Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Памяти Маэстро

Дмитрий ДЯТЛОВ *

7 марта завершил свой жизненный путь выдающийся российский пианист и педагог, музыкант редкого дарования Дмитрий БАШКИРОВ. Последние тридцать лет он работал профессором Высшей музыкальной школы имени Королевы Софии в Мадриде.


[Spoiler (click to open)]
В своем довольно преклонном возрасте много ездил по миру, участвовал в работе различных фортепианных академий и конкурсных жюри. Часто бывал в Москве с открытыми уроками и в консерватории, и в Гнесинке. Перестал концертировать лишь к восьмидесяти годам.
Когда у Башкирова спрашивали о характерных чертах русской пианистической школы, он затруднялся с ответом. Затем, подумав, говорил: «Забота о звучании и повышенная эмоциональность». Эти качества игры самого Дмитрия Башкирова часто отмечали критики в разных странах. Вот лишь некоторые из них: «Русский пианист произвел сенсацию. При всем уважении к Глену Гульду и Вану Клиберну, Дмитрий Башкиров – самый блистательный солист сезона»; «Его трактовки наполнены смелыми решениями и блеском, и это всегда музыка, поистине соблазняющая своей красотой»; «Волевое начало – одно из сильнейших «магнетических» средств подчинения слушательского внимания – остается характернейшей стороной его игры».
Дмитрий Башкиров начал активную концертную деятельность в 1955 году после победы на конкурсе Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. На протяжении более полувека пианист давал сольные концерты по всему миру, выступал с именитыми оркестрами, играл в камерных составах. Его репертуар обширен, но большую часть составляют произведения композиторов-романтиков. Именно с ними наиболее полно резонирует музыкантский исполнительский талант выдающегося мастера.
Чрезвычайно нервный, невероятно импульсивный, заражающий эмоциональным накалом своей игры, Дмитрий Башкиров стал кумиром нескольких поколений музыкантов и меломанов. Там, где он появлялся, куда приезжал с концертами, везде оставлял незабываемое впечатление личной встречи. Так доверительно было его обращение к аудитории, так открыто до обнаженности было его исполнение, так правдива была его игра и заразительна выраженная в ней эмоция. Каждый, кто бывал на концертах Дмитрия Башкирова, может вспомнить что-то свое, причем глубоко личное и сокровенное, что вдруг открылось в музыке. Впечатление от его игры было поразительным, пианист всякий раз открывал в музыке неведомые тонкости и красоты. Что бы ни исполнялось, объем выразительных смыслов был просто огромным.
Башкиров не раз говорил, что педагогику всегда любил больше, чем свою игру. Ученикам часто повторял: «Стремиться к совершенству надо, но понимать при этом, что оно недостижимо». Забота о звуке связывалась у него с органикой движений рук, всего тела, с пониманием и верой в то, что рояль такой же живой, как и играющий на нем музыкант: «Если мы относимся к нему как живому существу, он и отвечает нам как живой». Краткие реплики Башкирова на мастер-классах: «Музыку слушай, не гримасничай… Не подменяй характер силой звука… Рисуй кистью, как художник… Дыши всем телом, ведь у нас шесть легких – два в груди, два в локтях, два в кистях… Приблизительность – самое ужасное, что может быть».
Точность намерений, скрупулезное внимание к мельчайшим деталям, артистическое, художественное отношение к звучанию, стремление проникнуть в суть музыки, умение видеть и понимать авторский текст – основа педагогики Башкирова. Главным же он считал «научить задавать вопросы, отвечать на них и тут же делать, воплощать в звуке».
Из класса Дмитрия Башкирова вышло немало прекрасных музыкантов, имена которых можно часто встретить на афишах концертных залов по всему миру. «Мои ученики – то, что останется после меня», – говорил профессор Башкиров. И это справедливо, ведь таким образом осуществляется сохранение традиции высокой музыки, происходит передача уникального художественного опыта новым поколениям музыкантов. Но осталось и многое другое: многочисленные записи выдающегося артиста, мастер-классы незаурядного педагога, документальные фильмы, открывающие удивительно цельную и высокоодаренную натуру человека.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment