Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Нечеловеческое искусство в присутствии людей

Илья САМОРУКОВ *

Галерея Victoria Underground запустила проект «УБЛАЖАТЕЛИ ОБЪЕКТОВ». Кураторы ведущей в Самаре частной арт-институции решили выйти за формат «просто выставки» и позиционировали эту инициативу как «трансдисциплинарную лабораторию и философское исследование отношений и сенсорных проявлений объектов нечеловеческого мира».

Кроме кураторов и художников к проекту были подключены хореографы, электронные музыканты и даже комнатные растения. Само название проекта отсылает к модному в последние десять лет направлению так называемой объектно ориентированной онтологии. Проще говоря, «Ублажатели объектов» на уровне заявлений должны обратить внимание на мир нечеловеческого: «В последние десятилетия фокус философских и художественных изысканий уходит от антропоцентричности в сторону других форм жизни и отношений. Мы привыкли, что природный и вещественный мир должен быть удобен для нас, мы создаем предметы по принципу эргономичности – удобства для нашего тела, сенсорики, взгляда, мы подчиняем природу своим задачам, мы меняем материю на молекулярном уровне. А если задаться вопросами: какие отношения и связи существуют между объектами вне нас? Какие потребности есть у неживого и возможно ли их осознать во вне-человеческой парадигме? – Мы поймем, что это гигантская зона неизвестности, ойкумена для нашего знания и опыта, которую если и можно освоить, то только на малую часть».


[Spoiler (click to open)]
Проект разделен на четыре секции: визуальное искусство, (пост)танец, звук и оранжерея растений. Секции названы лабораториями, а практика – экспериментами. Предполагается, что люди станут не просто пришедшими на выставку гедонистическими зрителями, а исследователями и соучастниками. Искусству тесно в рамках выставочной работы, поэтому оно стремится стать чем-то большим и чем-то похожим на науку.
На открытии первой части проекта зрители увидели две металлических конструкции, напоминающих полки; три плазмы с видео передвигающихся по этим конструкциям обнаженных женских тел, десяток комнатных растений и похожую на ведьму женщину в страшном гриме. Выставка сопровождалась текстами, которые должны были убедить зрителя в том, что перед ним художественная иллюстрация идей объектно ориентированной онтологии.
«В этом проекте объект понимается как то, что можно постичь только косвенно, т. е. то, что не сводится к конкретным вещам. В этой перспективе интерес представляют: физические объекты, длительность, техника (как то, что «отчуждает»), природа (как то, что действует из прошлого), человек и его границы, дигитальность, а также отношения между всеми ними» (из текста Дмитрия Гилена, куратора лаборатории искусства).
«Танец – это отношения, это поиск новых связей в теле, связей между партнерами. Следуя за мыслью Грема Хартмана о том, что «любая связь есть объект», мы можем предположить, что танец также может быть объектом» (из текста Юлианны Авраменко, куратора лаборатории (пост)танца).
«Музыка и звуки до сих пор не до конца изучены в объектно ориентированной онтологии, так как невозможно понять, как звучит «объект в себе», но данная тема уже давно занимает умы людей» (из текста Дмитрия Крылова, куратора лаборатории звука).
Привязка к современным философским теориям, на первый взгляд, должна как-то прояснить присутствие на выставке произведений, но в данном случае она выглядит как дань моде и следование уже сложившимся в современном искусстве форматам и практикам. В Самаре еще не было выставок с таким открытым влиянием объектно ориентированной онтологии, и галерея Victoria Underground просветительски закрывает этот пробел и открывает зрителю мир нечеловеческого.
Другой вопрос, а сможет ли вообще выставка современного искусства позволить нам войти в этот мир? Искусство создается человеком и для человека, мир иных объектов несколько миллиардов лет спокойно обходился без инсталляций и хореографических перформансов. Искусство – это одобряемая обществом сфера чувств и смыслов. На выставке есть объекты, которые могут приковать внимание и даже поразить. Особенно мощным из них, безусловно, является женщина-ведьма, произносящая заклинания на древнегреческом языке. Один из посетителей вздрогнул, когда увидел это страшное загримированное лицо. (Пост)танец нагих женских тел на экранах тоже привлекает внимание, но эти «объекты» и так уже в достаточной мере освоены искусством. Вряд ли кто-то смотрит на них и не узнает в них людей.

Успехом проекта стал бы разворот зрителей к миру нечеловеческого, но этот успех стал бы катастрофой, после которой искусство перестало бы существовать. Поэтому нечеловеческое в «Ублажателях объектов» – всего лишь модная тема, а не – увы или к счастью – горизонт достижимого.

* Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment