Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Энергия Волги

Светлана ШАТУНОВА *

В 2020 году не стало заслуженного художника России Вячеслава Дмитриевича ГЕРАСИМОВА, известного монументалиста, живописца, графика, скульптора, участника всесоюзных, российских и региональных выставок.

Кто в нашем городе не знает мозаичное панно, украшающее здание Дома профсоюзов, или фасад главного корпуса Аэрокосмического университета, или самую запоминающуюся станцию самарского метрополитена «Гагаринскую», или витражи в интерьере филармонии? Думаю, мало найдется таких людей, так же, как мало найдется и тех, кто знает автора этих работ.
В Самарском художественном музее открылась памятная выставка В. Д. Герасимова, чье творческое наследие велико и разнообразно. В экспозицию вошли произведения живописи и графики разных лет, подаренные музею супругой Ириной Викторовной после смерти художника. Помимо монументальной деятельности, на протяжении десятилетий Герасимов создавал станковые произведения в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина. Многие из представленных графических работ неизвестны зрителям.

Вячеслав Герасимов у горельефа Энергия Волги

[Spoiler (click to open)]
***
Рассматривая в мастерской Герасимова графику, эскизы, понимаешь, какую сильную рисовальную школу он прошел, как мастерски компоновал многофигурные панно. Много было сделано подготовительного материала для монументальных воплощений, а иногда до этого и не доходило, не все проекты принимали. Оказалось, многие листы, которые вполне могли бы стать самостоятельными станковыми произведениями, были сделаны с натуры для будущих гигантских мозаик и настенных росписей, в которых эти фигуры будут далеко не главными.
Когда Герасимов создавал мозаику «Милосердие» для Госпиталя ветеранов войн, ему нужна была модель для образа врача, которой стала будущая супруга художника Ирина Викторовна. Казалось бы, изображение будет высоко, можно сделать просто женское лицо, но нет – для мастера нужна натура, живое впечатление.
При взгляде на огромную заполненную произведениями мастерскую воображение рисует художника этаким гигантом с сильным, жестким характером (в юности он, кстати, серьезно увлекался боксом). Думаю, он и был таким, но в то же время это был любящий, общительный, умеющий дружить, ранимый, разносторонний человек: много читал, умел готовить, охотился, рыбачил.
***
Многие увлечения, проявившиеся у человека в детстве, остаются с ним навсегда. Вячеслав Дмитриевич родился в Астрахани, которая в 1930-е напоминала бурлящий рынок. Семья была рыбацкой, страсть к рыбалке, к воде, к путешествиям сохранилась на всю жизнь.
В детстве же возникла и любовь к рисованию. Его отчим был краснодеревщиком, поэтому В. Д. умел столярничать, с 14 лет уже работал. По совету друга поехал поступать в Саратовское художественное училище, затем продолжил обучение в Строгановке (тогда – Московском высшем художественно-промышленном училище) на отделении монументально-декоративного и прикладного искусства. Для защиты диплома сделал мозаику «Строитель», получившую высшую оценку.
С 1965 по 1969 работал в Ульяновске, потом его пригласили работать в Куйбышев, где остался навсегда и создал основные произведения, которые украсили город и область.
Вячеслав Дмитриевич по духу волжанин – сильный и вольный, с детства видевший просторы большой реки, они в какой-то степени и сформировали мышление монументалиста. Образ Волги проходит через все творчество художника в живописи, скульптуре и монументальных произведениях.
Одну из знаковых картин художника – «Рыбаки» – можно назвать автобиографической. Сейчас находится в Астраханском музее. По своему решению она близка «шестидесятникам», представителям так называемого сурового стиля.
Живописные полотна Герасимова построены как мозаичные панно: отдельные части изображения объединяет единая идея. Главные герои картины «Рыбаки» – 6 разрозненных фигур, соединенных между собой огромными сетями. Сильные мужчины, среди них в центре угадывается автопортрет художника, в верхнем левом углу любимый писатель Хемингуэй, а на первом плане – мама.
Тема рыбаков часто встречается и в графике. Суровые граненые рисунки едока ухи, бригадира рыбаков, молодого рыбака – все это поиски образов для дальнейших воплощений в материале.
***
В пейзажах Герасимов сумел передать эпичность волжских пространств. Необычно узкая вертикальная картина с видом на Девью гору в Жигулях. Зрителю не сразу открывается весь масштаб ландшафта, взгляд сначала упирается в растения переднего плана, как бы продираясь сквозь них; расступаются деревья-кулисы, и с вершины горы, как награда, достается красивая панорама Волги, где на горизонте небо соединяется с водой.

На открытии выставки

Среди скульптурных произведений (к сожалению, не сохранившихся) – горельеф из нержавеющей стали «Энергия Волги» на торце здания комплекса объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги. Выразительный и суровый скульптурный женский лик – аллегория великой реки.
В редкой сейчас технике энкаустики для ДК завода «Синтезкаучук» в Тольятти Герасимовым было создано 19-метровое панно «Жигули». В центре образ реки как символ жизни в виде девушки в синем платье – персонификация Волги, рядом в волнах бегущие молодые люди. Все панно излучает пульсирующую энергию.
Как активный, подвижный человек Герасимов много путешествовал. Запомнились поездки на Ладогу, в Карелию, в долину лотосов на Волге. С художником Георгием Кикиным ходили на лодках в Белое море. По впечатлениям поездки был создан грандиозный триптих «Белое море. Русские Кузова», долгое время украшавший интерьер Дома ученых в Самаре.
В 1998 году состоялось путешествие на яхте по Средиземному морю. Добрались до Геленджика, оттуда до Стамбула, через Афины, Неаполь, Марсель до Барселоны. Вдохновившись плаванием, написал картины с яхтами, морем, закатами и штормами…
Рожденный на Волге художник, закаленный волжским ветром, впитавший ее энергию, оставил нам свои произведения – мощные и сильные грандиозные панно, отражающие эпоху; пейзажи; портреты современников, – всё это уже вошло в историю самарского изобразительного искусства.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 апреля 2021 года, № 8 (205)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment