Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Загадай желание

Светлана ШАТУНОВА *

В преддверии главного весеннего праздника Самарский художественный музей открыл тонкую по колориту и лиричную по настроению выставку двух художниц из Тольятти – Марины ШЛЯПИНОЙ и Марины КАМЧАТОВОЙ – «Загадай желание».

Разные по технике исполнения произведения (Марина Шляпина работает в технике пастели, пишет маслом и акрилом, тогда как Марина Камчатова предпочитает тушь и акварель) объединяют особая элегическая нота и присущая только женской душе загадочность. Обе Марины пишут не только кистью, но и словом. Шляпина предпочитает рассказы, а Камчатова – короткие трехстишья.

Марина Шляпина. Дама с собачками. 2020

[Spoiler (click to open)]
Марина Шляпина
Родилась в Сарапуле (Удмуртия). Некоторое время училась на художественно-графическом факультете Ижевского университета. Окончила институт иностранных языков в Нижнем Новгороде. С 1993 г. живет в Тольятти. Работала учителем немецкого языка, журналистом, иллюстратором. Член Творческого союза художников «Солярис», член Союза российских писателей.

Марина Шляпина впервые показала свои работы на выставке лауреатов конкурса молодых художников «Открытый город» в Самарском художественном музее в 2005 году. Ее пастели теперь есть и в собрании музея.
Как точно написала о пастелях Шляпиной кандидат искусствоведения Татьяна Петрова: «Эти тонкие, исполненные лиризма листы имеют исповедальный характер. Окрашенные в теплые, как бы вибрирующие, истинно пастельные тона – зеленовато-желтый, вишневый, охристый, они содержат не только едва намеченные изображения предметов и фигур, но и полувнятные текстовые вкрапления, которые проносятся мимо как бегущая строка (ты ее не читаешь, но знаешь, что передается нечто важное для кого-то). Здесь воздействует таинство тонких, почти бестелесных прикосновений пастельного мелка к поверхности бумаги. В работах переливается единая светящаяся субстанция, ставшая носителем неких вполне искренних ламентаций. Очевидно стремление автора закрыться от жестокого, брутального мира, растворившись в беспримесном лиризме одушевленной вечной женственности, или, скорее, детскости».
Главные герои произведений Шляпиной – ангелы, девушки, влюбленные, кошки, цветы. Все они живут в замедленном ритме, паря в мечтах и витая в облаках.
Своеобразный жанр – «парочки» (а что, «галантные празднества» можно придумать для Ватто, а для Шляпиной «парочки» нельзя?), где влюбленные гуляют по безлюдному городу, обнимаются, летают на параплане, гуляют с собаками, дарят цветы, пьют вино – молчаливо внемлют друг другу.
Последнее время Шляпина работает акрилом, он быстро сохнет, к тому же придает ее зыбким образам устойчивость. Здесь преобладает синий цвет – цвет моря, цвет неба и воздуха.
Мне нравится неспешность, несуетность шляпинских персонажей: девушка сидит в кресле или стоит под зонтом – наслаждается остановившимся мгновением. Кошка улеглась на диване или за цветами – отдыхает.
«Тыквы, дыни, кабачки, помидоры, капуста, баклажаны, лук, чеснок, морковь, редиска, салат, укроп, огурцы, виктория, смородина, крыжовник, малина – вот что выращивают в русских огородах, как я рассказывала японцу, остановившемуся полюбоваться моей клумбой с декоративным восточным луком. Он восхищенно покачал головой и спросил меня, видела ли я Фудзияму. Как не видеть – конечно, видела».

Марина Камчатова
Художник, педагог. Обучалась в Поволжском технологическом институте сервиса по специальности «Художественное моделирование одежды». Как художник по костюмам сотрудничала с тольяттинскими театрами, преподавала в вузе. Занимается также книжной графикой, прикладным творчеством, фотографией и поэзией. Руководит детской изостудией творческого центра «Начало». Член ТСХ «Солярис».

Марина Камчатова не знакома самарскому зрителю. Она создает хрупкий, почти миражный или сотканный из эфира мир. Главные герои ее акварелей – цветы, узнаваемые и неузнаваемые, но всегда притягательные и самодостаточные. Они манят своей холодной красотой, но не позволяют до себя дотрагиваться. Потянешься за цветком, а он рассеется, как сон. Кажется, что они созданы морозным воздухом, инеем или морским бризом, – а может, тонким ароматом экзотического растения?

Марина Камчатова. Три цветка. 2017

Ветерок принес откуда-то
Запах жасмина
обернулась
а он за спиной
С 2017 года Камчатова работает в основном в технике акварели и туши, иногда добавляет масляную пастель. В ее работах нет единого найденного приема: каждый раз это поиск, иногда случайность, от этого – неповторимость. Где-то Марина делает предварительный рисунок, иногда следует за пятном. Затеки, смывки, процарапывание, но процесс создания всегда легкий и быстрый, на кураже. На первый взгляд ее акварели такие простые, но чем больше в них всматриваешься, тем больше они затягивают в свой сомнамбулический космос.
«Три цветка» – на тонких, длинных стволиках раскрываются бутоны-граммофоны. Такие цветы распускаются всего на один день у кактусов, в это время они издают тонкий пленяющий аромат. День цветения так легко можно пропустить, а Марина умеет поймать то, что так кратковременно красиво. В «Пробуждении» ощущается запах распускающихся ландышей, а может, и не ландышей, но веет весной, а вот морозный узор растрескался на стекле – сейчас потеплеет, и узор исчезнет.
В последних работах Камчатовой всё больше наблюдается тенденция к минимализму, цветовому аскетизму.
При встрече Марина подарила мне два самиздатовских сборничка своих трехстиший, один называется «Ликование», другой – «Живу». Художник и поэт в ней неразделимы. Можно слушать ее стихи и рисовать в своем воображении картинки, а можно смотреть на изображения и складывать строки. Вот несколько ее ликований:
солнце
природа ликует
после дождя
травами пахнет
****
Летняя ночь
Спят усталые люди
А комарик ликует
***
Ворона ликует на ветке
Бумажка в клюве бликует
лакомство в лапах

Произведения, созданные двумя Маринами, Шляпиной и Камчатовой, транслируют в мир хрупкость, ранимость, женственность.

художник картину рисует
и сразу ликует ликует
удачно пошло

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment