Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Про людей нашего города

Валентина ЧЕРНОВА *
Фото Ивана БЫКОВА

В галерее «Вавилон» открыта экспозиция любопытной выставки «ПРО ЛЮДЕЙ». В рамках этого проекта целый год самарские художники в стенах галереи писали портреты известных личностей нашего города. Фотографы, благотворители, артисты, деятели культуры и просто друзья галереи. В результате получилась серия портретов каждого из героев проекта. И не найти на выставке двух одинаковых картин. Каждый художник создал свой образ. И это получилось интересно. На открытии можно было сравнить портреты с некоторыми из героев, да и без персонажей стоит посмотреть.


[Spoiler (click to open)]
Существует мнение, что демонстрация новейших тенденций в искусстве происходит именно в галерейном пространстве. И это верное мнение. Частым посетителям галереи «Вавилон» приходилось видеть такие выставочные проекты, как «Наши питомцы» с живописанием и демонстрацией этих питомцев на вернисаже; «Цветочный бал», когда непременным условием было появление на вернисаже в одежде, декорированной цветочным принтом.
Мне посчастливилось принять участие в проекте «Про людей». Для этого выбрала цветовую гамму в сочетании зеленого с красным, надела зеленое платье и красную шляпу, объединила все двуцветным шарфом и, сделав «никакое» нейтральное выражение лица, уселась в приметное красное кресло. Павел Пашкин норовил присесть совсем близко, не соблюдая дистанцию. Ясно – гиперреалист. Остальные устроились напротив. Мудрее всех поступила Ольга Абраменкова, начав писать на небольшом холсте лишь голову модели, остальные решили запечатлеть фигуру целиком в рост. У кого был маленький размер холста, уложились в два часа, а у Дины Богусоновой был большой холст, и полностью записать холст не удалось, написана лишь голова, а остальное намечено эскизно.

Конечно, самое интересное было дальше: я получила письмо-предложение! «Уважаемые участники проекта «Про людей». Просьба написать о себе. Чем занимаетесь, жизненная позиция, творческое кредо. Несколько предложений. Или чуть побольше».
Это заинтриговало, стало интересно, что же напишут другие участники проекта. А потом настало время вернисажа. И оказалось невероятным то, что модели ходили по залу и смотрели на себя, запечатленных в пяти или шести версиях. В глазах двоилось или троилось!
Художники тоже смотрели на зрителей, на моделей и портреты свежим взглядом, казалось, они в предвкушении от новых перспектив. Стало ясно, что проект не завершен и в его пределах появятся новые лица.
Захотелось почитать, что же написали некоторые известные персонажи.
Армен Арутюнов о себе: «Журналист, градозащитник, куратор. Редактор отдела культуры газеты «Волжская коммуна», член совета Самарского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член общественного совета при министерстве культуры Самарской области. Исследую культуру, историю и архитектуру Самары, делюсь знаниями и создаю новые смыслы, витаю вместе с модерном в облаках и оберегаю гениев места».
Мне кажется, недостаточно только одного сеанса, надо было дать хотя бы два. Психологию личности сложно передать за краткий промежуток времени, можно в целом в каждом человеке подчеркнуть похожесть и обратить внимание на детали костюма. Если человек обладает какими-то характерными приметами, тогда художнику легче работать.
У Дмитрия Вырыпаева очень приметная борода, и потому на всех стенах выделяются его портреты. Вырыпаев Дмитрий Владимирович, заведующий центром культуры и творчества «Галерея «Новое Пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки. Да и текст его сильно выделяется:
«Род занятий: просто живу.
Вид деятельности: практики передвижения по вертикали в условиях неопределенности и недостатка времени на принятие решений.
А конкретно: организация художественных выставок, мастер-классов, творческих встреч, лекций и все около этого…
Профессиональное образование: отсутствует. Присутствует образование в сфере управления спортивными организациями, что, в сущности, крайне близко к текущей профессиональной деятельности.
Жизненная позиция: «Делай что должно, и будь что будет».
Творческое кредо: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал»!
Предпочтения: люблю, когда слова, дела и чувства не расходятся друг с другом. Не люблю: весь фальшак, особенно собственный.
Жизненная цель: прожить именно свою собственную жизнь и именно свою собственную судьбу».
Эти строки словно дополняют характеристику его портретов.
Возникли портреты Светланы Полдамасовой, директора благотворительного фонда «Радость», Виктора Долонько, главреда «Культуры», Натальи Носовой, директора и актрисы театра «Самарская площадь», Евгения Дробышева, основателя и художественного руководителя театра «Самарская площадь».

Интересно написаны портреты Владимира Кузьмина, генерального директора ООО «Рубин», фотографов Сергея Баранова и Валерия Мокштадта, журналистов Елены Шишкиной и Ильи Сульдина. Весьма колоритны портреты маэстро джаза Григория Файна за игрой.

В этой живописной истории портретов про людей участвовало много художников. Это Анна Сливкова, Наталья Шепелева, Дина Богусонова, Светлана Кузина, Ольга Абраменкова. Павел Пашкин, Дина Ковалева. Позднее к ним присоединились Дмитрий Мантров, Андрей Данилов, Ирина Елизарова, Наталья Рави, Евгения Тарасова, Ирина Тулинцева, Наталья Какошкина, Галина Петрова.
Вот о графике Галины Петровой следует сказать отдельно. Этот вид искусства мобильный, не всегда требующий много времени. Все ее портреты получились как легкое дыхание и предстали в стадии завершенности. В ее работах проявилась сюжетная фантазия при отсутствии броского антуража. Все ее портреты необычны, неоднозначны, вызывают чувство восхищения.
В проекте «Про людей», казалось бы, должна превалировать реалистическая природа, как в работах Ольги Абраменковой, Дмитрия Мантрова, Светланы Кузиной, этому жанру в ХХ веке были чужды примитивизм, гротеск. Но сейчас сформировалась творческая ситуация, когда «кукольность» служит правде. Это проявилось в портретах кисти Наташи Шепелевой и в особенности в портрете Сергея Баранова руки Анны Сливковой.
Мы живем в эпоху отсутствия доминирующего стиля, и потому в одном зале соседствуют экспрессивные полотна Дины Богусоновой и портреты-наброски Натальи Какошкиной. Тем интересней было созерцать экспозицию!

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 27 мая 2021 года, № 11 (208)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Возможно всё, кроме непрофессионализма

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Специальность «композитор» не только для обывателя, но и для любого профессионального музыканта –…

  • Курские соловьи в джазе

    Игорь ВОЩИНИН * Кроме железорудных богатств магнитной аномалии, собственной Красной площади и уникального бронзового яблока сорта…

  • Грэмми-2021

    Игорь ВОЩИНИН * Состоялась 63-я церемония вручения премии «Грэмми». Напомню, что учреждена и впервые вручена эта премия была в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment