Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«В балаган вас приглашаю, где куклы так похожи на людей»

Светлана ШАТУНОВА *

В преддверии Международного дня театра в фойе ТЮЗа открылась выставка работ художников-бутафоров СамАрта – «Отражения». В новом выставочном пространстве Елена Федосеева-Примака, Наталья Дементьева и Татьяна Мельникова представили авторские куклы.

За три дня до открытия выставки мне посчастливилось попасть в СамАрт на «Ревизора» (обожаю этот спектакль, как и другие в этом театре). К одному счастью прибавилось еще одно (интересно, счастье можно измерять количественно?): проникла, как Алиса в Страну чудес, в мир кукол и масок. Такие разные по исполнению и по настроению, но все, как любое произведение искусства, неповторимы! Куклы сделаны не для театральных постановок, а по велению души.
Диапазон образов кукол Натальи Дементьевой – от героев сказок, литературных персонажей до портретных кукол актеров в определенной роли. Здесь и Пикассо в виде Арлекина. Этот персонаж итальянской комедии был самой долгой одержимостью художника.

Наталья ДЕМЕНТЬЕВА. Иллюстрация к спектаклю «Ханума». Фото Евгении СМИРНОВОЙ

[Spoiler (click to open)]
Рядом большая композиция «Сказки на крыльях птиц», посвященная Г. Х. Андерсену. Это кусочек Дании, среди фасадов домов с высокими крышами выглядывают герои сказок: Стойкий оловянный солдатик, Русалочка, Принцесса на горошине, Карл из «Снежной королевы»…
Восхитительны целые кукольные сцены из спектаклей СамАрта: это «Бумбараш», где в заглавной роли – Павел Маркелов; а это феерическая Ольга Агапова в роли Мамаши Кураж – с петухом в обнимку, рядом с кибиткой, в которой трое ее детей. Она в таком же сюрреалистическом наряде, на этих сумасшедших котурнах, только в миниатюре. Настолько точно и артистически легко передан художником цветовой калейдоскопичный строй спектакля!
Из невероятно искрометной комедии «Ханума» представлен уголок старого Тифлиса.
Над рекой стоит гора, под горой течет Кура,
За Курой шумит базар, за базаром – Авлабар.
Дом, на первом этаже торговая лавка с вывеской самого Нико Пиросманишвили, на балкончике развешаны коврики с характерным орнаментом, а у дома лохматые овцы: видимо, вскоре из них будут делать шашлык. А справа веселая Ануш – любимая бабушка Сонэ, ее улыбка и добрый, но с хитрецой взгляд.
Играющая Ануш Людмила Гаврилова, заслуженная артистка РФ: «Здесь выстроился целый мир! Все куклы такие разные, и все они как будто живые. Когда Наташа Дементьева первый раз показала мою Ануш, которую я играю в спектакле «Ханума», я подумала: как же нужно любить свою профессию, своих кукол, чтобы они были так похожи на нас. И я пришла к выводу, что Наташа глубоко эмоциональный человек, она вкладывает душу в своих кукол. И Ануш получилась такой яркой, эмоциональной, харизматичной. Дом – тоже волшебный! Это такая скрупулезная работа! У меня ощущение, что я проходила мимо этого дома, когда была в Грузии».
Бесконечно любимый заслуженный артист Сергей Захаров в роли Городничего из комедии Н. Гоголя «Ревизор» серьезен, стоит, опершись о стул, в ожидании напугавшего всех ревизора. Дверь за ним повторяет двери сценического решения спектакля, из которых то и дело одновременно выбегают на зов городничего Мишки.
Кроме образов из спектаклей Наталья Дементьева представила на выставке Мастера и Маргариту, Тристана и Изольду, исполненных из полимерной глины, папье-маше и ткани. Созданием кукол Наталья занимается с 2009 года, является членом Международного объединения Авторов кукол. В театре Наталья работает с 2019 года, оформила спектакли «Трехгрошовая опера», «Женитьба Бальзаминова».
***
Художница Татьяна Мельникова на выставке показала текстильных кукол. Обаятельные барыни в богато украшенных кокошниках, с условно обозначенными личиками вызывают улыбку. Они так серьезны, будто напевают: «Ой, то не вечер, то не вечер…»

Татьяна МЕЛЬНИКОВА демонстрирует свои работы. Фото Андрея САВЕЛЬЕВА

В их компании оказалась романтичная кукла Эмилия с корзиной цветов. Совершенно очаровательна мечтательная принцесса, сидящая у стен замка. Ротонду Татьяна делала во время прошлогоднего карантина – некий символ времени, когда все мы оказались замкнуты, как в средневековых замках.
Композицию «Скоморох» – ряженый в маске медведя, – выполненную из полимерной глины, дерева и текстиля, отличают подробная детализация, яркость цвета, праздничность. Так и представляешь его на народном гулянье поющим и танцующим.
Татьяна окончила Самарское художественное училище, в театре работает с 2018 года. Оформляла спектакли «Волшебное кольцо», «Красавица и чудовище», «Ромео и Джульетта», «Иванов», «Горе от ума»...
***
Творчество Елены Федосеевой заняло целый этаж. Оно не ограничено только куклами, здесь и маски, и объекты, и картины, и книги. Для обложек двухтомника о жизни и творчестве Харуки Мураками автор книг Дмитрий Коваленин использовал маски, выполненные Еленой.

Елена ФЕДОСЕЕВА с «Розовым Эльфом». Фото Елены КАВТАЗЬЕВОЙ

Как многогранно ее искусство, так же богата на события и биография. Елена Федосеева-Примака родилась во Владимире, долгое время жила на Дальнем Востоке, Чукотке и в Алма-Ате. В Самаре окончила вечернюю художественную школу и СГИК по специальности «Декоративно-прикладное искусство». В театре работает с 2018 года, оформляла спектакли «Ромео и Джульетта», «Одиссея», «Женитьба Бальзаминова», «Трехгрошовая опера»...
«Мы используем любой подручный материал, это проволока, бумага, картон. На создание одной маски, например, уходит неделя, куклы делаются целый год. За прошлый год я сделала 36 масок разной тематики: японская тема, дель арте, мифология. Когда создаешь бутафорию для спектакля, приходится и столярничать, и шить, и вышивать, и вязать. Это все совместная наша работа».
Маски Крота, Русалки, Клары и Карла – не просто маски, это полноценные герои сказок, со своими характерами. Елена не только автор-исполнитель кукол, она сочиняет им истории. Вот, например, про Папашу Кураж (в образе которого угадываются черты актера Игоря Рудакова) и Янтарного эльфа, дарящего добро: «Единственный в мире Янтарный эльф, рожденный из слез прибрежных сосен, которые вот уже много веков защищают могучими корнями маленький остров Лесли от разрушительных океанских волн. Когда на остров впервые прибыл, размахивая своей алебардой, Папаша Кураж, Янтарный эльф вышел к гостю в прибой и с улыбкой протянул ему Шишку. С тех пор они так и живут вместе на сосновом острове Лесли».
Две будуарные куклы ошеломляют скрупулезностью исполнения, обилием деталей и эльфийской нездешностью – «Конфетная фея Рафаэлька» и «Фея осеннего неба».
Симпатичный в своей неуклюжести гадкий утенок, сказочный дом аиста, с веревочной лестницей, водопроводной трубой, открытыми ставнями, мятая цистерна из спектакля «Гамлет», внушительный маяк Анива на Сахалине – всё это можно увидеть, придя на спектакли в театр «СамАрт», где работают удивительные художники-бутафоры, творящие свою кукольно-сказочную Вселенную.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 1 апреля 2021 года, № 7 (204)
Tags: Изобразительные искусства, Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment