Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Такая роль бывает раз в жизни

Рубрика: История с фотографией

В юбилейный – 90-й – сезон Самарского театра юного зрителя «СамАрт» продолжаем вести летопись значимых спектаклей. Сегодня фотографию из архива ТЮЗа с нами рассматривает заслуженная артистка России Маргарита ШИЛОВА (в Куйбышевском/Самарском ТЮЗе – с 1986 по 2014 г.).

Почему мне захотелось рассказать именно про «СОТВОРИВШУЮ ЧУДО»? Я вдруг вспомнила, как мы ездили в Загорск (сейчас это город Сергиев Посад) где-то в 90-м году. Там располагался единственный в Союзе интернат для слепоглухонемых детей. Михаил Александрович Карпушкин (режиссер будущего спектакля) настоял, чтобы мы понаблюдали за детьми, каким-то образом пообщались с ними.

Сцена из спектакля «Сотворившая чудо». Анни Сюлливан – Елена Захарова, Элен – Маргарита Шилова

[Spoiler (click to open)]Мы к этому времени обучились тактильной азбуке. Если человек глухонемой, но зрячий, он использует жестовый язык, сурдоперевод, а вот для таких деток есть практически та же самая азбука, только в ладонях. Такую азбуку в нашем спектакле преподает Анни Сюлливан (ее играли Лена Грушина и Марина Корнева). Она забирает у Элен (я и Ольга Агапова) куклу, говорит с помощью пальцев «Ку-кла, ку-кла», и только когда девочка повторяет, возвращает ей игрушку. Сама Анни слабовидящая, но ее выучили, она смогла адаптироваться в жизни. Ее основная задача – обучить этого ребенка, от которого все стонут: и мама с папой, и прислуга. Элен бьет тарелки, ходит в чем хочет, может вовсе не надеть обувь, она убегает, не хочет общаться, не хочет засыпать, просыпаться, не хочет учиться вообще ничему. Анни пытается добиться успеха в обучении, адаптации Элен в жизни, но это всё равно как обуздать Маугли. Анни в отличие от других близких девочки прошла всю эту школу сама.
Когда мы приехали в интернат, нас накрыло, забыли, зачем приехали. Конечно, готовились к встрече с детьми, выучили «Привет!», «Как тебя зовут?», но то, что мы там увидели, подкосило. Педагоги объясняли нам, как общаться, что можно и чего нельзя. У ребят в интернате очень развиты органы осязания, обоняния, раз в пять сильнее, чем у обычных детей. Я наблюдала за девочкой, которая чуть-чуть видела, она различала день и ночь, потом за мальчиком, который не видел вообще. Помимо педагогов, которые учат тактильной азбуке, в интернате есть воспитатели, адаптирующие ребят к жизни. Мы были в Загорске три дня, дети привыкли к нам, учителя помогали, просив не рассиропливаться, не общаться как с ущербными. Помню, как воспитатели ни в коем случае не велели гладить детей, целовать: «Ведь вы уедете, а они будут потом вспоминать и тосковать. Вашу руку они запомнят навсегда». Мне было всего ничего – 25 лет, но поездка оставила впечатления на всю жизнь.
В СамАрте всегда была сильная, яркая труппа, и в «Сотворившей чудо» много прекрасных актерских работ. Режиссер большое внимание уделял решению ролей членов семьи Элен, тому, как они общались с девочкой (через боль, раздражение, презрение). Здорово своих персонажей играли Владимир Панчешин и Люба Ковыршина (родители), Эдик Терехов и рано ушедший из жизни Павлик Беляев (брат героини).
С Леной Грушиной, помню, всегда перед началом спектакля оставались вдвоем и проходили всю нашу тактильную азбуку, мы писали друг другу в ладонях всё, что будет проходить в спектакле, повторяли весь алфавит, потом составляли слова. В спектакле тыльная сторона ладони всегда была обращена в зрительный зал, чтобы было понятно, что актеры играют. Лене шла эта роль, потому что она сама по себе была очень красивая, чувственная актриса, очень ответственная, отличный организатор, очень педантичный человек, всё доводила до конца – и это как раз в характере роли Анни Сюлливан.
По идее пьесы получалось, что одно чудовище приехало обуздать другое. Именно Анни из вот этого зверька путем борьбы сделала человека и сотворила чудо. Девочка била посуду, пиналась, била воспитательницу, но у ребенка произошел слом, Элен сама подошла к Анни и сказала «ку-кла». Героиня Грушиной заплакала, она одержала важную победу.
Я с особой благодарностью вспоминаю Михаила Александровича Карпушкина, который взял эту непростую пьесу. Он режиссер, который работает очень скрупулезно и подробно. Строил мою роль на своеобразной психофизике, я была получеловеком-полузверьком, очень одиноким – при том, что жила с родителями; существом, отчаянно бьющимся за свободу и отсутствие отграничений. Карпушкин всё время говорил: «Это о том, кто жаждет жить». Спектакль для всех без исключения артистов был значимым, этапным, потому что такая тема – адаптация в обществе инвалидов – не каждый день ставится.
Я роль Элен безумно любила, она была очень дорогой для меня. Совсем недавно у меня с моей тетей Ритой зашел разговор о том, что предстоит для статьи в газете вспомнить о поездке в Загорск, о «Сотворившей чудо». Несмотря на то, что прошло 30 лет, тетя тоже стала рассказывать о впечатлениях от той постановки, в подробностях.
Такая роль бывает только раз в жизни – и интересная, и сложная, и предпремьерный период не похож ни на что. Спустя время остается ощущение непростой работы, когда ты прикоснулся к той сфере жизни, о которой ничего не знаешь, но понимаешь, что делаешь открытие. Открытие, что эти люди, лишенные очень многого, могут быть гораздо чувствительнее и интереснее, чем многие о них думают. В роли Элен нужно было отталкиваться от какой-то внутренней пластики: неподвижный взгляд, отсутствие реакции на речь и на звуки, осознание, что для тебя только прикосновения могут быть репликой.
Работали над постановкой мы еще в старом здании ТЮЗа, помещение «Тимуровца» открылось только через год. Одновременно репетировалось пять спектаклей: «Клоп», «Дракон», «Поющий поросенок», «Конек-Горбунок» и «Сотворившая чудо». А потом – одна за другой – премьеры. Начался ренессанс театра, колоссальный подъем, ведь приехал Адольф Шапиро, другие замечательные режиссеры. Всё было впереди.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 1 апреля 2021 года, № 7 (204)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment