Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Придет человечек

Галина ТОРУНОВА *

Так называется пьеса Лали Росебы, которую Наташа (ныне Наталья Игоревна) много лет мечтала поставить. И даже начинала репетировать со студентами отделения «Театр. МХК» Самарского педуниверситета, но – нет, так и не случилось. Это детская, но при этом наполненная довольно глубоким философским смыслом притча о том, как рождается человеческое в маленьком существе, в бесправной игрушке, то есть в объекте, которым играют. Эта пьеса в чем-то о ней, о Наталье ЧИЧЕРИНОЙ, где она – и человечек, и тот, кто мечтает о Наталье Игоревне, которая во многом осталась ребенком, несмотря ни на какие юбилейные даты.

[Spoiler (click to open)]

Она очень умна, но при этом удивительно наивна и доверчива. Как часто ее обманывали, как часто она принимала желаемое за действительность! Мы многие в этом могли бы сознаться, но Наталья всем нам даст сто очков вперед.
В девяностые и «нулевые» она выписывала и покупала, по-моему, все газеты, которые тогда водились, и пересказывала мне (а наверное, и остальным друзьям и знакомым) то, что ее поразило или просто зацепило. При этом, повторюсь, она умна и очень образованна. Мне трудно представить, чего же она не знает. Много лет назад, когда еще не было у меня компьютера и я не могла обратиться к «Википедии», я, не сомневаясь и не стыдясь, задавала вопросы Наталье и, как правило, получала ответ, причем объяснения были очень простыми и понятными. Наверное, у нее есть талант педагога, но она долгие годы упорно отказывалась заниматься этим благородным, но неблагодарным делом.
У нее хороший слог, она прекрасно пишет, но на все мои уговоры начать писать для прессы она со смехом или раздраженно отказывалась, говоря, что ей это неинтересно, что она этого делать не умеет. Она очень хотела стать и быть режиссером, причем предпочтительно кинорежиссером. У нее два высших и одно среднеспециальное образование. И мне кажется, что везде она могла бы состояться.
В 1975 году Наталья получила диплом филолога, окончив Куйбышевский педагогический институт. Тогда преподавательский состав филфака был очень силен. Но Наталью ни научная, ни преподавательская деятельность не интересовала, она мечтала о художественном творчестве. Поэтому одновременно с учебой в пединституте занималась в театральной студии при Куйбышевском драмтеатре в качестве вольнослушателя. Руководитель театра и студии Пётр Львович Монастырский не только разрешил ей учиться вместе со студентами, прошедшими отборочные экзамены, взяв ее сразу на второй курс, но после дипломных спектаклей зачислил в труппу театра.
Поиграв недолго на сцене куйбышевского театра, Наталья Чичерина уехала в Москву и с первой попытки поступила на режиссерский факультет ГИТИСа, на курс, который набирал Борис Иванович Равенских, сподвижник Всеволода Эмильевича Мейерхольда и Владимира Ивановича Немировича-Данченко, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии и так далее, и тому подобное.
Курс подобрался непростой, имеет смысл упомянуть об одном из сокурсников, о Валерии Беляковиче, создателе и бессменном руководителе знаменитого московского Театра на Юго-Западе. Она продолжала мечтать о ВГИКе. Однако окончила она именно ГИТИС, поставила дипломный спектакль в Свердловском академическом театре драмы и уехала по распределению во Владивосток.
Проработала на самом краю земли Наталья недолго, но успела стать главным режиссером Владивостокского ТЮЗа, лауреатом краевого смотра молодых за спектакль по трилогии Александра Островского о Бальзаминове. Вроде бы всё складывалось как нельзя лучше, но… Ах, это несчастное «но». Пришло время рожать. Наташа вернулась домой, в Куйбышев, родила дочь, назвала ее необычно – Виталией, стала ее растить и искать применение своим талантам.
То, что Наталья Чичерина – человек талантливый, у меня не вызывает сомнений, но почему-то ее режиссерская карьера в Куйбышеве/Самаре не сложилась. Много лет Пётр Львович Монастырский обещал дать ей постановку в своем театре, но обещание не выполнил. Может быть, не простил того, что она уехала из его труппы тогда, в 1977-м. С ТЮЗом рабоче-семейная жизнь тоже не сложилась.
Несколько лет она проработала режиссером литературно-музыкального лектория Куйбышевской филармонии, всё время пытаясь выстраивать концерты-лекции по лекалам музыкально-драматического спектакля. Иногда ей удавалось сделать разовые спектакли на базе филармонии или на базе созданного при СамАрте творческого объединения «Ветеран», где она осуществила первую (и единственную) постановку пьесы Бориса Свойского «Импрессионисты».
Позже на короткое время она занялась почти тем, о чем мечтала, но именно «почти»: несколько лет она снимала учебно-рекламные фильмы при некоей нефтяной компании. Потом снимала уже просто рекламные фильмы и ролики в телекомпании РИО.
Тогда же она сделала попытку обучения режиссерскому искусству, набрав курс на отделении «Театр. МХК» Самарского педуниверситета. Курс выпустить она так и не успела, что-то там связано было с семейными обстоятельствами, но ее студенты нынче очень успешно работают в театрах и в кино. Хочется похвалиться: Маша Сокова – артистка МХТ имени Чехова, Миша Покрасс – сценарист и режиссер московского «Театра.doc», Наташа Погоничева – кинорежиссер, Алексей Елхимов – актер и режиссер СамАрта, и так далее. А сегодня Наталья Игоревна Чичерина вернулась к преподавательской деятельности, служа старшим преподавателем кафедры сценической речи и ораторского искусства Самарского государственного института культуры.
О некоторых причинах несостоявшейся блестящей карьеры Натальи Чичериной я, мне кажется, догадываюсь. Наталья – классический пример «борца за справедливость». Где бы она ни работала, она находила повод и возможность рассказать начальству о неправедных делах и порядках, которые царят здесь и сейчас, то есть в той организации, где она в это время служит. Никто ее не уполномочивает, но она идет и вполне корректно и пристойно излагает руководству свою точку зрения. К сожалению, руководства, которому бы это нравилось, я в нашей жизни не встречала. Поэтому к «трону» и к премиальной кассе Наталью нигде не допускали. Да она и не рвалась, так и оставшись в ожидании «человечка» и счастливой жизни. А я знаю, что она эту счастливую жизнь заслужила.

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 1 апреля 2021 года, № 7 (204)
Tags: Театр, Художественное образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment