Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Пульс времени

Дмитрий ДЯТЛОВ *

– Разве уж и пьес не стало? – ласково-укоризненно спросила Настасья Ивановна. – Какие хорошие пьесы есть. И сколько их! Начнешь играть – в двадцать лет всех не переиграешь. Зачем же вам тревожиться сочинять?..
– Леонтий Леонтьевич современную пьесу сочинил!
М. Булгаков. Театральный роман

Концерт «Пульс времени» в рамках VIII МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА-ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ САВЕЛИЯ ОРЛОВА, основную  нагрузку по организации которого по традиции взял на себя Самарский государственный институт культуры, был посвящен музыке самарских композиторов. Композиторский концерт был единственным очным мероприятием фестиваля. Конкурсные прослушивания проходили в сети Интернет. Музыковедческая конференция, посвященная вопросам профессионального музыкального искусства, провела пленарное заседание в МКТК «Дирижабль». Большая часть ее участников, в том числе зарубежных, приняли участие заочно.

Юные композиторы – участники концерта: Алексей Гулевских, Роберт Куклин и Александра Костина

[Spoiler (click to open)]
Перед началом концерта публику, музыкантов-исполнителей, авторов приветствовал председатель самарской композиторской организации Марк Левянт. В своем слове он поблагодарил институт культуры, который на протяжении ряда лет поддерживает фестиваль, носящий имя музыканта, так много сделавшего для музыкальной культуры Самары. Было отмечено, что текущий год юбилейный как для Самарской организации Союза композиторов России (80 лет со дня основания), так и для ее первого председателя Д. Д. Шостаковича (115 лет со дня рождения). В связи с этим были анонсированы важнейшие для музыкальной Самары события года.
Организатор и ведущая концерта Алла Виноградова собрала объемную и разнообразную программу не только из сочинений самарских авторов, звучавших ранее, но и из последних по времени произведений. Пульс времени, по-разному услышанный композиторами, своеобразно отразился и в их пьесах, написанных для голоса и инструментов. Различные составы – от камерного дуэта альта и контрабаса до ансамбля народных инструментов, от вокальных номеров до хоров – исполнили музыку, представив череду настроений, картин, музыкальных образов. Особая взволнованная атмосфера, всегда сопутствующая исполнению музыкальных произведений в присутствии авторов, была дополнена горячим участием публики, завсегдатаев «понедельничных» концертов и других гостей института, студентов и преподавателей, школьников и их педагогов. Комментариями для исполняемой музыки иногда служили слова авторов.
Григорий Файн предварил исполнение своей фортепианной сонаты (2018) и прелюдий «Кипарисы в тумане» (2020) пространным введением и стихотворными эпиграфами собственного сочинения. Фортепианная «Фантазия в стеклянном кубе» Леи Витковской, исполненная Марией Минайленко, также имела образное словесное пояснение.
Вступительное слово Аллы Виноградовой к ее Арии Марии «Бедный мальчик» из оперы «Птицы Иисуса» (Надежда Сорокина – сопрано, Александра Дятлова – фортепиано) вернуло нас в 1998 год – время создания оперы, познакомило с некоторыми обстоятельствами сочинения либретто и музыки.
Сочинения Илоны Дягилевой – Два хора из кантаты «Времена года» на стихи С. Есенина (Женский камерный хор «Людмила», хормейстер Анастасия Миронова, концертмейстер Марина Абросимова), «Диалоги» для альта и контрабаса (Артур Сафеев – альт, Стас Целых – контрабас) и «Танго» для фортепианного дуэта (Валентина Яхьяева и Яна Шувалова) – разделили почти двадцать лет (хоры написаны в 2000 году, инструментальные пьесы – в 2019 и 2020). Они весьма различаются по языку и представили разные способы высказывания композитора: лирический и острохарактерный.
Неожиданной оказалась та часть концерта, где выступили не профессионалы, а учащиеся-композиторы. Ученик Вячеслава Шевердина, студент Самарского музыкального училища имени Д. Г. Шаталова Алексей Гулевских выступил со своей Второй фортепианной сонатой, в которой местами чувствовалось влияние учителя.
Роберт Куклин (ученик ДЦМШ, класс А. Л. Черняевой) исполнил три свои пьесы: «Танец призраков», «Маленькое утреннее рондо», «Тарантелла», причем сыграл с остро-характерным ощущением времени, отточенным штрихом и осознанным интонированием.
Другая ученица Черняевой, Александра Костина (ДМШ имени Д. Д. Шостаковича), представила произведения в разных жанрах: фортепианную пьесу «Баба-Яга», в которой солировала сама, и песню «Плим» на стихи Ирины Токмаковой, где аккомпанировала Ульяне Киселевой.
Александра Костина выступила и в качестве юного музыковеда в фильме Марианны Карасик «Звучит мелодия над Волгой» о композиторах Самары. Фрагменты из фильма были представлены публике концерта.
«Детскую» тему продолжили две песни из музыкального спектакля Аллы Виноградовой «Полет в небеса» на стихи Даниила Хармса (Надежда Сорокина/Александра Дятлова).
Завершили вечер Концертная импровизация баяниста Владислава Иванова на тему песни Бориса Потемкина «Наш сосед» и пьеса «Медленный вальс» Виталия Максимова в исполнении ансамбля русских народных инструментов «Лада» (руководитель Валерий Попов).
Музыку самарских композиторов исполняли как сами авторы, так и приглашенные ими исполнители. В музыкальном искусстве профессиональное «разделение труда» между сочинением и исполнением произошло довольно давно. Сегодня исполняющий свою музыку композитор академической традиции – редкость. Кажется, что автор всегда исполнит свою музыку лучше профессионального артиста-исполнителя. Но так бывает далеко не всегда. Несмотря на авторскую интенцию, музыкант-исполнитель знает и понимает свой инструмент тоньше и глубже: ежедневная практика лучше любого теоретического знания. Поэтому обычно композиторы доверяют свою музыку исполнителям, а часто и пишут для конкретных инструменталистов, певцов или коллективов. Так было и в концерте «Пульс времени», где звучала музыка, написанная, как правило, в расчете на определенных исполнителей.
Среди музыкальных специальностей композиторская деятельность по праву считается наиболее творческой. Поскольку композитор, несмотря на наличие известных «строительных» материалов, стремится к уникальности в результате поисков выражения. Уникальность эта может быть определена не только созданием принципиально новой языковой среды. Новизна и неповторимость подчас заключаются в высокой степени авторства, когда знакомые всякому «кирпичики» складываются в такой последовательности, что появляется нечто небывалое.
Повинуясь некоему наитию, генерируются отношения между элементами, которые создают качественно новый результат. А это и происходит в творчестве композитора. Пускай он говорит голосом позапрошлого века, пусть его эстетика несет явные черты давно ушедших эпох, а музыкальный язык рождает конкретные аллюзии (может, и ненамеренные вовсе). Сочиняя музыку, он так или иначе не герметичен, его мысль соотносится как со своим собственным глоссарием, составленным из текстов культуры прошлого, так и с пульсом современности. Иначе и быть не может. Откуда тогда непосредственная и благодарная реакция аудитории? Чем объяснить горячий прием публики? А ведь именно таким был ответ слушателей на музыку самарских композиторов, исполненную их любимыми музыкантами. Концерт «Пульс времени» имел явный успех.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 29 апреля 2021 года, № 9 (206)
Tags: Музыка, Художественное образование
Subscribe

  • Беляев и «беляевцы»

    В Самарской областной универсальной научной библиотеке открылась выставка «Какой цвет синий? Сергей Беляев и беляевцы». Центром…

  • Выставка графики Евгения Травкина

    В самарском Доме архитектора открылась персональная выставка графики Евгения ТРАВКИНА «Кирпичная Самара». «Кирпичная…

  • «Когда я вернусь…»

    Валентина ЧЕРНОВА * Фото Сергея ОСЬМАЧКИНА В галерее «Новое пространство» открылась персональная выставка произведений…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment