Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Only the Lonely…

Александр ИГНАШОВ *
Фото предоставлено театром-студией «Свои»

Состоявшиеся в конце января – начале февраля премьерные показы «Фандо и Лис» всколыхнули если не всех, то многих самарских театралов. То здесь, то там пошли разговоры о том, что практически неизвестный широкой публике любительский коллектив создал нечто необычное. Спустя полтора месяца спектакль был сыгран еще трижды. Побывав на нем, я через день не отказал себе в удовольствии вновь окунуться в его необычную атмосферу.

Когда режиссер сочетает работу в профессиональном театре с постановкой спектакля в любительском коллективе, это как минимум вызывает вопросы. Спектаклем «Фандо и Лис» Виктор Трегубов отвечает на них не словом, а делом: он создает свой театр. Театр не в смысле здания и собственной труппы, а в контексте свойственной ему стилистики и эстетики. Да, совсем другими были поставленные им еще несколько лет назад на сцене Дома актера «Черный монах» Чехова и «Княжна Мери» Лермонтова. В театре-студии «Грань» в «Манкурте» Чингиза Айтматова при всей литературности спектакля Трегубов заявил себя режиссером, раскрывающим текст автора в образе и метафоре. Неудивительно, что затем в спектакле Дениса Бокурадзе по пьесе Евгения Шварца «Дракон» он выступил в качестве ассистента режиссера и, можно сказать, соавтора.


[Spoiler (click to open)]
В «Фандо и Лис» при желании можно заметить отголоски той самой свойственной «Грани» образности. Да, при желании можно провести параллель с музыкальностью и эпатажной чувственностью спектаклей Романа Виктюка. Всё это рядом – как отсвет, как отзвук, как эхо. На мой взгляд, именно отзвуки и отсветы, потаенные смыслы, моменты откровений интересуют Виктора Трегубова в тексте Фернандо Аррабаля больше всего. Почти десять лет назад, еще студентом третьего курса Самарского института культуры и искусств, он пытался подступиться к пьесе и вот, наконец, выразил на сцене свои ощущения от заложенной в тексте странности жизни, ее радости и боли, в чем-то абсурдности, в чем-то экзистенциализма.
В наши дни Фернандо Аррабаль, что называется, широко известен в узких кругах. Для настоящих любителей абсурда в литературе и кинематографе ХХ века – это личность культовая! «Фандо и Лис» – одна из первых его пьес. Позже будут написаны прославившие его романы, киносценарии, пьесы, стихи. В «Фандо и Лис», как и во всем его творчестве, немало автобиографичных тем, героев и сюжетов. В пьесе Фандо общается с Лис то как с матерью, то как с первой любовью, то как с опротивевшей ему женщиной, то как с собственным отражением. От любви до ненависти здесь не шаг, а мимолетное дыхание. В диалоге с самим собой Фандо другой – собственно, как и каждый из нас. Не мудрствуя лукаво, 20-летний драматург Фернандо Аррабаль настолько отразил в образе героя себя самого, что дал ему свое имя – Фандо. В Лис отражены и его мать, его возлюбленная Элизабет, другие девушки, и в целом мечты о любви и счастье.
О пережившем не одну войну мистическом городе Тар писали и до Аррабаля, и после него. Когда человек приходит к желанию познать себя и свое место не только в окружающей его жизни, но и в ожидающей после жизни вечности? Любовь для Аррабаля неотделима от мучений, как сладость неотделима от горечи. Этим сочетанием, казалось бы, несочетаемого пронизаны многие произведения Аррабаля. Что связывает Фандо с парализованной Лис? Зачем она ему? Зачем он ей? Все ли высокие чувства так или иначе связаны с садизмом и мазохизмом, если не физическим, то нравственным?
Театр интересует не внешний уровень восприятия сюжета, а природа человеческих взаимоотношений, присущие каждому из нас желания, симпатии и антипатии, грехи, груз прошлого, мечты о будущем. Не случайно списку действующих лиц и исполнителей на программке предшествует цитата из Евангелия от Матфея: «Если не обратитесь и не будете как дети – не войдете в царство небесное». Другой вопрос – куда идут герои спектакля? На тот свет? В ад? В рай? В чистилище? Или к самим себе?
Связать воедино сложностыкуемые друг с другом куски текста, событийный ряд которых спорит с привычной логикой, – это одно. И совсем другое – выйти с собственной трактовкой сюжета на несвойственный произведению в жанре абсурда высокий романтический, эмоционально-чувственный уровень! Не скажу, что спектакль смотрится на одном дыхании. В нем, как и в пьесе, несколько оборванных сюжетных линий. Режиссер не стремится загружать публику демонстрацией трагизма страданий и переживаний героев, напротив, он находит почти необъяснимое словами, долго не отпускающее ощущение внешней легкости, абсолютной воздушности жизни то ли в мире реальном, то ли в ирреальном.
На первый взгляд, всё просто и узнаваемо: двое любят друг друга и мучают себя этой любовью. Когда он не выдерживает, она из-за него погибает. Для тех, кто не знаком с сюжетом, все ожидаемо и чуть ли не обыденно. Но только на первый взгляд!
Парадокс: в этом на двести процентов режиссерском спектакле не обладающие профессиональной актерской школой, тренингом и опытом любители – трудно поверить, но трое из пяти дебютировали на сцене! – выглядят абсолютно естественными и свободными! Никто из них не пестрит лицом, не переигрывает. Виктор Мамлютов остро, нервозно, импульсивно природно органичен в образе Фандо. Прекрасно его блаженство в ложе коляски в движении по кругу жизни! Фандо и немотивированно жесток, и трогательно привязан к Лис. Каким взаимным притяжением, какой любовью наполнены дуэтные сцены Фандо с Лис в исполнении Марии Загаринской! Какой страстью дышит их танец под песню Роя Орбисона Only the Lonely! Несомненные удачи спектакля – его музыкальность, работа педагога по актерскому мастерству Натальи Седовой и пластическое решение Анастасии Шабровой.
Логична ли жизнь? Можно ли понять ее разумом? Где надо включать чувства, а где рацио? Мы управляем своими чувствами или они управляют нами? Театр ставит серьезные вопросы, не размениваясь на простенькие подсказки.
Этот причудливый, интимно-обобщенный спектакль не про некий мир абсурда, а про абсурдное внутри всех нас, про каждого из нас, и про своих, и про чужих. Возможны ли взаимоотношения мужчины и женщины без мотива пути? Что влечет нас к тому или иному человеку? Что влечет нас вперед? И откуда мы знаем, что это движение именно вперед, а не назад и не в сторону?
В параллель с историей Фандо и Лис в пьесе существуют трое мужчин с зонтом. Режиссер решил одного из этой троицы сделать женщиной (трудно сказать, что от этого выиграл спектакль). То ли тихие безумцы, то ли библейские пророки, то ли посланники мира смерти Митаро (Михаил Корнишин), Тосо (Александр Емелин) и Намур (Ирина Соколова) бредут к недостижимому Тару. Кто они для Фандо и Лис? Спутники? Скорее – попутчики. Случайные ли? Один из них постоянно доказывает, что он здесь главный, другой постоянно рассуждает о необходимости делать дело, третий понимает и того и другого. Откуда дует ветер? Куда он дует? Вслед за рассуждающей на эту тему троицей зритель где-то усмехнется, а где-то притихнет, задумавшись. Три блуждающих философствующих архетипа так же, как и каждый из нас, сколько ни размышляй, не приближаются к пониманию, куда и зачем ведет человека дорога жизни.
Жаль, что открытый финал звучит не слишком внятно. Жаль, что из метафорично-образной системы спектакля откровенно выбиваются сцены с реальной свечой и опускающейся перед Лис решеткой – слишком уж до наглядности просто это выглядит! Земной путь человека продолжается в метафизическом странствии духа. Как ни старайся, вечность останется непознанной и примет тебя таким, какой ты есть. Кто-то вздрогнет от ужаса гибели Лис, а кто-то вздохнет, переживая за Фандо, вокруг которого сгущается духовная тьма.
Повторюсь: я дважды смотрел этот спектакль и ни на секунду не поймал себя на мысли, что я не в профессиональном, а в любительском театре. Кстати, о любителях. Константин Сергеевич Станиславский считал себя любителем театра, а увлеченность театром, служение ему ценил не меньше владения профессиональными навыками. Когда, как в случае с «Фандо и Лис», всеми участниками постановочной группы движет любовь к общему делу, возникает нечто большее, чем театральная студийность. Хочется верить, что успех не вскружит головы ни режиссеру, ни актерам, и мы еще не раз встретимся с настоящим искусством на сценической площадке театра-студии «Свои».

Театр-студия «Свои» (Самара)
Фернандо Аррабаль
Фандо и Лис
Режиссер – Виктор Трегубов

* Драматург, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей, Союза писателей и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 15 апреля 2021 года, № 8 (205)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment