Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Белое безмолвие Фёдора Конюхова

Светлана ШАТУНОВА *

Океан меня отделил от людей, я нахожусь в другом измерении, здесь больше полагаюсь на свое шестое чувство, чем на ум, как там, на суше, большинство людей живут умом, он им нужен, он для них – всё. Но только не здесь, когда над тобой бездна и под тобой бездна, здесь все твое тело и вся твоя душа сливаются с этой космической вечностью.
Фёдор Конюхов, Атлантика, 10 октября 1998 года

На днях, выходя из музея, наблюдаю, как мои коллеги окружили гигантский якорь (230 кг!), размышляя, как лучше его расположить. Это оказался якорь с турецкой галеры начала XIX века, возвещающий посетителям о выставке известного путешественника Фёдора Конюхова, который совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику. Первый россиянин, побывавший на всех семи вершинах, первый в России достиг Северного и Южного полюсов на лыжах, первый совершил одиночное кругосветное плавание, первый пересек океан на вёсельной лодке, первый совершил кругосветный полет на воздушном шаре. Он также пишет книги и картины, имеет сан священника.

[Spoiler (click to open)]
Экспозиция выставки «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПИЛИГРИМА» очень органично разместилась в цветных залах авангарда. Здесь почти 40 работ живописи и графики, а также скульптура и абордажные якоря.
***
Еще в детстве у Федора обозначилось две страсти – к путешествиям и к рисованию. Это же сказалось и на образовании: было Одесское мореходное, затем – Ленинградское арктическое училище, по художественной стезе – Бобруйское училище по специальности «резчик-инкрустатор» (не случайно большая часть рам на выставке, сделанных по авторским эскизам и украшенных резьбой, вставками, текстами, – сами по себе произведения декоративно-прикладного искусства).
Уже в 1983 году Конюхов был принят в Союз художников СССР (самый молодой на тот момент). С 1996 года он член Московского союза художников. Автор более 3 000 картин, участник российских и международных выставок. С 2012 года – действительный член Российской академии художеств.
Основные сюжеты живописных и графических произведений Конюхова отражают впечатления от увиденного и прочувствованного в длительных экстремальных странствиях, в безмолвии (но в постоянной молитве), где единственные его собеседники – альбатросы, черепахи и киты. Созданные на основе путевых зарисовок картины повествуют об испытаниях человека на грани возможностей, запечатлевают суровую красоту, увиденную глазами пилигрима.

Если кто-то захочет узнать мой мир, пусть смотрит мои картины. Они ему расскажут о многом.

На выставке представлена самая важная для художника картина – «Мама» (1979). Это образ из детства, когда вечером дети ложились спать, а мама ждала отца-рыбака, уходившего в море. Уставшая и озабоченная, изображена она в деревянном доме сидящей за столом у горящей свечи, за ней на стене главные рыбацкие атрибуты – весла и спасательный круг.
Другим очень дорогим человеком для Фёдора Филипповича является его супруга Ирина. Она и спутница в странствиях, и муза, и та, ради которой хочется возвращаться домой. Она же и героиня многих произведений художника. Когда Ирина приезжала в экспедицию в Африку, художник сделал набросок, в дальнейшем послуживший основой для написания картины «Мираж».

Конюхов, как вечный пилигрим, в чьем роду были кочевники и рыбаки-поморы, уходит в безлюдные пустыни севера или юга, оставляя семью, любимую жену, но всегда зная, куда и к кому вернуться. Об этом крупноформатное полотно «Зной в пустыне».

Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

В путешествиях Федора Конюхова сопровождают птицы, они часто гостят на его полотнах: «Сон белой совы», «Крушение», «Возвращение», «Три чайки и кит»...

К обеду прилетела птица – тропический белохвост. Красивая птица, я часто ее видел в тропических широтах во время своих кругосветных плаваний. Вот и сегодня был рад встрече.

На картине «Из последних сил» изображена сломленная на пути к Северному полюсу, выбивающаяся из физических сил фигура путешественника, а впереди летит птица – как путеводная звезда, ведущая за собой.
Экспрессивная картина «Красная чайка», в основе ее реальный сюжет: в одном из путешествий, потеряв сознание от усталости, открыв глаза, Фёдор увидел красную чайку. Красной она показалась потому, что летела в лучах заходящего солнца. А что такое чайка в море? Это значит, берег близко.

Поглядев на небо, я продолжил грести веслами.

Покорение горных вершин всегда сопряжено с огромным риском. Небольшая картина «Эверест» – о самой высокой из земных гор (8 848 м).

Эта картина написана мной с эскизов, которые я делал, когда было восхождение на Эверест в 1992 году. Мы делали восхождение на вершину этой горы с южной стороны. Вот после этого я написал Эверест с южного склона.

Одна из недоступных для пилигрима вершин – священная гора Кайлас на Тибете, на которую не поднимался ни один человек. Восхождение на нее запрещено, по поверьям, ее можно только обойти 7 раз.

Я ходил, искал ракурс горы, откуда можно было написать, сделать зарисовку, чтобы он был образ этой горы. И вот я увидел в упор вот так вот. Я 7 раз обходил, но написал так, как в первый раз ее увидел. Это, кажется, самое правильное, здесь я как раз пытался передать ее святость, красоту для тибетцев.

Пять лет Конюхов жил на Чукотке, пас стада оленей, а в свободное время рисовал и писал этюды на тему «Жизнь и быт народов Севера». С ней его и приняли в Союз художников. Среди портретов выразителен Атата – учитель Конюхова, охотник, эскимос, неспешно курящий трубку.

«Белое безмолвие» – тоже о Севере. Среди бескрайнего ледяного пространства на переднем плане мчится собачья упряжка. Большое полотно, решенное синими, голубыми и белыми плоскостями. Вообще, в цвете многие работы Конюхова-художника близки работам Николая Рериха. В основе картин художника лежит мощный контурный рисунок. В своих произведениях он не создает иллюзию объема и глубины пространства, все действие разворачивается на плоскости. Главным изобразительным средством становится цвет, с помощью которого художник передает, а зритель ощущает жару или холод, угрозу или радость, страх или надежду.

Художник, береги чистоту холста. Будь ответственным. Если не можешь изобразить истину, которую ты задумал, не порти белое пространство.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 1 апреля 2021 года, № 7 (204)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment