Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Хрупкая красота

Петр КОРАБЕЛЬНИКОВ
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

Красивая женщина – драгоценность. Для одних женщин красота – самоцель. Они ее холят и лелеют. А есть красавицы – и это большая редкость, – которые создают красоту вокруг себя...

Наша героиня именно из них, из самых редких. У женщин не спрашивают о возрасте. Но у Лоры ГОРОДЕЦКОЙ 25 марта красивая цифра – 85. Свой юбилей Лора Константиновна встречает на волне успеха состоявшейся в Самарском художественном музее выставки «Городские сказки» – совместной с замечательным фотохудожником Юрием Стрельцом.


[Spoiler (click to open)]
Ее совершенно особенная самарская глиняная игрушка вновь покорила всех, кто ее увидел. Как покоряла посетителей многочисленных фестивалей и конкурсов в самых разных уголках еще Советского Союза, высоких гостей из-за рубежа, которым дарили ее неповторимые глиняные фигурки, в каждой из которых – душа Самары.
Успех шел к ней очень долго. Вся ее жизнь, несмотря на уже упоминавшуюся внешнюю привлекательность и бесспорный талант, – одно сплошное преодоление. Тут уж не до красоты.
Она родилась в 1936 году в семье совсем юной самарской музыкантши и известного врача, поляка по национальности. Он вместе с сестрой прибыл в Самару с очередной волной миграции поляков с западных границ СССР. Константин Городецкий происходил из семьи потомственной шляхты Речи Посполитой, но после революции ни денег, ни имения не осталось. Осталась профессия – он был отличным врачом, и в Самаре его частная практика процветала. Однако вскоре после рождения Лоры его арестовали... Фактически своего отца она знала больше по фотографии.
Совсем молодая мать Лоры стала трудиться по специальности – музыкальным работником, а девочкой занимались дедушка и бабушка. Лора Константиновна с гордостью говорит, что по материнской линии у нее проявились творческие гены. Ее прадед был известным в городе краснодеревщиком, виртуозно делал прорезное кружево, украшавшее карнизы самарских деревянных особнячков. Прабабушка же была белошвейкой. Не швеей, подчеркивает Лора Константиновна. Это было особое искусство – вышивка по тончайшему полотну, превращавшая батист в изысканные кружева. Среди ее клиенток было много богатых жительниц Самары.
Благодаря их протекции дочь – бабушка Лоры, что ее воспитывала, поступила в лучшую гимназию княгини Хованской и на одном из балов познакомилась с молодым человеком из военного ведомства. Он служил в канцелярии. Это был дед Лоры. Родом из села, он благодаря своему прекрасному почерку и природной сметливости дослужился до весьма высокой должности: во время Первой мировой войны был начальником складов военного округа. И когда Лора совсем малышкой осталась без отца, именно они на долгие годы стали надежной опорой для своей внучки. Но жила семья очень бедно.
Говорят, судьбы в роду повторяются. Лора выросла красавицей. И в 16 лет – в этом возрасте мать познакомилась с Константином Городецким – ее посватал инженер-проектировщик, лауреат Ленинской премии. Он был значительно старше, но очень ее любил. Родилось две дочери. В круговерти домашних дел и семейных проблем было, увы, не до собственного «я».
А творческий потенциал в молодой женщине уже зрел. Еще до замужества она успела поработать в качестве ретушера с несколькими фотографами. Тогда ни одно фотоателье карточки без ретуши не делало, и взрослые мастера с удивлением отмечали особую точность и творческий подход к такой незаметной на первый взгляд работе, как ретушь фотографии. Именно это ремесло кормило Лору и ее дочерей, когда она решила расстаться со своим первым мужем.
Профессия художника-ретушера привела ее на Куйбышевскую студию телевидения для подработки. Она рисовала заставки к передачам, титры, делала что-то для бутафорского цеха (был тогда такой на студии), занималась реквизитом для телевизионных постановок. На студии она познакомилась с куйбышевскими мультипликаторами. Помогала им в работе, наблюдала и вдруг поняла, что сама хочет сделать мультипликационный фильм.
Написала сценарий, сделала по собственным эскизам миниатюрных героев: зайца, маму-зайчиху, других обитателей леса. Фильмы тогда на студии делали исключительно кукольные: для рисованных нужна была особая, дорогостоящая техника. С эскизами ей помогала уже подросшая третья дочка Каролина.
Увы, второй брак Лоры тоже распался. Но ее радовали дети, три дочери. Наверное, во многом для них она и хотела сделать этот мультфильм. Особенно трудно было придумать, какими слезами будет плакать маленький заяц, но Лора придумала. Эти крошечные зайкины слезы и сейчас хранятся в спичечном коробке в ее домашнем архиве. Так же, как и программа телепередач, где отмечено время выхода в эфир нового мультипликационного фильма – «Пугали зайцы зайчонка».
На студии работу Лоры Городецкой высоко оценили. И отправили на стажировку на студию «Союзмультфильм». Там она познакомилась с ведущими мультипликаторами того времени – Федором Хитруком, Вячеславом Котеночкиным... Стажировка пролетела как один миг, было и трудно, и интересно, но так сложились жизненные обстоятельства, что со студии пришлось уйти. Мультфильм про заячью семью оказался первым и последним.
Однако Лора Городецкая сдаваться не привыкла. Как она о себе говорит, пани Лора головы не склонит! Именно работа над куклами для фильма и стала мостиком к той самой особой глиняной игрушке, родоначальником которой считается заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный мастер Самарской области Лора Городецкая.
Она проложила свой собственный путь в мир декоративно-прикладного искусства. Ее игрушка – не расхожий сувенир на потребу, а действительно произведение искусства. Каждая работа авторская, неповторимая. Ее признание подтверждено сотнями дипломов, наград и такими авторитетнейшими знатоками искусства, как реставратор Савелий Ямщиков, с которым Лора Константиновна состояла в переписке шесть лет. В Самаре ее всецело поддерживала и помогала Светлана Петровна Хумарьян, руководитель областного управления культуры. Профессор Анатолий Каргин, долгие годы возглавлявший Всероссийский центр фольклора, пригласил Лору Городецкую на День славянской письменности в столицу, где она получила благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.
Так сложилось исторически, что на нашей земле не было такого промысла, как в Федоскино или Каргополе, других старинных центрах народных промыслов. Но именно игрушка Лоры Городецкой – яркая, самобытная, по-хорошему немного наивная – так явно располагала к себе всякого, кто всматривался в лица купцов и купчих, мастеровых и мальчишек, любовался удивительно точным рисунком росписи этих миниатюрных скульптур.
Под тонкими руками Лоры Городецкой свою душу обретали деревья, цветы, животные. Недаром одна из ее главных работ называется «Душа Самары». Это образ юной девушки, скорее девочки, с белой самарской козочкой в поводу. Лоре в детстве также приходилось пасти коз, может, и не таких белоснежных, но вполне себе самарских.
В свое время Лора Константиновна создала настоящую ребячью мастеровую артель. Это был не просто кружок при Доме пионеров – настоящая семья. Туда приходили и дети из благополучных семей, которым было интересно творчество, и ребята из семей с непростой жизненной ситуацией. Лора Константиновна отдавала им не только свое время и силы. Она возила их на выставки, ходила с ними на спектакли и концерты, читала книги, стараясь дать им возможность увидеть, как необъятен мир искусства. Несколько человек из того набора артельщиков связали свою жизнь с искусством и культурой. Одна из учениц недавно тоже стала народным мастером Самарской области.
Несколько лет назад, когда Лора Константиновна еще выходила из дома, она создала такой кружок при одной из самарских школ. И ребята потянулись туда; потянулись и взрослые... Видимо, есть что-то в том, как из невзрачной глины получаются сказочные и мифологические существа, исторические персонажи и наши современники, – что-то волшебное, даже таинственное. Тайна всегда привлекает. Как и мир хрупкой красоты – волшебный мир Лоры Константиновны Городецкой.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments