Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Где стоять надгробию Клодта?

Аркадий СОЛАРЕВ *

Во время недавнего футбольного чемпионата по футболу многие гости Самары зачарованно останавливались возле нашего действительно уникального памятника архитектуры, занесенного аж в федеральный реестр, – домика Клодта. Восхищенно цокали языками, фотографировали и его, и себя на фоне особняка.

Дом этот, как все знают, больше походит на маленький замок, чем на обычный жилой дом начала ХХ века: флигели, башенки, изящные арки, необычная отделка фасада красно-коричневым и белым кирпичом, а также крыша в красно-белую шашечку. Именно из-за этих ярких деталей все дома, что стояли рядом, выглядели слишком строго и даже скучно. Возможно, именно из-за всех этих сказочных элементов дом Клодта сразу же после окончания его строительства прозвали «Теремком».


[Spoiler (click to open)]
Так что теперь снимки этого теремка, гармонично сочетающего древнерусское зодчество и мотивы средневековой Европы, разнеслись по всем странам, откуда к нам приезжали футбольные болельщики. А заодно и история этого сказочного особнячка, построенного в самом конце XIX века по проекту лучшего местного архитектора того времени Александра Щербачева.
Сначала, как водится, купец 2-й гильдии Иван Клодт обратился в самарскую городскую управу за разрешением о строительстве дома на своей же собственной земле. С получением разрешения на постройку столь оригинального здания в центре города тогда тоже были определенные трудности. Управа позволяла подобное только за определенные заслуги. Поэтому для ускорения получения разрешения на строительство особняка на своей же земле Ивану Клодту и его брату Карлу пришлось стать «благотворителями» – обеспечить самарскую управу сантехникой. По современным меркам это, конечно, взяткой считается, но тогда это, видимо, было в порядке вещей.
Так случилось, что именно накануне ЧМ-2018 самарские поисковики отряда «Крылья», которыми руководит Валерий Текучев, во время приведения в порядок воинских захоронений на городском кладбище на одной из заброшенных и неухоженных могил обнаружили надгробный памятник из черного мрамора. На нем высечено: «И. А. Клодтъ 1848–1904».

По углам надписи на надгробии следы от винтов, крепивших, скорее всего, бронзовую табличку, которую, очевидно, сорвали местные вандалы вместе с крестом в святые девяностые, когда не только цветмет, но даже и чермет был для них желанной добычей, о чем свидетельствуют отломанные со всех надгробий на воинских захоронениях звездочки. Вот и получается, что это надгробие не имеет никакого отношения к тому человеку, который лежит в такой заброшенной могиле.
Всехсвятское кладбище, на немецкой части которого в 1904 году был похоронен Иван Клодт, закрыто в 1926 году, а городское открыто только шесть лет спустя. Как же и когда его надгробие оказалось на теперешнем месте? Скорее всего, после закрытия Всехсвятского погоста, когда памятники растаскивались ушлыми самарцами и даже официально распродавались, кто-то из «мастеров ритуальных дел» прибрал до лучших времен очень эффектный и элегантный артефакт. И спустя годы предложил его кому-то для установки на первой линии уже городского кладбища с соответствующей табличкой, закрывающей первоначальную надпись. В то время эта линия предназначалась только для захоронения высокопоставленных усопших. Вот одному из них тогда, очевидно, и досталось клодтовское надгробие с фальшивой табличкой, спертой в 90-е…
То есть сейчас надгробие стоит на безымянной могиле, в которой неизвестно кто похоронен. Но так ли должно быть?
Нина Иевлева, до недавних времен бывшая директором музея «Детская картинная галерея», который с 1990 года находится в особняке Клодта, предлагает оставить могильный камень Ивана Клодта на городском кладбище, но поставить около него антивандальную табличку с кратким описанием истории и самого купца, и «путешествий» его надгробия. Кстати, Нина Васильевна рассказала и о том, что, по последним данным, Ивана на самом деле звали Генрих. Имя он якобы сменил тогда, когда по приглашению брата Карла переехал в Самару.
А вот у прихожан местной лютеранской общины другое мнение. Они предлагают перенести это надгробие с такой же табличкой, как предлагает Нина Иевлева, в парк Щорса. Именно там находился немецкий сектор Всехсвятского погоста, в просторечии «немецкое кладбище», где и был похоронен Иван Клодт. В результате хоть как-то будет увековечена память многочисленных самарских немцев, чьи могилы подверглись массовому сносу почти сто лет назад. Кстати, самарские лютеране считают, что на компенсацию предстоящих расходов могли бы скинуться наши многочисленные автодилеры, так как именно братья Клодты первыми в Самаре начали продавать автомобили.
Естественно, окончательно решать эту проблему должна Самарская городская администрация. Но она весьма незатейливо ушла в сторону, заявив, что нет никаких доказательств тому, что под найденным надгробием похоронен не Иван Клодт, а кто-то другой. Потому, дескать, и переносить надгробие не нужно.
А как думаете вы?

* Заслуженный работник СМИ Самарской области, лауреат премии Союза журналистов СССР, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 13 мая 2021 года, № 10 (207)
Tags: История Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments