Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Бизнесмен, пишущий музыку по воскресеньям»

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Так называл основоположника американской академической музыки Леонард Бернстайн. В 1951 году он дирижировал премьерой Второй симфонии Чарльза АЙВЗА (Charles Ives), которая была написана еще в 1909-м.


[Spoiler (click to open)]
Дело в том, что Чарльз Айвз по профессии и роду деятельности был весьма успешным страховым агентом, а впоследствии – главой крупной фирмы по страхованию жизни. К сочинению музыки он относился как к хобби, занимаясь ночами и по выходным. Четыре года он, впрочем, провел в Йельском университете, занимаясь композицией и органом. Несколько лет по воскресным дням играл на органе в церквях родного Коннектикута, а затем и в Нью-Йорке. Свой уникальный дар и страсть к эксперименту в музыке он получил, судя по всему, от отца, капельмейстера военного оркестра, любившего управлять одновременно двумя оркестрами, марширующими и играющими разные марши.
Наследие американского классика довольно велико. Айвз – автор пяти симфоний и нескольких крупных сочинений для оркестра, фортепианных и скрипичных сонат, струнного квартета и других камерных произведений, множества хоров и более ста песен. Профессию композитора ему передал из рук в руки самый академичный и педантичный композитор Йельского университета Хорейшио Паркер, который в свое время учился в Мюнхене у Й. Г. Рейнбергера. Как говорил Бернстайн, в то время никто не мог преподать твердые правила академической музыки так, как Паркер. И Айвз, не успев выйти на свободу от педантичной опеки, тут же начал эти правила нарушать.
Мировая слава пришла к композитору лишь посмертно. Правда, в профессиональной среде его оценили еще при жизни. Арнольд Шёнберг в начале сороковых годов признал, что Айвз уже на рубеже веков вплотную подошел к воплощению идеи додекафонии – техники, создателем которой принято считать знаменитого венца.
Но не только серийная техника была предвосхищена Айвзом. Современник Густава Малера, Клода Дебюсси, Александра Скрябина, он чутко прислушивался к духу времени, в котором улавливал мельчайшие флюиды новаций. Атональность и политональность, четвертитоновая система, элементы алеаторики и стереофония (пространственные эффекты) причудливо и вместе с тем органично соседствовали в его произведениях с фольклором и бытовым танцем, регтаймом и госпелом. Цитирование и самоцитирование предвосхитили интертекстуальные тенденции второй половины века. Полистилистика (смешение высокого и низкого, духовного и бытового, элитарного и популярного и т. д.) задолго до того, как пришла в профессиональную музыку, была освоена Айвзом. В 1960 году Стравинский, знакомясь с очередной партитурой американского композитора, сказал, что «полвека назад Айвз спокойно уселся за стол, чтобы отведать торт современности, тогда как сегодня мы едва находим себе место за этим столом».
Ярким образцом стиля Чарльза Айвза служит Четвертая симфония для большого оркестра и смешанного хора, органа и двух фортепиано (настроенных с разницей в четверть тона). Необычны для симфонического цикла порядок и наименование частей: Прелюдия, Скерцо, Фуга и Финал. Симфония многолика и многоголоса, в ней происходит много событий, маркерами которых становятся цитаты бытовых песен, патриотических маршей, регтаймов и духовных гимнов, краткие фрагменты других сочинений Айвза.
Одна из самоцитат – соло трубы из камерной пьесы «Вопрос без ответа» – обращена будто в глубину Вселенной, обращена к вечности. Стереофонический пространственный эффект создают струнные и арфа в кулисах. Группы оркестра в Скерцо играют в разных темпах и ритмах. Кажется, что мы, оказавшись в центре городского праздника, слышим отовсюду множество звуков музыки, исполняемой разными ансамблями или оркестрами. Звуковые образования движутся с разной скоростью и в разных направлениях, создавая отнюдь не звуковой хаос, но неожиданное и ошеломляюще новое пространство музыки.
Для такой полифонии пластов в управление «оркестрами» включается второй дирижер (Леопольд Стоковский перед премьерой замечал, что никогда не имел дела со столь сложной партитурой). Скерцо резко обрывается, и ему на смену приходит фуга на тему патриотической песни «От ледников Гренландии». За основу темы композитор берет мелодию из своего струнного квартета. Модель барочной музыки создает небывалое впечатление: будто, отворив дверь в храм, стоящий в центре шумного города, мы слышим звуки иной, небесной музыки, отрываемся от земли, и нас касается легкое дуновение вечного.
В Финале, не прекращаясь, звучит маршевый ритм ударной группы оркестра. Четвертитоновая музыка и целотонные звукоряды, хроматика и диатоника используются в создании множества тем, связанных общим течением. В коде вступает хор на слова гимна «Ближе к тебе, мой Господь», обрамляя всю монументальную композицию симфонии, которая не заканчивается, а будто удаляется и постепенно стихает.
Любимыми композиторами Айвза были Себастьян Бах и Стивен Фостер – автор многочисленных и популярных в Америке баллад. С одной стороны, он опирался на великую немецкую традицию Баха, Бетховена, Брамса, Вагнера. С другой – на американский фольклор, духовную музыку пресвитерианской церкви, танцевальную и бытовую музыку своей юности. Бернстайн вместе со всей сложностью музыкального языка отмечал в эстетике Айвза некий примитивизм, говоря о нем как о «простом крестьянском парне»: «Примитивность в его музыке есть свежесть наивного американца».
В 1996 году была осуществлена премьера считавшегося ранее незавершенным последнего монументального цикла Чарльза Айвза Universe symphony. Композитор предполагал исполнение этого сочинения на открытом воздухе в горах, оркестры и хоры размещая в разных локациях. Части симфонии «Музыка Земли» и «Музыка Неба» должны были звучать одновременно. Наименование частей и разделов формы: «Пульс Космоса», «Широкие долины и облака», «Рождение океанов», «Земля и Небесный свод», «И вот, теперь Ночь», «Земля принадлежит Небесам».
Усилиями музыкантов и исследователей творческое наследие американского композитора начала XX века почти через сто лет приведено к своему логическому завершению. Симфония Universe стала итогом многообразных звуковых экспериментов, поиска природы звука, его выразительных возможностей для соединения мира идей и мира воплощений, мира Земли и Неба.
В «Эссе перед сонатой» композитор писал: «Инстинктивный и прогрессивный интерес к искусству у каждого человека будет расти и расти, наполняясь надеждами и строя новые горизонты, пока, наконец, не придет день, когда каждый человек, выкапывая картофель, будет дышать своим Эпосом, своими собственными симфониями; а сидя на заднем дворе в рубахе с короткими рукавами и любуясь своими веселыми детьми, он глянет поверх горных вершин и увидит свои видения воплощенными в реальность, – услышит трансцендентное эхо симфонии дня, повторенное многими хорами, вибрирующее во всем своем совершенстве в западном ветре и на вершинах деревьев».

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 29 апреля 2021 года, № 9 (206)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment