Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Образование с прицелом

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото автора

«Музыкальные внуки» Захара Брона, молодые скрипачи из Цюриха Софи БРЭНСОН и Никита КОЛЛЕР, выступили с симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии. Долгожданный концерт собрал поклонников скрипичного искусства, педагогов и учеников со всего города. Их оказалось немало, что понятно: о методике Брона все наслышаны.

Теплый вечер

Теперь тольяттинцам довелось увидеть и услышать двух представителей учебного заведения из Швейцарии. Ребята приехали в сопровождении мам. Инна Хриплович – мама Софии и один из педагогов Никиты Коллера. Концерт прошел с воодушевлением и теплым приемом. Дирижер Алексей Верховен организовал репетиции так, что каждый солист смог раскрыть свой потенциал. Дети уставали из-за жары и большой нагрузки, но подготовились хорошо.

Никита Колер и симфонический оркестр Тольяттинской филармонии. За пультом – Алексей Верховен

[Spoiler (click to open)]
В программе звучали Концерт Кабалевского, Второй концерт Венявского, увертюра из оперы «Волшебная флейта» Моцарта и «Цыганские напевы» Сарасате. Эти произведения были выбраны неслучайно: скрипачам предстояло выступать с симфоническим оркестром, а до этого у них был опыт музицирования только с камерными коллективами. Выбор пал на Тольятти, где есть оркестр, в котором немало юных скрипачей, заинтересованных в новых звуковых впечатлениях и в повышении уровня мастерства.
Первым выступал 11-летний Никита Коллер. Он родился в Уэльсе в семье ученых-историков. Заниматься музыкой начал с 7 лет и сразу обратил на себя внимание педагогов. Юный скрипач при общении произвел впечатление серьезного, вдумчивого и ответственного человека, на вопросы отвечал охотно, подробно, с аналитическим подходом. Никита изучает шахматы, участвует в турнирах. Делает попытки писать музыку, для чего занимается отдельно с преподавателем по композиции: «Мало играть свою партию в концерте, мне хотелось бы знать партитуру. Мечтаю сыграть симфонию, находясь внутри оркестра».
Многосторонние интересы характеризуют его любознательность, а любимыми композиторами являются Бетховен и Брамс. Каждый день Никита занимается около трех часов, в выходные намного больше. На вопрос о футболе мальчик утвердительно кивнул: погонять мячик удается раз неделю.
Концерт Кабалевского, посвященный советской молодежи, полон юношеского задора и песенного тематизма. Все три части шли как на одном дыхании, но более яркой стала последняя, где «сплошные шестнадцатые», да еще и непростая арпеджированная каденция, где нельзя спрятаться за оркестр, по словам скрипача.
Больше всего Никиту в совместном музицировании поразили барабаны и литавры, которые никак не сравнятся с аккомпанирующим пианино. Живой звук, который его окружал, давал вдохновение и смелость. Дирижер при этом насмешил, предложив играть в любом удобном темпе. Именно особое пристрастие к быстрым темпам выдает в нем будущего виртуоза, замечает педагог. Кумиры на сегодня для него – Давид Ойстрах и Иегуди Менухин, и особенно нравится в их исполнении Двойной концерт Баха. Мальчик по складу характера настоящий боец: на сцене почти не волновался, моментально реагировал на взгляды и реплики Алексея Верховена. Дирижер не мог удержаться и предложил ему повторить Первую часть концерта быстрее. Эксперимент удался, а оркестранты с удовольствием его поддержали!

Как устроена Школа музыки Брона

Педагогический талант наставника Вадима Репина, Максима Венгерова и других талантливых музыкантов проявился в Новосибирске, где Захар Брон преподавал в консерватории имени М. И. Глинки и специальной музыкальной школе.
На рубеже 90-х мастер с учениками переехал в Любек (Германия), его педагогический опыт оказался востребованным в Европе. Затем он стал профессором Кельнской и Цюрихской высших школ музыки, Королевских академий Лондона, Мадрида, Роттердама. В 2010 году в Цюрихе была основана частная школа для одаренных детей под его руководством. Школа обучает около 70 учеников со всей Швейцарии, ее деятельность поддерживает фонд (KuMа Foundation). Здесь обучают игре на скрипке, фортепиано и виолончели.
Руководит учебным процессом ученица Брона скрипачка Лиана Третьякова, сам маэстро очень энергичен, нередко бывает в учебном заведении и дает уроки. Педагог Инна Хриплович училась в Новосибирске у выпускницы профессора, а позже в Университете Индианы (США) у Нелли Школьниковой, восприняв лучшие традиции международной скрипичной школы. Таким образом, Школу музыки Захара Брона отличает преемственность методик, подаривших миру прекрасных музыкантов.
Ученики от 7 до 18 лет изучают только музыкальные дисциплины. Это специальность, теория, сольфеджио, камерный ансамбль. Искусствовед и композитор Ксения Наговицына проводит семинары по истории музыки. Занятия ведутся на русском, английском, немецком и французском языках. Обучение платное, и все зависит от количества часов: чем больше уроков в неделю, тем ниже стоимость. Если ученик идет далее учиться в специальную гимназию, то есть становится на профессиональные рельсы, побеждает в конкурсах, он может рассчитывать на стипендию. Школа организует мастер-классы известных музыкантов, а фонд поддерживает участие в них своих учеников.
В течение 7 недель прошлого года в Швейцарии был локдаун, и все перешли в дистанционный режим. Тяжелее всего было организовать занятия с младшими. Тем не менее, дети усиленно занимались и даже побеждали в онлайн-конкурсах. Екатерина Коллер, мама Никиты, отметила, что совмещать обучение в средней школе и в музыкальной непросто, и «дистанционка» позволила ее сыну больше внимания уделять именно музыке. Вообще Школа Брона хорошо встроена в швейцарскую систему музыкального образования. Подающие надежды ученики после 7 класса поступают в специальные музыкальные школы для получения общеобразовательного аттестата, при этом специальность они продолжают изучать в Школе. Затем есть возможность поступить в преколледж при Университете искусств в Цюрихе и получить высшее образование.

Путь на Олимп

Школа музыки Захара Брона выпускает виртуозов и держит высокую профессиональную планку. Интересно, что молодые таланты «от Брона» сразу попадают в объектив профессиональных музыкальных сообществ. Здесь показательна история Софи Брэнсон. Девочка начала заниматься с 3,5 лет благодаря маме-скрипачке. Ее педагог Лиана Третьякова ведет ученицу практически с открытия Школы.

Софи Брэнсон

Софи играет на скрипке итальянского мастера Бенвенуто Боттури 1934 года, ее в свое время купил Инне Хриплович отец. На сцене 14-летняя скрипачка раскрыла возможности инструмента через «широкий смычок», хорошо поставленную руку и полнозвучно-объемный средний регистр. На мой взгляд, лучше всего ей удались мелодичные фрагменты на легато в концерте Г. Венявского, хотя и техничные разделы она прошла легко. «Цыганские напевы» П. Сарасате с полным набором техник скрипача – от двойных нот, флажолетов до арпеджио в четыре октавы – показали возможности Софи Брэнсон. Возможно, пока ей не хватает темперамента, но нанизать на ноты характер – дело уже более взрослого музыканта.
Девушка мечтает о карьере солистки, но и игра в «крутом» оркестре мирового уровня ей была бы также интересна. Она любит читать на русском и английском языках, недавно освоен «Герой нашего времени» Лермонтова. Занятия скрипкой занимают много времени, и для освоения новых программ его потребуется еще больше. Только для участия в конкурсе барочной музыки она выучила Партиту Баха, сонату Вивальди. По условиям конкурса, программа должна была быть исполнена барочным смычком, а в следующей возрастной категории уже понадобится барочная скрипка.
В 2018-м Софи вместе с Вадимом Репиным, Александром Бузловым, Илвой Эйгус и Новосибирским симфоническим оркестром на Транссибирском фестивале исполнила премьеру concerto grosso iGeneration cовременного швейцарского композитора Даниэля Шнидера. Ее сценический опыт довольно обширен, включает выступления на европейских фестивалях, конкурсах, мастер-классах, концертах в Омске, Москве, Пскове, Минске.
Разговор о будущем молодых виртуозов продолжила Инна Хриплович. Современный музыкант, чтобы быть востребованным и успешным, должен не просто владеть инструментом. «Хорошо играть – это ремесло, а настоящего мастера отличает внутреннее наполнение, чтобы нести аудитории нечто ценное и важное. Ведь мы не просто учим ноты, а разбираем то, что за этим стоит: эпоху, стиль, жанр, идею автора, особенности трактовок».
Важное требование к молодому музыканту – дисциплина и правильная расстановка приоритетов. «У молодежи сейчас много соблазнов и отвлекающих факторов в виде гаджетов, чатов, компьютерных игр. Нам в этом плане было легче». Недостаточно просто хорошо играть, надо смотреть на музыкальную профессию шире: играть в разных стилях, осваивать барочные приемы и аутентичные инструменты, погружаться в камерную музыку. Также важно иметь рядом хорошего менеджера – в лице педагога, родителя и, в будущем, агента, который поможет организовать продвижение музыканта. Без организационной помощи сейчас сложно достичь вершин музыкального Олимпа.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 27 мая 2021 года, № 11 (208)
Tags: Музыка, Художественное образование
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment