Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Записки завлита. Анатолий Праудин

Елена ПОЛЗИКОВА *
Фото Евгении СМИРНОВОЙ

У любого нормального завлита есть тысячи блокнотов, где он записывает, фиксирует. По идее, в моих блокнотиках должны быть записи репетиций любимого режиссера Анатолия ПРАУДИНА, но на свои репетиции Анатолий Аркадьевич никого не пускает – под страхом смерти. Поэтому в моих записных книжках можно найти только такое: «Праудин плачет в Новом Уренгое», «Праудин о кладбище», «Мечется, как тигр в клетке, по улицам Копенгагена» и тому подобное.

Один раз только я пробралась «внутрь процесса», когда абсолютно нахально приперлась (другого слова подобрать не могу) в Ширяево, где Анатолий Аркадьевич с артистами СамАрта был в экспедиции: сочиняли спектакль «Иванов». Друзья-артисты раскололись, где именно в селе они живут, где репетируют, и я взяла спальный мешок и туристическую пенку, приехала на омике в Ширяево и на несколько дней поселилась в «имении Лебедевых». Праудин смерил меня недовольным взглядом, но почему-то не выгнал. Так у завлита появилась возможность понаблюдать за творческим методом.


[Spoiler (click to open)]
Экспедиционно-этюдным методом Праудин создавал не один спектакль. С артистами, художниками Екатеринбургского и Саратовского ТЮЗов, театров «Экспериментальная сцена», «ЦЕХЪ» режиссер неоднократно отправлялся в ту или иную среду, где разворачиваются события исследуемого материала. От «Жития и страдания преподобной мученицы Февронии» до «Донецка. 2-й площадки», «Одиссеи» и «Сектора Газа».
Ровно относиться к спектаклям Анатолия Праудина не получается. В Самаре, равно как и в любом городе, где он ставит, есть его ненавистники и его обожатели, фанаты. Каждая постановка Праудина в Самаре – событие. «Таланты и поклонники» были залюблены петербургской критикой и руганы московской общественностью. «Фальшивый купон» на «Золотой Маске» в Москве раздражал жюри и заставлял публику буквально выходить из себя. «Гамлета» в Самаре смотрят по 3–4 раза, насмотреться не могут, но есть те, кто выбегает из зала уже через 20 минут после начала.
Однажды, когда на старой сцене шла «Чайка», я застала Анатолия Аркадьевича, подглядывающего, а вернее подслушивающего за ходом спектакля из радиорубки: «Хм, смеются. Ползикова, смешной, выходит, спектакль-то…»
Выбалтываю, конечно, то, что мало кто видит, но Анатолий Аркадьевич такой трогательный, когда переживает за актеров и постановку. На спектакль «Привет, Рэй!», посвященный датскому актеру, режиссеру, педагогу Рэю Нусселяйну (мы играли его на фестивале в Копенгагене), была приглашена дочь Рэя. Мы сбились со счету, сколько кругов вокруг фестивальной площадки нарезал режиссер, пока шел спектакль. Сказать, что он волновался за девочек (впервые Ольга Агапова и Маргарита Шилова играли на английском), – ничего не сказать.
Волнение и тысячи шагов Анатолия Праудина видел двор театра «Практика»: на фестивале «Большая перемена» «Привет, Рэй!» смотрели родители Анатолия Аркадьевича – народный артист Латвийской ССР, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств Российской Федерации режиссер Аркадий Кац и народная артистка Латвийской ССР Райна Праудина. Удивительная, нежная, умная постановка Анатолия Праудина «Привет, Рэй!» на протяжении нескольких лет была визитной карточкой СамАрта: в Красноярске, Новосибирске, Пермском крае, Новом Уренгое, трижды в Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге зрители рукоплескали театру и режиссеру.
За несколько лет с этим спектаклем мы прожили целую жизнь и вместе с Ольгой и Ритой, автором проекта Михаилом Бартеневым и, конечно, режиссером Праудиным (без него ничего бы не было) переживали, ссорились и мирились, много смеялись и плакали. А если вас заинтриговала фраза из моего блокнота о том, что Праудин плачет в Новом Уренгое, так это хорошо. Он будет рад интересу. Там, на Северном полярном круге, где мороз ниже 30о, да ветер пронизывающий, даже у самых брутальных режиссеров сами по себе текут слезы.
С юбилеем, дорогой Анатолий Аркадьевич!

* Руководитель литературно-драматической части театра «СамАрт».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 апреля 2021 года, № 8 (205)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment