Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Дама с контрабасом на канате

Игорь ВОЩИНИН *

Дарья ЧЕРНАКОВА в Самаре впервые появилась в 2012 г. в ансамбле бразильской музыки Esh. Позже она выходила на сцену филармонии в составах Даниила КРАМЕРА, в том числе в международном квинтете с участием тенор-саксофониста Петра Барона (Польша) и альт-саксофониста Роберта Анчиполовского (Израиль).

В мировом джазе женщины сегодня играют почти на всём, хотя именно контрабас до настоящего времени остается пока типично мужским музыкальным инструментом. Подлинной мировой сенсацией стало присуждение молодой американской контрабасистке Эсперансе Сполдинг премии «Грэмми» в номинации «Лучший новый исполнитель года» в 2011 году, а затем в 2012, 2013 и в 2020-м она получила позолоченные граммофончики еще в четырех категориях, включая премию за «Лучший альбом джазового вокала».

Дарья Чернакова

[Spoiler (click to open)]
В России представительницы прекрасного пола, играющие в джазе на бегемотоподобных и неуклюжих контрабасах, – совершенно уникальное явление, хотя в симфонических оркестрах дамы с контрабасами и смычками в руках кое-где и встречаются. Но функции инструмента, да и способы игры на нем в академической музыке и в джазе совершенно разные. Наверное, с учетом всего этого появление в 2007 году на джазовой сцене Москвы Дарьи Чернаковой с контрабасом в составе ансамбля ее старшего брата пианиста Алексея стало неожиданным открытием как для профессионалов, так и для любителей музыки.
Джазом Даша увлеклась в детстве, и, по ее собственным рассказам, по дороге в школу в троллейбусе они с Алексеем на портативном магнитофоне уже слушали Дэвиса и Колтрейна. Семья у них была музыкальной, мама имела консерваторское образование, и, естественно, Даша прошла через музыкальную школу по классу фортепиано. Но девочка в 15 лет взяла в руки контрабас, который ей почему-то давно очень нравился. А попал он к ней как подарок друга брата, контрабасиста Макара Новикова, старшего по возрасту и рано ставшего известным музыканта и финалиста ТВ-конкурса «Большой джаз». Далее у Даши было музыкальное училище эстрадного и джазового искусства на Ордынке, а затем класс контрабаса Рустема Габдуллина в Московской консерватории. Консерваторию она окончила в 2015-м, уже работая на сцене.
За сравнительно небольшой срок профессионального музицирования Дарья успела переиграть со многими ведущими российскими и зарубежными музыкантами. По программе «Открытый мир» она прошла стажировку в США и там же вместе с американскими исполнителями выступила на легендарном фестивале Лайонела Хэмптона в городе Москоу штата Айдахо. Играла в джаз-клубах Нью-Йорка.
В России Чернакова работала в ансамбле брата Алексея и в группе саксофониста Юрия Севастьянова. Среди ее партнеров были саксофонисты Игорь Бутман и Дмитрий Мосьпан, пианисты Яков Окунь, Алексей Беккер, Вагиф Садыков и Алексей Подымкин, трубачи Герман Лукьянов и Виталий Головнев, гитаристы Алексей Кузнецов и Игорь Бойко, барабанщик Александр Машин, аккордеонист Владимир Данилин.
Очень любопытной стала совместная программа двух талантливых джазовых исполнительниц, где вместе с Чернаковой пела и играла на саксофоне Алевтина Полякова. Она более известна как тромбонистка и стала однополчанкой Дарьи по вторжению в мужскую компашку инструменталистов-тяжеловесов. А в 2018-м в Польше и затем в гастрольном туре успешно выступал женский джаз-квартет в составе саксофонистки и певицы Камиллы Турман (США), пианистки Наоко Саката (Япония), барабанщицы Дороты Пиотровской (Польша) и Дарьи Чернаковой на контрабасе. На сцене этот международный ансамбль представлялся как «Сестры в джазе». В разных составах Чернакова играла также с такими звездами, как Рэнди Бреккер, Грант Стюарт, Винсент Херринг, Эрик Александер.
Сама Дарья признается в особой любви к музыке Бразилии. Одним из первых составов с ее участием был уже упоминавшийся ансамбль бразильской музыки Esh. А в 2019-м она специально отправилась в Бразилию, чтобы записать там с местными музыкантами свой дебютный звуковой альбом с авторскими композициями, который получил название Maracuja.
В России у Чернаковой немало известных коллег, которые с удовольствием включились в ее исследования музыкальной культуры Бразилии. Так, одна из лучших отечественных джазовых вокалисток Анна Бутурлина вместе с Дарьей приготовила программу искрометных бразильских мелодий, которая с большим успехом была принята в ряде московских джаз-клубов. Удачным оказалось и сотрудничество в этом жанре с певицей Анастасией Лютовой.
Но вернемся в Самару. Писать сегодня о втором участнике дуэта – народном артисте России Данииле Крамере – я много не буду, поскольку талант пианиста хорошо известен самарским меломанам по многочисленным предыдущим выступлениям и публикациям в прессе. А молодая Дарья Чернакова в дуэте с мэтром предстала равноправным партнером. В концерте она не только обеспечивала гармонический фундамент уникального дуэта, создавая его позвоночник, не ограничивалась только выполнением функций ритмического зодчего – Дарья была полноценным и полноправным соратником в создании общей картины исполняемой композиции.

Дарья Чернакова и Даниил Крамер

Тембр инструмента в руках Дарьи был красивым, со специфической неповторимой окраской, чистым, богатым и сочным. Имея высокий уровень техники владения инструментом, она продемонстрировала широкие возможности интерпретации ритма и мелодии в джазе. Кроме того, в дуэте Чернакова получила большой простор для сольного исполнительства, который прекрасно использовала.
Самарский концерт стартовал с мелодии Кита Джарретта Memories of Tomorrow из его легендарного звукового «Кельнского альбома». По признанию Даниила, он изменил своему правилу начинать концерты с какого-то эффектного опуса. Прозвучала очень прочувствованная фортепианная композиция, идеальная по форме, завораживающая и очень красивая. Вслед за ней зал услышал I`ll Remember April, популярный стандарт Джина де Пола, присутствующий в мировой дискографии в огромном количестве записей – от Эрролла Гарнера и Фрэнка Синатры до Перри Комо и Бенни Картера, но в сольном исполнении на контрабасе, признаюсь, я его услышал впервые. Далее в программе был Шопен с очень бережно оджазированной и изумительно красивой мелодической лирикой в ми-минорной прелюдии, звучала знаменитая Yestarday Джерома Керна с импровизационными вкраплениями цитат из «Времен года» Чайковского. А завершился концерт виртуозной, искрометной и до предела нашпигованной свингом композицией в стиле бессмертного буги-вуги.
Конечно, Дарья не могла не представить самарским меломанам любимую музыку страны вечнозеленых цезальпиний и исполнила на португальском языке несколько бразильских мелодий, причем здесь не было легендарной «Девушки из Ипанемы», «Корковадо» или «Дезафинадо». Звучали не менее красивые композиции Паулинью да Виола, Бет Карвалью и Жилберту Жила, малоизвестные в России.
Вокал Дарьи Чернаковой не отличается какой-то особой виртуозностью и мастерством, он довольно прост, но очень искренен и точно передает музыкальную самобытность мелодий Бразилии. В исполненных песнях Дарья смогла передать необычность бразильской ритмики и мелодичности, родившихся в слиянии элементов индейского, африканского и португальского фольклоров. Свой вокал Даша чередовала с мастерски исполненными сольными фрагментами контрабаса.
Перед концертом мне удалось поговорить с Дарьей, и начал я, конечно же, с поздравления: всего четыре месяца назад Даша стала мамой и гастрольный выезд в Самару – первый после длительной паузы, на которую ей пришлось прервать работу на сцене. По ходу беседы я задал вопрос о внемузыкальных увлечениях Чернаковой и узнал о чтении любимых Бердяева и Достоевского и о… хождении по канату. Нет, в семье Чернаковой нет артистов цирка, но сегодня она имеет все необходимое для этого циркового номера, ставшего домашним. Узнал я также о том, что записанный в Бразилии дебютный звуковой альбом Чернаковой, увы, пока еще не вышел по вине сломавшего всё коронавируса.
Дарья признает, что быть женщиной-контрабасисткой джаза – занятие не из легких, даже просто физически. Ведь кто на чем играет, то это и таскает. На гастроли инструмент, который намного выше ее роста, Даша, правда, не возит – обеспечивают организаторы концертов на местах. Но это и плохо, поскольку для джаза подходит далеко не каждый контрабас. В Самарской филармонии организаторы – профессионалы, но в других городах бывает, что вместо инструмента предоставляют «стопроцентные дрова».
Вообще Дарья считает, что владение контрабасом – один из способов проявить и утвердить себя. Она возразила мне, когда я назвал ее единственной джазовой контрабасисткой в России, но горжусь, что настоял: никто из контрабасисток не умеет ходить по канату так, как она. Сам процесс хождения по канату Дарья считает похожим на исполнение джазовой музыки, поскольку, как она пошутила, и тут и там она нередко падает.
На вопрос о предпочтениях в джазовой стилистике Чернакова сообщила, что любит окунаться в эксперименты. Наверное, поэтому ей очень запомнились совместные выступления с великим «изобретателем музыки», трубачом Германом Лукьяновым. Увлечение же латиноамериканской музыкой, в первую очередь бразильской, сегодня главное в жизни Даши, и она отчаянно отстаивала ее своеобразие и специфику, когда я усомнился в существовании бразильской чисто джазовой музыки.
На самарском концерте зрители невольно переносились в атмосферу ярких красок бразильского карнавала и окунались в ритмы популярнейших южноамериканских танцев. Конечно, саму Дарью на сцене несколько связывали одновременная игра на контрабасе и вокал, иначе, наверное, вокал был бы дополнен присущими самбе изящными танцевальными движениями в настроении звучащей музыки. Ведь самба – это целый праздник, который сконцентрировал в себе душу и менталитет народа Бразилии. Ее мелодии обладают своеобразной самобытностью и неповторимым характером музыкальной культуры нации.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 15 апреля 2021 года, № 8 (205)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment