Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Геннадий Власенко – хранитель танцев Поволжья

Ксения ГАРАНИНА

Сегодня – Международный день танца. К этой дате вспоминаем основателя народного сценического танца Поволжья Геннадия Яковлевича ВЛАСЕНКО. В этом году его главное творческое детище, ансамбль «Волжские узоры», празднует 50-летие, а в прошлом году отмечали 80-летие со дня рождения балетмейстера. Об учителе, о мастере, о хранителе – со слов учеников, учителей и коллег.

Геннадий Власенко с учениками

[Spoiler (click to open)]
О Геннадии Яковлевиче они могут говорить часами. Что-то рассказывать, потом еще перезванивать, чтобы что-то добавить, о чем забыли сказать в первую встречу, и снова растянуть разговор.
Его коллега и близкий друг Галина Степановна Кубасова-Пак пришла на встречу с толстой папкой газетных статей, стопкой документов, сборником научных трудов и пухлой книжкой воспоминаний о Мастере. Она рассказывала о том, как они вместе учились в Московском институте культуры, затем работали в институте культуры в Куйбышеве, как Геннадий Яковлевич помогал ей создавать хореографическую школу и образцовый ансамбль танца «Карнавал». Галина Степановна посоветовала обязательно посетить юбилейный концерт, посвященный 50-летию «Волжских узоров». Ансамбль создал Геннадий Яковлевич и руководил им тридцать лет.
Концерт начался со слов благодарности создателю коллектива, продолжился серией хореографических картин и зарисовок, поставленных Мастером, и поздравлениями от танцевальных школ со всей России. К этому трудно что-то добавить. Всевозможные хвалебные слова и фразы о значимости работы Геннадия Яковлевича уже звучали на самом высоком уровне, звания профессора, заслуженного деятеля искусств РФ и заслуженного работника РФ балетмейстер получил, фестиваль, названный его именем, сегодня – один из главных для «народников» региона, о его биографии не раз рассказывали в СМИ, а в прошлом году издали целую книжку-посвящение «Вспоминая Мастера». Для первых выпускников кафедры хореографии Куйбышевского государственного института культуры он – Учитель, а для нового поколения студентов – Легенда.
Но, наверное, самое главное то, что он был настоящим хранителем культуры Поволжья, бережно собирал всё, что связано с краем, и сохранял это в культуре танца. Его работы как балетмейстера – это не просто прекрасно выстроенные хореографические композиции, а самый настоящий шифр, в котором скрыты традиции, обычаи, предания народов. Он был гением деталей, когда каждое движение, каждый жест и поворот головы основывались на большой этнологической работе.
Галина Кубасова-Пак вспоминает, что всегда, когда они ездили в какие-то районы на гастроли, Геннадий Яковлевич старался поехать в самую глубинку, где общался с местными и расспрашивал их о танцах и пытался выяснить происхождение каждого движения.
В воспоминаниях Давлята Умерова, одного из учеников Власенко, звучит рассказ о том, как балетмейстер взял его в фольклорную экспедицию: «Мы приехали в какой-то районный дом культуры, где перед нами выступал самодеятельный фольклорный ансамбль. Геннадий Яковлевич всё время что-то записывал и обо всем подробно расспрашивал. Он попросил меня нарисовать костюм и особенно перерисовать все орнаменты, вышивки и головной убор».
В методических пособиях по хореографии Геннадий Власенко рассказывал о своих исследованиях: «В танцевальном фольклоре Урало-Поволжья будущий хореограф должен выделять еще одну сложную линию: изображение повадок животных, птиц и целых сцен из жизни медведя, козла, зайца, лебедя, орла, голубя, кукушки. У калмыков это танцы: тулла би – танец зайца. Мордовская пляска «Медведь» представляет собой подражание зверю – неуклюжее топанье на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую. Медведь находится в кругу пляшущих, время от времени порывается схватить одну из молодых девушек. Музыка танца отличается некоторой изобразительностью, воссоздавая образ неуклюжего зверя, простотой и ненавязчивостью ритмического и мелодического рисунка».
И такое внимание он уделял каждому танцу.
Его увлеченность отмечали преподаватели уже во время учебы. В творческой характеристике на звание «Заслуженный деятель искусств России» главный балетмейстер Государственного академического русского народного хора имени М. Я. Пятницкого народная артистка СССР Татьяна Устинова писала: «Власенко я знаю с 1965 года, когда он поступил в Московский государственный институт культуры, где я вела предмет «Русский танец». Сразу же была отмечена его целеустремленность в овладении профессией хореографа. Каждый семестр он показывал интересные творческие работы, которые высоко оценивала комиссия. Для прохождения практики на четвертом курсе он был направлен балетмейстером-постановщиком в Калмыцкий государственный ансамбль танца «Тюльпан», и результатом работы был показ в Концертном зале имени П. И. Чайковского программы, поставленной им».
Конечно, институту культуры в Куйбышеве очень повезло с Геннадием Яковлевичем. В тот же год, когда он пришел на должность заведующего кафедрой, появился и ансамбль «Волжские узоры», который прославил вуз в стране и продолжает добавлять ему популярности. В разговоре Галина Кубасова-Пак особенно отметила педагогический талант Геннадия Яковлевича. Она говорила, что в работе с ансамблем-спутником «Волжских узоров» – «Карнавалом» – он работал с детьми очень аккуратно и внимательно.

Фрагмент выступления ансамбля «Волжские узоры»

Алексей Шишкин и Юлия Кившенко, ученики Власенко, продолжающие его традиции и воспитывающие новые таланты на базе «Волжских узоров», вспоминают: «Геннадий Яковлевич – человек многогранный. Нередко грани его личности конфликтовали между собой. С одной стороны, он очень веселый человек, обладающий безупречным чувством юмора, с другой – его суровость заставляла студентов вжиматься в стены. В то же время не каждый педагог может похвастаться крепкой многолетней дружбой со своими учениками. Обладая огромными запасами профессиональных знаний, Геннадий Яковлевич учился у своих же студентов, особенно выделяя ценность знаний, полученных из первоисточника».
Геннадий Яковлевич успел поработать балетмейстером Ансамбля песни и пляски ПриВо и главным балетмейстером Волжского народного хора. Петр Львович Монастырский часто приглашал Власенко к сотрудничеству и уход Мастера назвал «невосполнимой потерей для самарской культуры».
Геннадия Яковлевича не стало в 2001 году, но его постановки до сих пор можно увидеть на сцене, а с его учениками – руководителями школ, студий, ансамблей народных танцев – встретиться по всей России от Осетии до Татарстана. Каждый, кто прошел школу «Волжских узоров», считает себя учеником Власенко, хотя его нет уже двадцать лет.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 29 апреля 2021 года, № 9 (206)
Tags: Культура Самары, Народный танец
Subscribe

  • Возможно всё, кроме непрофессионализма

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Специальность «композитор» не только для обывателя, но и для любого профессионального музыканта –…

  • Курские соловьи в джазе

    Игорь ВОЩИНИН * Кроме железорудных богатств магнитной аномалии, собственной Красной площади и уникального бронзового яблока сорта…

  • Грэмми-2021

    Игорь ВОЩИНИН * Состоялась 63-я церемония вручения премии «Грэмми». Напомню, что учреждена и впервые вручена эта премия была в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment