Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Зачем кормить бездну?

Илья САМОРУКОВ *

В прошлом году известнейшему русскому поэту и художнику Дмитрию Александровичу ПРИГОВУ (1940–2007) исполнилось бы 80 лет. Это имя уже давно вошло в канон истории отечественного современного искусства. Работы Пригова хранятся в фондах ведущих российских и мировых художественных институций. Его многочисленные тексты издаются в собраниях сочинений.


[Spoiler (click to open)]
Еще при жизни Пригов в ироничной форме представал в образе «живого классика». После смерти поэта словосочетание «Пригов – классик» уже не смотрится столь ироничным. «Классический» означает образцовый. Фигура Пригова и его творчество – неотъемлемый и образцовый элемент позднесоветской и постсоветской культуры, и неиссякаемый интерес к его наследию это лишний раз доказывает.
Можно признавать значение Пригова, можно писать о нем научные статьи и диссертации, можно просто читать его произведения, укрепляя его в культурной памяти, но трудно поменять о нем уже готовое мнение. К Пригову прикреплена репутация концептуалиста, и его титаническое по масштабу творчество сужается до фамилии в ряду других фамилий этого признанного историей искусства направления, которое появилось во второй половине ХХ века и теперь занимает место в музеях и галереях. Концептуализм – это искусство мысли. Оно превращает образы в тексты и доводит образ до полного сворачивания в точку. Оно по-прежнему отвечает формам современности, но что именно хочет сказать концептуализм, остается загадкой.
Выставки «Я не готов к этой идее» и «В. Малевича», которые открылись в апреле 2021 года в самарской галерее «Виктория», могут изменить мнение о Пригове и показать, каким может быть концептуализм сейчас, если использовать приемы и стратегии Пригова повторно.
***
Выставка «Я не готов к этой идее» сделана при поддержке Фонда Пригова и фонда V-A-C. На ней представлены работы Пригова с 1970-х по 2000-е годы и его основные художественные открытия: стихограммы, фантомные инсталляции, перформансы, модернистские иконы, бестиарий, дерево из отвергнутых поэм.
Пригов явлен как разносторонний современный концептуалистский поэт, «деятель культуры», который не только работает с рядами слов, но и создает распознаваемые образы. Глаз, красная капля, люди в виде зверей делают визуальные произведения Пригова похожими на эзотерические послания. Как правило, концептуалистская образность ориентируется на более холодные и бытовые элементы. Они тоже присутствуют у Пригова, но выглядят как необходимый концептуалистский довесок. Именно эти образы создают странное и даже страшное ощущение от выставки. В кураторском тексте к выставке это ощущение подтверждается.
«Кто такой Дмитрий Александрович Пригов? Художник, поэт, прозаик, авант-рокер, акционист, перформер, драматург? Пригов – человек или Пригов – персонаж, наряду с десятками других придуманных им персонажей?
Перечисление всех этих идентичностей достаточно бессмысленно, поскольку сам Дмитрий Александрович уже определил себя работником культуры – этим странным советским штампом, с одной стороны, остраняющим человека от статуса гения, демиурга, творца, с другой – определяющим его как трудящегося на бескрайнем поле отечественной культуры и культуры в целом.
ДАП, как паук, плетет ткань этого мира, в котором повседневное и метафизическое оказываются неразрывно связаны, а сквозь швы и щели сквозит космическая чернота. Этот конвейер не остановить, ведь только его постоянной работой обеспечивается стабильность этого хрупкого мира, да и сама жизнь художника. Готов ли он к этой идее? Готов ли – к такой жизни? Всегда готов!»
Куратор галереи «Виктория» Анастасия Альбокринова в страстном и исчерпывающем тексте упоминает о пауке и «космической черноте». Пригов, несмотря на свою иронически рефлексивную установку, оказывается темным художником. Расшатывание литературных канонов, разламывание идеологических дискурсов, использование чужих идентичностей в случае Пригова предстают не только игрой (которую принято связывать с постмодернизом), но и заглядыванием в ту бездну, в которую заглядывать не обязательно. Можно быть и не готовым к такой идее.
***
Выставка «В. Малевича», где представлены вдохновленные «духом Пригова» работы самарских художников, вызывает ощущение спасительной профанации. Повторение Пригова – это стратегия, которую Пригов заложил сам. Она спасает от возможного падения в бездну, о котором пишет Анастасия Альбокринова в тексте ко второй выставке:
«Взяв за основу образ вагины Малевича – парадоксального соединения женского и мужского начала, плотского и космогонического, наличествующего и пропавшего в черной дыре, Victoria Underground пригласила современных художников к актуальному переосмыслению творчества Д. А. Пригова и к размышлению об образах, чье мерцание не угасает даже в кромешной тьме.
После смерти автора задача «кормить» бездну, создавая все новые и новые произведения, переходит к тем, кто живет и творит сейчас».
Здесь, несмотря на название, все достаточно прилично и по-концептуалистски «академично». Инсталляция с тремя круглыми дисками, символизирующая многозначное троеточие, портреты без людей, стихограммы, зеркально отраженные и поэтому трудночитаемые слова... На полу – превращенные в хэштеги важные для Пригова понятия: «Текст», «Глаз», «Фигура», «Смерть», «Фантом», «Газета», «Круг», «Зверь», «Азбука», «Гражданин». Бездну, видимо, воплощает «черный угол», где размещены бытовые вещи, окрашенные в черный цвет. Рядом с «чернотой» стоит табличка от молодых самарских художников с надписью «Привет». Оборотная сторона этой таблички перечеркнута. Эти упражнения в стиле останавливают приговский спуск в опасную глубину. Самарские художники играют в концептуализм, но не становятся Приговым. Не обязательно кормить бездну. Пригов уже это сделал до нас. Можно просто сказать ей: «Привет», – и остановиться.

* Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 27 мая 2021 года, № 11 (208)
Tags: contemporary art, Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment