Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Профессия предполагает хулиганство

Рубрика: История с фотографией

В юбилейный сезон Самарского театра юного зрителя «СамАрт» мы продолжаем вспоминать спектакли, важные имена и события, коих за 90 лет набирается значительное количество. Сегодня с нами на связи актер Александр МАРУШЕВ (в Самарском ТЮЗе – с 1993 по 2006 г.).

На фотографии – самое начало спектакля «УСЛОВИЯ ДИКТУЕТ ЛЕДИ». Пока зрители идут в театр, они видят, что у стены сидит такой бомжик, со своей бумажечкой-призывом. Олег Александрович Бычков предложил такую штуку. Тогда это было… не скажу «модно – не модно», но уже начиналась другая история взаимодействия актера со зрителем. Артисты стали выходить в зал. Это было не то чтобы ноу-хау, но для русской традиции, да еще для провинции ход был необычным. И мы в такой пляс пустились!
Перед спектаклем я сидел и просил милостыню. И некоторые зрители давали мне деньги, верили, что я настоящий бомж. На хлеб с маслом у меня каждый вечер было. А один раз меня забрали в милицию. Какой-то «добрый» зритель решил, что это непорядок: он идет в театр, красиво наряженный, а у театра – бомж. Кто-то вызвал «воронок» прямо к СамАрту, милиционеры меня под белы рученьки – и в машину. Танюша Самодурова (главный администратор театра) выручила: если бы не она, отвезли бы меня в отделение.

[Spoiler (click to open)]
То есть, купив билет, люди еще не догадывались, что спектакль, собственно, уже начался, на улице. А потом, когда я появлялся на сцене (не с первых секунд), у зрителей были круглые глаза. Многие были удивлены, что они, оказывается, проходили мимо артиста. Было приятно: момент неожиданности срабатывал. Ход работал, а я – за любой кипиш, если он срабатывает. Это, конечно, заслуга режиссера Олега Бычкова, его выдумка.
История заключалась в том, что барышня подбирает на улице человека и предлагает ему сделку: сыграть роль ее мужа за определенное вознаграждение. А потом, конечно, случается любовь. Такая вот классика. Леди играла Леночка Туринская – потрясающий партнер, видящий, слышащий, большая умничка. Ее персонаж и закрутил весь сюжет. Филиппа превращает моего героя из бомжа в приличного человека. Я мылся в душе, а в это время она выбрасывала мое рубище.
До ремонта фойе театра представляло собой множество белых колонн, между ними – полупрозрачные стеклышки. Туда провели воду, и мне приходилось во время спектакля по-настоящему принимать душ, на просвет зрители наблюдали весь процесс. Потом нужно было быстренько вытереться и одеться. Любашка Халятина и Нинулька Голубева мне помогали, они ползали под станками, иначе бы их было видно. Это был аттракцион: два костюмера меня одевают лежа.
Лена Туринская – красавица, она играла сильную женщину, женщину-вамп. Это была английская история (в основе спектакля – пьеса Эрика Элиса и Роджера Риза), но мы старались не играть англичан, потому что сие мне неведомо, это точно. А играли мы про нас. И это, как мне кажется, тоже имело отношение к успеху.
Работали в фойе, и для нашего театра это был новый формат – застольно-выпивательный, чего я очень сильно опасался. У входа стояли столы с напитками, зрителям тогда было позволительно курить прямо в театре. Это был полный фарш! Зрители чувствовали себя как в варьете. Но материал очень интересный, и во время спектакля никто не ел и не пил. Это был зачет для нас: мы не то чтобы побеждали в этой схватке, но то, что в таких нелегких условиях происходил театр, – это точно. Мы «цепляли» зрителя.
С Олегом Александровичем мы ставили еще комедию «Театр? Театр… Театр!». Работалось с ним легко, у нас были очень хорошие человеческие и рабочие отношения. Бычков из тех режиссеров, которые доверяют артисту, он знал, что я могу, чего не могу. «Театр? Театр… Театр!» запомнился тем, что там можно было похулиганить. Но ведь профессия предполагает хулиганство, мы же не у станка стоим. В этом и заключался мой огромный интерес: было разнообразие в репертуаре, было что играть – и одно, и другое, и третье. Так случилось, что мы были «весь вечер на манеже», и это прекрасно. Я и завис на долгое время в театре именно поэтому.
Как я в СамАрт-то попал? Вместе с Олежкой Беловым мы служили в Геленджике в театре «Торикос». Оттуда уехали в Самару, Белов пошел в Драму, а я просто хотел пересидеть несколько месяцев, пожить у родителей, а потом двинуться дальше. Ни в какой театр Самары я устраиваться не собирался, а Белов мне и говорит: «Слушай, я тут договорился, на днях у тебя в ТЮЗе показ». Целый день я с этой мыслью жил, а потом подумал: раз друг договорился, нельзя его подводить. Все произошло только потому, что я Белова люблю. Я показался, меня приняли, и начался мой роман с СамАртом.
В спектаклях меня все время пытались ставить на роли героя, а я никогда не любил это амплуа. В «Гамлете» играл то Лаэрта, то Гильденстерна, причем второй мне был гораздо интереснее. В «Золушке» меня утвердили на роль принца – при том, что я уже начал лысеть тогда. Мне даже делали накладку, я плевался, но играл. Правда, спустя несколько спектаклей уговорил режиссера Владимира Рубанова, чтобы все-таки дал он мне другую роль – Солдата. Конечно, постановщик из лучших побуждений сделал распределение, отношения у нас были дружеские, но какой из меня герой?
Интересно было тогда в театре, прекрасные режиссеры с нами репетировали. Близкий режиссер для меня тот, от работы которого складывается ощущение, что я все сделал сам. А через какое-то время приходит осознание: ведь вот настоящий режиссер, дал тебе карт-бланш, показал направление. У меня был такой случай. Мы репетировали, уже вот-вот должна состояться премьера, и я спросил: «Может быть, какие-то замечания, поправки будут?» Мне ответили: «Нужно только, чтобы ты во время этой реплики перешел отсюда вот сюда». Я спросил: «И всё?» Ответ: «Да. Ты всё знаешь и так». У меня, конечно, было ощущение, что я молодец, сам все здорово сделал. Слава богу, потом подумал, понял, в чем дело.
Проходит время, многое забывается, но остаются только хорошие ощущения от того, что было в те годы.

На фото: Спектакль «Условия диктует леди». Дункан Макфи – Александр Марушев

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 29 апреля 2021 года, № 9 (206)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment