Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Доктор едет-едет…

Константин ПОЗДНЯКОВ *

Ну что же, теперь понятно, зачем Сорокину понадобились пословицы и поговорки: на протяжении всего романа ** герой, известный нам по повести «Метель», доктор Платон Ильич Гарин, так ими и сыпет. На что, впрочем, наша критика особого внимания не обращает.
Почитав рецензии и послушав высказывания по поводу нового романа Сорокина, можно порадоваться за редкостное для нашего времени единение хоть в чем-то… Вслед за Галиной Юзефович все вспоминают рыцарский роман, восхищаются изображением нынешних политиков в виде задниц (особенно радует критиков политическая сатира, усмотренная в ответе пациента Владимира на все вопросы: «Это не я») и сетуют на невозможность посочувствовать героям. Дескать, не получается у Сорокина написать произведение, где персонажам можно сопереживать, а без этой важной черты новый роман смотрится творческим тупиком.


[Spoiler (click to open)]
Начну по порядку – с рыцарского романа. С таким же успехом «Доктора Гарина», в котором влюбленные Платон Ильич и Маша разлучены в третьей части, а к финалу вновь встречаются, можно было сравнивать и с античной ипостасью жанра. Но думается, что сходства с «Одиссеей» и «Доктором Живаго» всё же больше. Например, в четвертой части Гарин угодил в гости/плен к великанше-помещице – аналогу Полифема (в тексте сразу несколько намеков на то, что хозяйка, как и гомеровский циклоп, не брезгует человечиной). Пленение Платона Ильича загадочными дикарями, чернышами, напоминает о нахождении Живаго в отряде Ливерия. Да и в финале романа Гарин буквально вываливается из трамвая, как герой Пастернака. Но вообще-то перечислять сходства, аллюзии и цитаты в любом произведении Сорокина можно до бесконечности, тем более что автор постоянно использует вставные конструкции, а в них чего только нет: от доведенного до абсурда соцреализма до европейской литературной сказки. Одно можно сказать точно: роман получился неровный.
Я с трудом продирался через первые три части повествования, так расхваленные критикой. Было впечатление, что Сорокин судорожно перебирает свои прежние козыри, повторяя давно им пройденное и рассчитывая, что старый конь борозды не испортит. Дмитрий Быков точно подметил: политики-задницы идентичны клонам из «Голубого сала», добавлю, что приключенческие эпизоды отсылают к «Сердцам четырех», правда, куда-то пропало мастерство в эротических сценах, из-за которых в свое время Сорокина припечатали чином «порнографа», ну и т. д. Подумалось, что получился у писателя то ли «Моноклон», то ли «Теллурия» – продажа прежнего товара под новой вывеской.
Но с четвертой части «Доктор Гарин» превращается в совсем другую книгу. Юзефович критиковала роман за невнятное описание мира, по которому путешествует Платон Ильич, но это странно: пейзажные описания, детализация во второй половине романа выше всяческих похвал. Написано-то мастерски, диковинный мир наконец-то оживает, и с этого момента ни о какой «холодности» повествователя и речи быть не может.
Решительно невозможно не сопереживать Гарину и его собратьям по несчастью, угодившим в «шарашку» чернышей. Ваш покорный слуга никогда бы не подумал, что в романе Сорокина может появиться подобный пассаж:
«Засыпая ночью с булыжником, Гарин видел теперь напротив себя темное пустое место. Недавно здесь, на старой соломе, лежал человек, задававший неудобные вопросы, на которые доктору так не хотелось отвечать. И этот удивительный человек исчез. Навсегда. И как спокойно принял он смерть! Это был большой человек.
«И я не разглядел его, не заметил…»
Тоска сжала сердце Гарину. Прижимая к животу горячий камень, он беззвучно заплакал».
И пусть в финале Сорокин вновь пытается шокировать (получается так себе, сейчас хлеще эпатируют блогеры да моргенштерны), вторая половина романа – настоящая удача. И то, что критика одобрила только первые части, заставляет задуматься: то ли толкают писателя на проторенную дорожку с фирменными приемами, то ли просто не дочитали…

* Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики СГСПУ.
** Сорокин В. Доктор Гарин. – М.: АСТ, CORPUS, 2021. – 544 с.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 13 мая 2021 года, № 10 (207)
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment