Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Мир и война в театре кукол

Галина ТОРУНОВА *

Одна из крылатых фраз Константина Сергеевича Станиславского гласит: нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Мне думается, что ее можно применить и к театрам: нет маленьких театров, есть хорошие, есть не очень, а иногда и совсем нехорошие. Сегодня мне хочется напомнить о хорошем, пусть и маленьком театре. Театре, в котором всего 24 места и который работает как бы для самых маленьких зрителей. Впрочем, последнее можно оспорить.

К сожалению, в театр кукол я хожу, как и все взрослые люди, только когда мне привозят внука «на побывку». Так уж у нас принято. Хотя уже довольно давно поняла, что именно этому виду театра доступно абсолютно всё. Потому что искусство кукольного театра совершенно свободно играет не только со звуком, цветом, пространством и временем, оно еще может свободно играть с масштабом, чего не дано ни драматическому, ни музыкальному театру, где мерилом всего является актер, его тело – рост, руки, ноги.


[Spoiler (click to open)]
Актер в «большом» театре является главным выразителем и докладчиком (то есть проводником) мыслей, смыслов, идей и художественной действительности спектакля. Сценическое пространство, его формы, цвет, свет, музыка, звуки – это как бы огранка его (актера и спектакля) образа, какой-то гарнир. Правда, в современном театре вещная фактура спектакля, предметы, окружающие актера, стали довольно часто играть самостоятельную роль, нести свою художественную и смысловую нагрузку. Вспомним хотя бы знаменитые лед и камни в спектаклях Эймунтаса Някрошюса.
Искусство театра кукол много столетий (и даже тысячелетий) использовало всю палитру выразительных и изобразительных средств, делая театр из всего, что есть под рукой, что нам дала природа. В спектакле театра «Лукоморье», помимо основного сказочного сюжета, речь идет как раз о том, по поводу чего я сейчас высказалась. Впрочем, что здесь надо считать основным сюжетом, надо еще поспорить.
Для детей это вроде бы история о том, как солдат обхитрил и победил Змея Горыныча трехголового, спас красавицу Милану и всю деревню. А на самом деле нам рассказывают, вернее, показывают, как рождается эта фантастическая история, как она плетется тут же на наших глазах. Причем сейчас, в реальном времени, и в то время, давно, когда сидели наши предки-славяне зимой в теплой избе и плели при свете лучины, тихо напевая о чем-то заветном и чудесном, корзины, лапти, строгали какие-то чурбачки. А потом из этих корзин чудно́й формы составлялись образы сказочные. А чурбачки превращались в солдата, в девушку.
Но это потом, когда сынишке (Анастасия Антонова) надоело сидеть неподвижно, и он затеял играться. В игру тут же втянулись взрослые и, распахнув крышку сундука, где спрятаны были домики игрушечные да колокольня, начали плести уже историю. В ход пошли корзины как головы Змея, запылавшие красным светом жутким. Внутри них с трудом угадывались взрослые, с азартом ввязавшиеся в игру.
Сама история поединка Солдата со Змеем довольно проста, частично списана с эпизода соревнования Балды с Чёртом из «Сказки о Попе и работнике его Балде» Александра Сергеевича Пушкина, светоча нашей культуры. Всё остальное – вариации с использованием мотивов всяческих модных фэнтези. Но это не очень внятно, да и неважно. Важна включенность в игру всей этой небольшой, но дружной семьи, которая так уютно устроилась в теплой комнате.
Я не случайно делаю упор на тепло и уют. Спектакль сохраняет и подчеркивает теплоту и уютность этого семейного мира. Делается это за счет света, цвета и фактуры сценического пространства. Оно подчеркнуто живое: дерево, береста, прутья ивовые, костюмы цвета небеленого льна, аккуратные парики и бороды из лубяной части ивовой коры. Атмосфера теплого дома создается и звуковой палитрой спектакля: тихое пение созвучно негромкому рассказу, они сменяются резкими возгласами трех голов Змея или колокольным звоном, сопровождающим качание голов, сплетенных из ивовых прутьев.
Атмосфера спектакля выстроена очень тщательно, я бы даже сказала – ажурно. К сожалению, актеры не всегда точно оправдывают переход от застольной работы к игре, а потом от игры детской в игру театральную, в создание собственно реальности искусства. Это, пожалуй, самое сложное в театральном искусстве. Редко это удается во «взрослом» театре, в театре кукол этого часто добиваются, входя в общение с куклой, когда актеры работают без ширмы, но в данном случае кукла почти не используется как отдельный персонаж, она скорее похожа на куклу в руках ребенка.
Необходимо заметить, что кукла «Солдат» и кукла «Милена» меняют масштаб: они вырастают в процессе победы над Змеем. Но остаются куклой в руках ребенка. Однако это не разрушает художественную целостность спектакля, такого стильного и наполненного глубоких смыслов. Если бы сейчас учредили премию за патриотическое воспитание средствами искусства, этот спектакль мог бы претендовать на высокие премии. Речь идет о воспитании в мальчике способности и желания защитить родную деревню, милую девушку и в конечном итоге – Родину. Без пафоса, но очень внятно. Вот, собственно, основной сюжет спектакля, очень красивого и стильного.

Самарский театр кукол «Лукоморье»
Лев Митрофанов
Солдат и Змей Горыныч
Сказка из дедушкина сундука
Постановка Льва Митрофанова
Сценография и куклы Владислава Рытина
Костюмы Татьяны Бородиной
Музыка Амира Идрисова
Педагог по вокалу Роман Карпяк

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Театр, Театр кукол
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment