Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«Хамы нас не любят»

Константин ПОЗДНЯКОВ *

Помнится, когда в России стали выходить первые переводы романов Чарльза Буковски, нахлынула целая волна подражателей: от кошмарного Стогова до беспомощного Михаила Иванова. Казалось, что писать в стиле американского маргинала просто: знай только описывай свои пьяные похождения – вот и готово. Да только ничего путного у подражателей так и не вышло. То же самое можно сказать про клонов Довлатова, разве что Аствацатуров смотрится на фоне остальных молодцом. Когда принимаешься за повесть-воспоминание Ласкина, поначалу кажется, что последует нечто вроде «Соло на ундервуде»: такая здесь пропасть колоритных фигур. И главный герой Эд Берсудский, и Сергей Юрский, и Игорь Владимиров… С каждым из них связан ряд и забавных, и печальных историй, но у Ласкина получается нечто особенное, весьма оригинальное повествование на перекрестке эссе, мемуаров и литературного анекдота.

Концепция книги, как и полагается у хороших авторов, заложена в названии. Если с белыми воронами всё ясно, то с черными овцами требуется пояснение: так называют необычных людей в Шотландии, где и проживает отец кинематов, движущихся фигур, Эд Берсудский. И белых ворон, и черных овец объединяет стремление к свободе, уничтожению границ. Поэтому скульптура начинает двигаться, Владимиров вместо официальной резолюции на заявлении студента пишет «Насильно мил не будешь», а Юрский решает покинуть любимый Ленинград из-за прессинга со стороны зарвавшегося чиновника. При этом повесть не распадается на отдельные анекдоты, фрагменты, а постепенно, шаг за шагом, выводит на размышления о проклятом вопросе: что же это за люди такие – интеллигенты?
В свое время, читая воспоминания Михаила Ардова, я поражался, насколько выпячено авторское «я». В книге был представлен воистину «алмазный мой венец», но и на фоне Ахматовой, Зощенко, Арсения Тарковского и других повествователь умудрялся заниматься самолюбованием, восторгаться своим чувством юмора и литературными талантами. Ласкин концентрируется на своих героях, автор самоироничен, тактичен, и подобный подход вызывает симпатию. Его юмор тонок, аналитика точна (повествователь одинаково убедителен как в интерпретациях кинематов, так и в разборе стихотворений Тима Стэда), а истории не привязаны к прошлому. О последнем пункте хочется сказать отдельно.
Значительная часть книги посвящена временам СССР. И не худо бы ознакомиться с ней тем молодым ребятам, которые тоскуют по неизвестной им стране. Думаю, эпизоды с участием антигероя Романова, душителя прекрасных порывов, должны как минимум заставить задуматься: так ли уж хорошо жилось в Союзе? Но Ласкин легко перекидывает мост из прошлого в настоящее и даже будущее. И, к сожалению, крайне актуально звучат следующие размышления героя-повествователя:
«Особенно смущала уверенность, что уши повсюду. Буквально в каждой телефонной трубке.
Как это может быть? Вряд ли у них столько сотрудников. К тому же есть праздники, выходные, перерывы на обед. Наверное, они бы хотели знать всё, но всё же не ценой личного времени!»
А вдруг они захотят знать о нас всё? И потратят-таки личное время… Вот что пугает.
Рассуждая о книге Ласкина, трудно удержаться от цитирования, всевозможных спойлеров, что само по себе говорит о качестве прозы. И в этом плане довольно забавным выглядит тот факт, что новые романы обласканных критикой современных литераторов явно проигрывают этому будто бы пустяку, «повести-воспоминанию», написанному легко, изящно и остроумно. Тот случай, когда, однажды прочитав, возвращаешься к книге снова и снова.

* Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики СГСПУ.
** Ласкин А. Белые вороны, черные овцы. Повесть-воспоминание в пяти странах, трех театрах, а также восьми отступлениях и трёх интермедиях. – М.: Новое литературное обозрение, 2021. – 152 с.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 1 апреля 2021 года, № 7 (204)
Tags: Литература. История
Subscribe

  • Магическое пространство звуков

    Ольга КРИШТАЛЮК * Текст иллюстрирован «Композицией VIII » Василия Кандинского «Жизнь числа во времени» –…

  • Русский квадрат

    72 года назад родилась Наталья Анатольевна Эскина. Светлая ей память. Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Зачем он…

  • «Над тобой только цветы…»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Первая встреча с человеком часто определяет наше отношение к нему в дальнейшем. Как говорит пословица, «встречают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment