Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Артист не может расти с алебардой, артист должен расти на ролях

Рубрика: История с фотографией

Мы завершаем нашу рубрику, посвященную 90-летию Самарского театра юного зрителя «СамАрт», его актерам и спектаклям. Сегодняшняя фотография, на которой изображена сцена из спектакля Александра Кузина «Очень простая история», – лишь отправная точка для подробного рассказа о театре. Вспоминает заслуженный артист России, народный артист Самарской области Олег БЕЛОВ (играл в спектаклях СамАрта «Бумбараш», «Малюнки кузнеца Вакулы…», «На дне», «Мамаша Кураж», «Очень простая история»).

Сцена из спектакля «Очень простая история». Пес Крепыш – Олег Белов

[Spoiler (click to open)]
Самая моя большая гордость в связи с этим спектаклем – то, что с моей легкой руки Денис Бокурадзе получил важную для своего развития роль. Тогда он только пришел в СамАрт и почти ничего еще не играл. А у меня получилось вот что: мы уже репетировали «Очень простую историю», когда Валерий Гришко позвал меня на «Амадеуса». В «Истории» кроме меня роль Пса репетировал еще один актер, но у него что-то не получалось. Я взмолился: «Александр Сергеевич, ну возьмите еще кого-то мне в параллель, я не могу успеть всё». На что Кузин ответил: «Олег, ну где же еще второго такого найдешь?» После таких слов хочется работать бесплатно, ночами, без обеда. Вот что значит вера режиссера в актера!
Я предложил, чтобы Александр Сергеевич посмотрел Бокурадзе, и Денис в результате очень хорошо сыграл Пса. Мы играли в параллель, и замечательно всё было. Это сейчас почему-то второй состав стал каким-то наказанием. Для нас (я учился у Петра Львовича Монастырского) это была норма. И это правильно, когда сидишь в зале и смотришь на своего дублера. Ведь он делает те же ошибки, что и ты, но, когда ты находишься на сцене, ты их не видишь. Либо смотришь на дублера и думаешь: а как точно он тут сделал, надо и мне тоже это взять. Идет работа. Мы все работаем на хороший спектакль.
Когда я был молодой, я размышлял так: если меня похвалят – это здорово. Теперь я уверен, что если похвалили кого-то индивидуально в спектакле – это не очень хороший спектакль. А когда выходит зритель после спектакля и говорит: «Даже не знаю, кого выделить», – тогда это хороший спектакль. Нужны здоровая конкуренция и понимание, что мы делаем одно общее дело.
Когда я репетировал с кем-то, всегда выходил первым составом. И вдруг я попадаю в «Вассе Железновой» с Андрюшкой Бердниковым на роль. А он был молодой, но опытный артист, и я проигрывал ему. Во мне г…о кипит: как это принять, что его поставили на сдачу и на премьеру? Я покупаю коробку конфет и иду к Андрюше. Он, конечно, был удивлен, но одного он не понял: это я так борюсь с собственным г…ном.
Но вернемся к «Очень простой истории» Марии Ладо. Мы сыграли премьеру, а параллельно в Драме шли репетиции «Амадеуса». Я, конечно, пригласил Гришко в ТЮЗ на мой спектакль, но Валерий Викторович идти не хотел: «Не очень-то я люблю всё это бабское». А когда все-таки посмотрел, сказал, что Кузин спектакль сделал очень хорошо.
Ох, сколько у меня было открытий благодаря Александру Сергеевичу! Нам всегда говорят, что в идеале режиссер должен работать с каждым актером и у каждого состава должны получаться разные спектакли. Но, как правило, в реальности бывает так: один какой-то артист схватывает быстрее, а другого начинают натягивать на складывающийся рисунок.
Когда мы репетировали в СамАрте «На дне», я впервые узнал, что такое режиссер, который работает с каждым артистом индивидуально. На роли Актера мы были тогда с Игорем Михайловичем Данюшиным. Так получилось, что мы развели первый акт, и я уехал со спектаклем «До третьих петухов» на фестиваль «Золотой Витязь», а когда вернулся, уже шли технические прогоны, но все стали репетировать со мной второй акт. В одной из сцен я как вскачу и чуть ли не стал набрасываться на Клеща и Барона. Данюшин спросил Кузина, надо ли ему тоже так делать, на что Александр Сергеевич заметил: «Нет-нет, вы старше, вам такая порывистость ни к чему. Вы всё должны по-другому делать». И я увидел, как режиссер отталкивается от индивидуальности актера.
Был еще момент, который показывает, как точно Кузин знает актерскую, человеческую психологию. Есть такой диалог Актера и Луки: «Пошли с нами, я тебе почитаю стихи». – «А что это?» – «Забыл… Любимое стихотворение забыл». Я в себе трагедию коплю, мне нужно, чтобы комок к горлу подступил, в глазах слезы заблестели, а у меня ничего не рождается. Тогда Александр Сергеевич говорит: «Олег, оглянись на тех, кто играет в шашки». Я удивлен: как так, у меня ж тут трагедия, мне не до этого. На что Кузин заметил: «А почему не до этого? Ты идешь по улице, тут удар шашки по доске, ты автоматически поворачиваешься». Я обернулся, и вдруг всё получилось. Вот что значит физика. Станиславский говорил, что как только физика врет, ничего не может родиться, а если физика действует правильно, актеру не надо ничего уже делать, все пойдет само.
Когда Александр Сергеевич взял для постановки в Драме «Лес», было понятно, что играть будем мы с Сашкой Амелиным. Я-то с Кузиным работал уже, а Санька еще нет. В это время в СамАрте шли премьерные показы «Ревизора», и Амелин попросился на спектакль. После «Ревизора» Амелин подвозил меня домой и молчал. А это очень хороший был знак: спектакль ему понравился, режиссеру он поверил.
СамАрт очень многому меня научил, столько сделал открытий именно в актерской школе, хоть я к тому времени уже лет десять как в театре работал! И Адольф Шапиро в «Бумбараше» и «Мамаше Кураж», и Георгий Цхвирава, и Кузин столько мне дали! Кстати, если бы Петр не ушел из Драмы, мы бы не попали в «Бумбараш»: он никогда никого не отпускал. А Гвоздков сказал нам с Сережкой Меркушевым: «Ребята, конечно! Это же счастье – с хорошим режиссером поработать!»
Девчонки СамАрта – это отдельная история. Катя Образцова (Корова Зорька), когда была студенткой, была влюблена в меня как в артиста, ходила на все мои спектакли. И вот в «Очень простой истории» мы стали партнерами. Она такая талантливая девчонка! Лошадь играли Роза Хайруллина и Рита Шилова. Я понимал, что при очень яркой Розке Рите будет тяжело. Но когда она сыграла, я увидел, что ей очень даже есть о чем говорить. Они были разные, но каждая играла Лошадь с биографией.
То же было и с ролью Свиньи, которую играли в очередь Владочка Филиппова и Ольга Агапова. Оля – мощная актриса, а Влада тогда была начинающей, и ей все это было очень полезно. Это как раз принцип Петра Львовича: артист не может расти с алебардой, артист должен расти на ролях, и чтобы он тянулся к более опытным товарищам.
У Паши Маркелова Петух – первая большая роль. Мы все смотрели на него, изучали, он был темной лошадкой у нас. Я увидел, как он относится к работе, и сказал себе: у этого парня все будет хорошо, он будет артистом. Кузин с ним работал очень скрупулезно, нам он прощал какие-то вещи, а Паше говорил: «Нет. Меня это не устраивает». Ночью мы заканчивали репетиции, а утром Маркелов уже приносил что-то новое. И как его принимали зрители потом, как ему аплодировали на поклоне! Не потому, что роль так выписана (они все выписаны), а потому что, как говорила Кнебель, артист – это пять процентов одаренности, а 95 % – труда.
Про Сашку Марушева и рассказывать не буду – это мой друг, настоящий. Мы с ним с Геленджика вместе по жизни идем. Я все премьеры его в СамАрте смотрел, всегда мы говорили друг другу правду об актерских работах. Я ему делал замечания: убирай из своей природы КВН, у тебя уже достаточно мощи. И когда Шапиро выпустил «Бумбараш» и мы все увидели Марушева-Гаврилу, я Сашку поздравил, он как артист сделал такой скачок!
С Вовочкой Сапрыкиным и Владой мы познакомились здесь, в СамАрте. Вовочка, к чести его, трудяга. Я плакал, когда видел его в роли Соседа.
Я любил «Очень простую историю». Этот спектакль и тогда нужен был, и сейчас: актуальности своей он не теряет. Когда на протяжении всей жизни в театре, в кино тебе говорят, что ты – пустое место и ничего хорошего не будет, мы, настоящие артисты, должны, наоборот, со сцены нести добро. Хорошего и светлого в нас больше.
Не так давно, когда меня позвал Сережа Бережной посмотреть, как он ввелся на роль Пса, я сидел на спектакле и был счастлив. Я сам артист и знаю, как легко развалить спектакль. «Очень простую историю» самартовцы берегут, с таким трепетом они к ней относятся! Спустя почти 15 лет у меня было ощущение, что я смотрю премьеру. Таких спектаклей нужно больше сейчас.


Олег Белов. Фото Владимира Сухова

Послесловие редактора

Похоже, что это последний монолог Олега Белова для самарских СМИ перед его отъездом в Геленджик. Олег жил в Старом городе, его дом расселили под снос или еще для чего-то очень важного, а Олегу предложили квартиру в дальних микрорайонах. Перенесшему тяжелейшую болезнь артисту, работающему в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького в режиме «два вызова в день», ни учредители театра, ни Город не смогли помочь. Обещали, но так и не помогли. И вот народный артист Самарской области, заслуженный артист всей Российской Федерации, игравший в подавляющем числе самарских театров, создатель и руководитель уникального театра в Самарской областной психиатрической больнице, уезжает из города. Уезжает в театр, в котором он работал в самом начале своего творческого пути. «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря…»
Я уверен, что у Олега всё сложится хорошо. Только нам без него будет плохо.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 27 мая 2021 года, № 11 (208)
Tags: Театр
Subscribe

  • Словарь ковидной эпохи

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * Страсти по ковиду еще кипят, а российские лексикологи из Института лингвистических исследований…

  • Волга-Волга

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * Самарцы привыкли, что Волга всегда рядом. В любое время можно пойти поплавать или хотя бы посмотреть…

  • Летние размышления о причудах русского словообразования

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * В русском языке первое место по количеству образованных слов занимает суффиксальный способ. Чаще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment