Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Творческая вершина «потерянного классика»

Дмитрий ДЯТЛОВ *
Фото Ирины ЦАРЁВСКОЙ

В концертном зале Пушкинского народного дома в канун 76-й годовщины Победы состоялось исполнение «Поэмы о русском солдате» Всеволода ЗАДЕРАЦКОГО (1891–1953).

[Spoiler (click to open)]

Написанная в первые послевоенные годы на стихи Александра Твардовского, поэма через многие десятилетия доносит свидетельство о войне. Самое раннее по времени обращение к тексту поэмы «Василий Теркин» лишено черт развлекательного жанра, ни в одной из частей не упоминается имя солдата, от лица которого произносится текст, и в названии композитор отказывается персонифицировать героя.
Музыка «Поэмы…» стремится к высокому обобщению темы. Былинное и лирическое, игровое и танцевальное начала объединены духом эпического повествования. В «Поэме…» Задерацкого десять частей, каждая из которых может именоваться поэмой, настолько велик объем содержательных смыслов каждой, такова глубина проникновения в мир героя, так подробно музыкой описаны обстоятельства действия.
«Поэма о русском солдате» – одна из вершин творчества композитора, музыка которого все чаще звучит в концертах по всему миру. Лишь в последние десятилетия музыкальная общественность и слушательская аудитория получили возможность услышать музыку «потерянного классика» русской музыки первой половины XX века. С конца двадцатых (произведения того времени найдены и опубликованы; все, что написано до 1926 года, уничтожено вследствие очередного ареста) и до конца сороковых стиль композитора претерпел значительные изменения. Многие черты, связывающие Задерацкого с русским авангардом первой волны, ушли вглубь. Вовне проявилась простота песенных жанров послевоенного времени, усиленная суммой авторских знаков: свободным обращением с тональностью, смелой работой с ладом, созданием изощренной фортепианной фактуры, тонким конструированием квазифольклорных мелодий.
***
«Поэма о русском солдате» – это и вершина жанра вокального цикла, и, вместе с тем, музыкальная форма, стоящая особняком. Масштабность мысли и протяженность высказывания роднят «Поэму…» с крупными симфоническими формами. Не случайно Вениамин Баснер, обратившись к «Поэме…», увидел в ней исключительно оркестровые краски и инструментовал три части для симфонического оркестра (они были исполнены в Ярославле в 1998 году).
Вокальная партия «Поэмы» в высшей степени сложна. Это камерное по жанру, но, по сути, концертное произведение требует от певца, прежде всего, выносливости (очень много, особенно вначале, высокой голосовой тесситуры, пения forte). Обилие диатоники требует высокой позиции и точности интонации. Часто встречаются распевы мелодий на один слог чрезвычайной протяженности и непрерывного дыхания. Наполненность множеством событий, сюжетных коллизий, трагических моментов и комических положений героя требует от певца недюжинных актерских навыков, способности погружения в глубину и тишину, наполнения мощной энергией волевых тем и драматических эпизодов. Певец-актер в «Поэме…» действует в поле микромизансцен, в комических эпизодах (да и в трагических тоже) работая с цезурами и паузами, ферматами и различными subito.
Фортепианная партия, так же, как и вокальная, чрезвычайна сложна. Взглянув на текст, сразу можно понять, что его писал недюжинный пианист. Будто вся совокупность фактурных приемов виртуозного романтического пианизма явлена в одном произведении. Здесь и крупная октавная и аккордовая техника, и многообразие ритмических фигур, дающих эффект то рассредоточенной, то сконцентрированной энергии. Здесь и сила крупного мазка в духе листовского al fresco, и деликатность мелкой детали, дающей иной ракурс приближения к произносимому тексту.
Как и вокалисту, пианисту в исполнении «Поэмы…» Задерацкого нужна выносливость, виртуозная и психическая. Тот объем звуковых напряжений, который мог бы быть рассредоточен среди музыкантов большого оркестра, возложен лишь на одного. Эпическое полотно более часа звучания, наполненное столь многими музыкантскими задачами, не всякому пианисту по плечу. Помимо виртуозных возможностей, физической и психической выдержки, здесь необходима еще и особая масштабность мышления, способность построения архитектоники крупной формы, когда каждая мельчайшая деталь не проходит мимо сознания, когда наполненные живой энергией интонирования мелкие фигуры входят в силовые напряжения крупных разделов.
Десять частей «Поэмы…» начинаются сразу с кульминации. Части «Закон солдата» и «Грянул год» полны решимости и почти не оттенены иным состоянием (за исключением полушутливого лирического: «Разрешите доложить коротко и просто: я большой любитель жить лет до девяноста»). Третья часть, «Отступление», рисует широкую картину бедствия. Слова «То беда была большая, как брели мы на восток», маршевый ритм и песенная мелодия, несмотря на полное несоответствие друг другу, создают особое сложное состояние, где музыкой передается множество нюансов, отражающих переживания героя.
Четвертая часть, «Мать земля», – наиболее протяженная в цикле. Натуральный минор, пустые квинты сопровождения дают пространственный эффект и некоторую архаичность звучания. Мелодия звучит как народная, но автор не цитирует фольклор, а создает свою тему по ладовой модели древних распевов.
Шуточная, в манере плясовой, часть «Кисет» (№ 5) снимает высокое состояние эпоса, сменяя комическим. Шестая часть, «У речки», начинается просто, почти в манере «песен военных лет» (послевоенные годы были наполнены их звучанием), но мало-помалу усложняется и интонационно, и гармонически, и фактурно, повинуясь тонким нюансам выражения.
В точке «золотого сечения» – седьмая часть, «Смоленский рожок», лирическая кульминация всего цикла. «Свирельные» наигрыши фортепианного вступления долго готовят песню. Множество тональных отклонений следует за плавно разворачивающейся мыслью, готовя самое потаенное, интимное слово героя.
Разухабистое вступление начинает плясовую, чуть не вприсядку, восьмую часть «Шинель». Шутка за шуткой приводят к размышлению о смерти, после которого музыка и солисты будто бросаются в пляс, пускаются во все тяжкие. Девятая часть, «Девушкам», тоже танец, но чуть более изящный: «Обратите нежный взгляд, девушки, к пехоте».
Множество нюансов, непрестанно меняющихся движений, различных интонаций, типов фактуры в последней, десятой части «Медаль» формируют жанровую картину, где живо присутствуют, помимо героя, его собеседники. Музыка, полная жизненного разнообразия, словно рисует многофигурную композицию, становящуюся все яснее и ярче, будто раз за разом в зале прибавляют свет. На радостной кульминационной ноте завершается «Поэма о русском солдате».
В произведении Всеволода Задерацкого много разных картин, положений, движений, смыслов. Комическое и трагическое, лирическое и драматическое, чередуясь, образуют пестрое, но цельное полотно. Все разнообразие оттенено и соединено особым эпическим звучанием, что свидетельствует о том, что перед нами произведение высокого стиля. Еще Михаил Глинка мечтал, чтобы его музыка была понятна и знатоку, и профану, чтобы и тот, и другой могли ее оценить, чтобы и тому, и другому она несла свое содержание. Такого эффекта достигают редкие сочинения высокой классики. Это, по всей видимости, удалось Всеволоду Задерацкому в одном из его лучших произведений – «Поэме о русском солдате».
***
Тому свидетельством – самарская премьера цикла, в которой участвовали Василий Соколов (баритон), Валентина Загадкина (фортепиано) и Валерий Макаров (художественное слово). Организовала концерт Екатерина Удовицкая.

Слева направо – Валентина Загадкина, Василий Соколов, Екатерина Удовицкая, Валерий Макаров

Полный зал, поначалу довольно настороженно следивший за музыкой, уже к середине концерта стал откликаться на происходившее на сцене, а в завершение концерта устроил овации артистам. Самарская премьера состоялась и имела явный успех. И в этом заслуга музыкантов, которые исполнили монументальный цикл на одном дыхании, донесли до слушателя все богатство и многообразие музыки и сценического слова.
Концертная судьба «Поэмы…» Всеволода Задерацкого довольно непроста. Публикация лишь семи частей из цикла издательством «Советский композитор» еще в 1973 году повлекло за собой ряд исполнений (но только отдельных номеров). Впервые полный цикл исполнили и записали Василий Соколов и Валентина Загадкина в ноябре 2020 года (запись доступна на YouTube).
В нашем городе уже не в первый раз проходят мировые премьеры музыки Всеволода Задерацкого. Многие помнят исполнение Двадцати четырех прелюдий и Первой сонаты для фортепиано, избранных романсов композитора в 2012 году. Может быть, поэтому Самаре и посчастливилось стать свидетелем первого публичного исполнения одного из самых значительных произведений жанра вокального цикла Всеволода Задерацкого «Поэма о русском солдате».

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 13 мая 2021 года, № 10 (207)
Tags: Музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment