Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Никаких современных писателей: горчат»

Константин ПОЗДНЯКОВ *

Что делать маститым филологам, наблюдающим, как горчит современная литература? Примеры Водолазкина, Аствацатурова, а теперь и Александра Соболева отвечают на этот вопрос: самим делать современную литературу, поскольку за уровень, как говорил герой Зощенко, действительно обидно.
Читая «ГРИФОНЫ ОХРАНЯЮТ ЛИРУ» **, трудно поверить, что это дебютное произведение, настолько хорошо написан текст. В аннотации издательства всех читателей честно предупредили, что для понимания романа требуется определенная квалификация. Осторожно! Сложный текст! На предупреждение я наткнулся уже после прочтения «Грифонов» и не очень понял, зачем оно понадобилось. Нынешнюю серьезную литературу давно уже не читают случайные люди, да и Соболев не предлагает современникам нечто сложное и непонятное. Разве что начинается роман, как туго растягивающаяся пружина, но уже со второй половины первой части ритм ощутимо ускоряется, а ближе к финалу повествователь, уподобившись скоростному поезду, везет читателя так, что только успевай ошалело смотреть в окно и пытаться понять: что это было? Кажется, на этой скорости несколько потерял бдительность и сам автор, потому что в какой-то момент слова «пароксизм» и «хабитус» за счет навязчивого употребления стали бросаться в глаза.

Всякий филолог и в литературных произведениях остается специалистом по своему любимому предмету. Все помнят, как «Лавр» Водолазкина вырастал из древнерусской культуры, смешанной со стилем позабытого раннего Леонова. «Грифоны охраняют лиру» – роман модернистский, изысканно интертекстуальный.

Не забыл Соболев своего брата-филолога: легко представить примерные темы научных работ, посвященных роману, есть здесь, где развернуться пытливому исследователю. Нечасто встречается произведение с таким плотным рядом отсылок в диапазоне от Льва Толстого до Льюиса Кэрролла.

В орнаментальной прозе автор чувствует себя как рыба в воде, иногда он погружается в такие глубины, что становится понятно: писатель получает удовольствие, лучше его не беспокоить. Критики Соболева за такие моменты упрекают: дескать, забывает о сюжетной линии до такой степени, что в финале концы с концами не сходятся. Позволю себе не согласиться: детективная линия романа (Никодим ищет своего отца, загадочного писателя-отшельника, ненавидящего журналистов, Агафона Шарумкина) прописана внятно, ответ на вопрос «кто убил Зайца?» дан в финале, так что тут всё в полном порядке. В сценах загадочного ритуала, который наблюдает плененный сельскими язычниками Никодим, и вовсе ощущается напряжение хорошего триллера, так что автор демонстрирует мастерское владение самыми разными приемами письма. Разве что последние эпизоды «Грифонов» выглядят странно. Тут Соболев то ли пародирует современные игры, фильмы и сериалы с обязательным намеком на сиквел, то ли действительно планирует продолжение. Последний вариант был бы особенно неплох.
Много сказано об альтернативной истории в романе. Да, действительно, повествование стартует в других 50-х годах ХХ века, потому что белогвардейцы победили в Гражданской войне, а Второй мировой и вовсе не было. Но если у Аксёнова в «Острове Крым» такой исторический поворот оказывался решающим, и потом всё действие вертелось вокруг островной темы, то для Соболева – это лишь повод изобрести для героя необычную профессию (Никодим фотографирует по заказу большевистских эмигрантов-аристократов останки их бывших владений) и показать, что всё возвращается на круги своя.
Можно много говорить о спорах персонажей романа по поводу роли русской интеллигенции в России, разгадывать смысл названия, также отсылающего к думам о нашей стране. А можно просто насладиться качественной прозой и получить удовольствие. В том числе и от хорошего чувства юмора Соболева: «Всякого узника тревожат приготовления, ведущиеся на площади, даже если там строят не эшафот, а, например, ларек для продажи лотерейных билетов».
«Грифоны охраняют лиру» уже сейчас можно с уверенностью назвать одним из лучших отечественных романов 2021 года.

* Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики СГСПУ.
** Соболев А. Грифоны охраняют лиру. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021. – 496 с.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 27 мая 2021 года, № 11 (208)
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment