Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Он принял Самару, а Самара приняла его

Рубрика: Юбилейное

Татьяна ЖУРЧЕВА *

Когда Юрий МАШКИН появился в Самаре (тогда еще – в Куйбышеве), к нему сразу было приковано всеобщее внимание. Петр Львович Монастырский нечасто брал в труппу актеров среднего возраста и с опытом работы во многих разных театрах. Он предпочитал молодых, которых учил, воспитывал и испытывал по им самим придуманному принципу: «шанс плюс единица».

[Spoiler (click to open)]

То есть актеру давался шанс: сразу большая, а то и главная роль, а потом он должен был оправдать этот шанс, доказать, что он чего-то стоит. Монастырский взял Машкина сразу на роль Маттиаса Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца» по одной из самых знаменитых пьес Герхарда Гауптмана (1988). Машкину в тот момент было всего сорок семь, а герою по сюжету – семьдесят. Притом, что тогда в театре активно работали замечательные актеры, вполне подходившие по возрасту и по своей актерской природе для этой роли. Но режиссеру нужен был Клаузен не моложавый, а по-настоящему внутренне молодой, энергичный, темпераментный, способный любить и полноценно жить, а не доживать остаток дней. И он бросил вызов стереотипам, а заодно и актеру, которого тоже проверил своим «шанс плюс единица». И Машкин проверку выдержал.
Следующая его работа – в спектакле «Дальше… дальше… дальше!» по пьесе Михаила Шатрова в том же 1988-м. Сегодня шатровскую Лениниану уже не вспоминают: личность Ленина за минувшие 30 лет подверглась такой переоценке, что его появление на сцене еще долго будет невозможно. Тогда же этот спектакль стал гражданской и политической акцией, а Ленин воспринимался как антитеза Сталину и сталинизму. Интересно было и то, что на сцену выходили не исторические персонажи, а актеры, говорившие от их имени. От имени Ленина говорил Юрий Машкин.
Высокий, худой, ничем, кроме разве костюма-тройки, не напоминающий хрестоматийного Ленина из кино, он стремительно двигался по сцене, то подходя к рампе и обращаясь к зрительному залу, то поворачиваясь и вглядываясь в давно минувшие события. Нервный, рефлексирующий человек, который почему-то назывался Лениным, хотя на самом деле это был наш современник, пытавшийся, как и все мы тогда, понять, что не так с нами, что не так с нашей историей.
Потом было много самых разных ролей, в том числе император Юстиниан («Отравленная туника» Н. Гумилева), Менаше («Сад» Й. бар Йосефа), Мольер («Кабала святош» М. Булгакова). И среди них неожиданно атаман Платов в «Левше-92». В интервью 1988 года актер, назвав целый ряд драматических ролей мирового репертуара, сыгранных в разные годы, вдруг подытожил: «А вообще-то считаю себя комедийным актером».
В последние годы в его репертуаре в основном характерные роли второго плана. Порой комедийные (Карп в «Лесе» А. Островского, Бартоло в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше), но нередко – с затаенной тоской (Ферапонт в «Трех сестрах» А. Чехова, Чаушеску в «Полковнике-птице» Х. Бойчева). Вот только что вышла премьера – «Полет над гнездом кукушки» по пьесе Д. Вассермана, где Юрий Машкин сыграл Скэнлона. Такой вроде бы карикатурный псих, спятивший на почве страха перед ядерной войной. Он очень смешон со своими манерами старого вояки, со своей «бомбой» под больничной пижамой. Но и трогателен, когда вдруг по-детски отзывается на любое событие, отвлекающее от монотонности больничной жизни, азартно ввязывается в любую шалость. А потом словно впадает в ступор, и только легкая тень печали мелькнет на лице.
В Самарском академическом театре драмы имени М. Горького заслуженный артист России Юрий Машкин служит в общей сложности 28 лет. Гораздо дольше, чем во всех других его театрах вместе взятых. Видимо, он принял Самару, а Самара приняла его.
С юбилеем, Юрий Анатольевич! Долгих дет и новых ролей!

* Кандидат филологических наук, литературовед, театральный критик, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 апреля 2021 года, № 8 (205)
Tags: Театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Pars pro toto…

    Pars pro toto – часть вместо целого. Неоконченный шедевр, хранящий свою тайну. «Почему рука мастера перестала…

  • Самара в их жизни. Петр Федорович Устинов (1890–1938)

    Александр ЗАВАЛЬНЫЙ * Крестьянский сын из села Мокша Самарской губернии, он успел окончить трехклассное приходское училище при Воскресенской…

  • Персидские корни Красной Шапочки

    Леонид НЕМЦЕВ * Фото скульптуры «Персей», созданной Бенвенуто Челлини в 1545–1554 годах Мотивы древней мифологии не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment