Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Убить пересмешников

Константин ПОЗДНЯКОВ *

Южная готика живее всех живых не только в музыке, где последние несколько лет на основе произведений Фолкнера, Харпер Ли, О’Коннор пишутся песни в стиле «альтернативное кантри», но и в литературе, о чем свидетельствует роман Лансдейла «Пойма» **, добравшийся до российского читателя спустя 21 год после первой публикации. В Штатах книга в свое время была отмечена несколькими премиями и собрала ворох восторженных рецензий.

Бурная фантазия мистера Лансдейла забрасывала его на протяжении карьеры в разные жанры и направления, порой автор выдавал совсем уж сумасшедшие гибриды а-ля «Бабба Хо-Теп» – в этом насквозь пронизанном черным юмором опусе оказавшийся в доме престарелых Элвис Пресли противостоял ожившей мумии (чушь, конечно, изрядная, но написано крайне увлекательно).
«Пойма» на фоне подобных экспериментов выглядит чуть ли не классическим романом, тем более что с самого начала повествование сильно напоминает хрестоматийное произведение Харпер Ли «Убить пересмешника». Есть папа Джейкоб – местный констебль, отстаивающий равноправие между белыми и афроамериканцами, есть брат и сестра – Гарри и Томасин, которые сначала пытаются разгадать местную тайну, а потом оказываются втянутыми в разборки отца с местными расистами. Но с самого начала роман Лансдейла заметно мрачнее, жестче и реалистичнее. Формально «Пойма» похожа на детектив, но очень скоро становится ясно, что детективная интрига здесь – далеко не самое главное. Да и следователь или сыщик из Джейкоба никудышный. Он не знает, как вести дело, сам уничтожает возможные улики, а вменяемых версий нет. Да что уж там! Никаких версий у констебля нет.
Годы Великой депрессии выбраны Лансдейлом неслучайно. Кризис вызывает всё большее озлобление даже в южной глубинке. Зло материализуется в образе безжалостного убийцы, благодаря которому бурную деятельность разворачивают ку-клукс-клан и просто белое отребье, жаждущее свершить суд Линча над первым попавшимся под руку негром.
Там, где Глазастик у Харпер Ли мило «заворачивала» линчевателей вспять своей очаровательной детской наивностью, Гарри ничего поделать не может, вместе с отцом становясь жертвой жестокого избиения. Излюбленные фолкнеровские мотивы сразу опознаются, когда начинает раскрываться история одной из местных фамилий. Найдется тут и местный Джейсон Компсон, который сполна получит по заслугам.
Спасительной среди всего этого мрака южной готики становится точка зрения Генри. Лансдейл затевает нехитрую игру с читателем, в которую, тем не менее, постепенно втягиваешься. В начале романа герой-повествователь, старик Гарри, находясь в богадельне, начинает вспоминать свое детство. Да только вот с началом приключений главного героя и его сестры взгляд персонажа на мир действительно превращается в детский. Это не точка зрения умудренного жизнью человека, переоценивающего свою юность. Детские страхи, наивная вера в местные легенды о Человеке-Козле: перед нами симпатичный мальчуган, пытающийся разобраться в том, что за хаос ворвался в унылую обыденность, превратив самых обычных соседей в чудовищ, готовых убить кучу пересмешников.
Роман, как принято ныне говорить, атмосферный, а рассказы старой мисс Мэгги о встрече Странника и Вездефуфела одновременно колоритны, как тексты песен дельта-блюза, и невероятно смешны (только не для Гарри и самой рассказчицы). Стоит отметить, что у Лансдейла получилась книга, от которой и не оторваться (как в детстве от какого-нибудь «Последнего из могикан»), и она заставляет задуматься о многих современных проблемах не только Штатов…

* Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики СГСПУ.
** Лансдейл Джо Р. Пойма. – М.: АСТ, 2021. – 444 с.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 апреля 2021 года, № 8 (205)
Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment