На «Грэмми» Чик Кориа номинировался более 60 раз и теперь стал 25-кратным ее лауреатом. В номинации «Лучший джазовый инструментальный альбом» в 2021 г. была отмечена запись композиции Lotus Blosson альбома Chick Corea Trilogy 2. Здесь с Кориа играет на контрабасе Кристиан МакБрайд и на ударных – Брайфон Блейд. А в категории «Лучшее импровизационное джазовое соло» премией был отмечен трек All Blues из этого же альбома.
***
В категории «Лучший джазовый вокальный альбом» была премирована запись Elling Featuring Danilo Perez. Secrets Are The Best Stories. Позолоченный граммофончик получил американский джазовый вокалист Курт Эллинг, уже бывший лауреатом «Грэмми» в 2010-м, а также отмеченный несколькими другими престижными премиями. Упомянутый альбом подтвердил успешную карьеру Эллинга, который ворвался на джазовую сцену 26 лет назад. На отмеченном диске Курт вместе с пианистом Данилой Пересом собрал замечательный ансамбль разных музыкантов с композициями Жако Пасториуса, Уэйна Шортера, Винса Мендозы и несколькими мелодиями самого Переса. Причем для многих из них тексты написал Курт Эллинг.

Эллинг обладает великолепным голосом с диапазоном в четыре октавы, отлично владеет спецификой джаза, включая очень техничный «скэт». Незаурядные способности пения, особенности исполнительского стиля обеспечили сегодня Эллингу место среди выдающихся современных джазовых вокалистов.
Курт родился в 1967 г. в семье капельмейстера лютеранской церкви. Пел в хоре и играл на различных музыкальных инструментах, а с джазом познакомился во время обучения в колледже. Позже, работая одновременно грузчиком и барменом, выступал по вечерам в клубах в Чикаго. В 1995 г. сделанная им любительская звукозапись заинтересовала солидный лейбл Blue Note, и фирма подписала с ним контракт. Были звукозаписи и на других лейблах, у вокалиста появился постоянный инструментальный состав. Эллинг сотрудничал также с квартетом Брэндфорда Марсалиса.
Курт Эллинг быстро получил широкую известность, многократно становился лидером в различных авторитетных опросах и анкетах, успешно выступал на нескольких международных джазовых фестивалях. Он 11 раз был номинантом, а в 2010 г. стал лауреатом «Грэмми» за альбом Dedicated To You, на котором записал музыку Колтрейна и Хартмана. Эллинг бывал и в России, в 2019-м пел с биг-бэндом Игоря Бутмана в Москве и Санкт-Петербурге.
***
В номинации «Лучший латинский джазовый альбом» «Грэмми» присуждена записи Артуро О`Фаррилла с Afro Latin Jazz Orchestra. Родившийся в Мексике пианист, композитор и директор названного оркестра является сыном Чико О`Фаррилла, известного кубинского музыканта и музыкального руководителя этого же оркестра. Мать Артуро – известная певица Лупе Валерио. В 1965-м семья перебралась в Нью-Йорк, где старший О`Фаррилл сразу же был принят в мир ведущих джазменов США.

Артуро с 6 лет обучался игре на фортепиано, а затем продолжил учебу в консерватории Бруклина. Музыкальную карьеру он начал с биг-бэнда Карлы Блэй, затем выступал как солист с ведущими американскими музыкантами. С 1995 г. стал директором оркестра отца, выступает с ним в Штатах и регулярно на Кубе, а также гастролирует по всему миру. Одновременно Артуро пишет музыку как академическую, так и джазовую, а также работает для кино, записывает диски. В двухтысячных годах с оркестром отца Артуро неоднократно признавался лауреатом «Грэмми». Сегодня в его дискографии более 20 альбомов, на которых он записался как солист и руководитель различных инструментальных составов.
***
В номинации «Лучший альбом большого джазового ансамбля» вполне заслуженно, а не как подарок к женскому дню «Грэмми» получила Мария Шнайдер со своим биг-бэндом и диском Data Lords. На двойном звуковом альбоме представлена достаточно сложная музыка. Впрочем, уже в 1994-м французский музыкант Жан-Поль Рикар писал о дебютном альбоме Марии Шнайдер Evanescence так: «Форма ее произведений больше напоминает об эстетике и принципах строительства, свойственных авторам рукотворных кафедральных соборов, нежели современным архитекторам».

Вышедший в 2020-м Data Lords – высокая архитектура концептуальной музыки. Проект был отнесен к номинации джаза, хотя в нем присутствует сложное сочетание элементов джаза и академического авангарда, где-то даже с заметными интонациями великого Аарона Копленда.
Сама Мария Шнайдер обучалась в трех солидных музыкальных учебных заведениях, после чего несколько лет работала ассистентом Гила Эванса, яркого представителя стилей «третье течение», cool и «модальный джаз». От Эванса она восприняла очень много для своей последней работы. В 1985 г. Шнайдер прошла джазовую школу в оркестре с известным педагогом и музыкантом Бобом Брукмайером, а также в оркестре Тэда Джонса/Мела Льюиса.
В 1988-м, после смерти Гила Эванса, Мария возглавила его знаменитый оркестр, продолжив начатые Эвансом музыкальные эксперименты. В 2007-м из названия уже собственного оркестра она убрала слово jazz, тем не менее оставаясь композитором, не порывающим с джазовыми традициями.
В программах ее оркестра и сегодня немало доступных широкому кругу слушателей композиций, хотя и очень насыщенных ритмически и мелодически сложных. Классический состав биг-бэнда Шнайдер часто дополняет другими инструментами: в нем появляются валторны, гобои, скрипки и виолончели, а в первом ряду по соседству с привычными саксофонами можно увидеть аккордеон. Численность оркестра при этом возрастает до 30–50 человек, и его необычное звучание вызывает огромный интерес на сценах многих престижных джазовых фестивалей в Америке, Европе и Азии. Мария Шнайдер представляла там очень интересные опусы, в которых симфоническое развитие и звучание сплетаются с джазовой непосредственностью импровизаций и превращаются в единственное в своем роде музыкальное целое.
***
Нередко среди звуковых альбомов-номинантов неджазовых категорий «Грэмми» появляются вдруг лауреаты, музыка которых оказывается джазу даже ближе, чем той номинации, в которой запись формально представлялась. Были такие и на церемонии 2021 года. Скажем, в категории «Лучшая аранжировка, инструментальная музыка или a`capella» лауреатом стал Джон Бисли за признанную лучшей запись аранжировки пьесы Чарли Паркера Donna Lee. Пианист, дирижер, композитор и продюсер Джон Бисли не новичок в «Грэмми»: он побывал уже девять раз в роли номинанта в различных категориях.

В номинации «Лучший современный инструментальный альбом» лауреатом стала запись Live At The Royal Albert Hall, сделанная американской джаз-фьюжн-супергруппой Snarky Puppy.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 27 мая 2021 года, № 11 (208)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Магическое пространство звуков

    Ольга КРИШТАЛЮК * Текст иллюстрирован «Композицией VIII » Василия Кандинского «Жизнь числа во времени» –…

  • Русский квадрат

    72 года назад родилась Наталья Анатольевна Эскина. Светлая ей память. Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Зачем он…

  • «Над тобой только цветы…»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Первая встреча с человеком часто определяет наше отношение к нему в дальнейшем. Как говорит пословица, «встречают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment