Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Легенда о подземной церкви

Елена ШИШКИНА
Фото автора

В лесах между Старой Бинарадкой и Новым Буяном и сейчас, когда все они изрезаны тропами и дорожками, можно заплутать. Выискивая глазами аппетитные рыжики и маслята, вздрогнешь, натолкнувшись на следы раскопок других собирателей – кабанов. А сто лет назад места были и вовсе глухими. О тех, кто и зачем рыл в лесах десятки землянок, люди разное говорят, но вот одна из них по-настоящему уникальна. Сто лет назад в селе Новый Буян началась почти библейская история о вере и предательстве, о мученичестве и подвиге.

В 1920–1930-х годах, когда тысячи церквей по всей стране были разорены, верующие искали возможность собираться, молиться вместе, отправлять обряды. Чаще всего тайные встречи случались на дому у кого-то из верующих, и, несмотря на предосторожности, большинство таких церквей не могли просуществовать больше чем год-полтора.
Подземная церковь в лесу между Старой Бинарадкой и Новым Буяном была не просто уникальным случаем в духе первых христиан: верующие ушли в лес и совместными усилиями соорудили тайное пристанище, вмещавшее, судя по всему, до семидесяти молящихся. Подземная церковь в Самарской области просуществовала десять лет, с 1932 по 1942 год, – невероятный по тем временам срок.


[Spoiler (click to open)]
Грязнов дол и исток ручья Крутенького и сегодня труднодоступны. Для того, чтобы попасть на службу, верующие проходили по десять километров пешком в одну сторону.
Старики рассказывали, что землянка была довольно высокой и состояла из четырех комнат. Здесь располагались алтарь, комната для молящихся, притвор и кладовая. Строили ее, скорее всего, по типу шахты, вовнутрь вел лаз, стены комнат выложили бревнами, а толстые полые от старости липовые стволы служили воздуховодами. Кто-то из верующих жил здесь постоянно, ведь добраться к церкви по снегу становилось практически невозможно.
Участвовали в строительстве монахини Иверской и Раковской обителей. Раковским назывался большой монастырь по соседству с Большой Каменкой. Когда монастыри закрывали, монахини искали убежища в отдаленных селах, таких как Старая Бинарадка и Новый Буян. Очевидно, кто-то из них затеял строительство в лесу.
Современные жители села, которые изучают остатки той землянки, говорят, что помещение было хорошо спланировано, но, скорее всего, не задумывалось изначально такого масштаба, а росло по мере необходимости. Монахини молились здесь сами и приводили своих родных. Служил в церкви священник из Самары Иван Павлович Кузнецов.
Нет точных данных, кем и когда он был рукоположен. По одной из версий – священномучеником Александром Тропициным, архиепископом Самарским, не так давно причисленным к лику святых. Прежде чем Александр принял смерть за веру и был расстрелян, он долгое время ездил по селам и если видел верующих людей, тайно рукополагал в священники, чтобы они служили на дому и отправляли обряды.

Отец Иван проводил службы в лесу десять лет, пока и без того драматическая история не пришла к трагической развязке. Некая Евдокия, чего-то не поделив с односельчанами, донесла на всех, кто посещал храм. Церковь была разорена, а восемь человек, включая священника и монахинь, были осуждены на десять лет.
Вот некоторые имена: Матрена Ивановна Тыганова, монахиня, Иван Прокопьевич Савинов, Василий Фролович Шарипов, Матрена Прокопьевна Савинова, монахиня, Лукерия Андреевна Елашева, монахиня.
Уже в наше время семеро из восьмерых осужденных были реабилитированы, но долгие десятилетия для жителей Нового Буяна история оставалась почти легендой. Молодые слушали рассказы стариков, лесники находили в лесу странные ямы, но никто не знал точно, была ли церковь на самом деле.
Людмила Константиновна Еремеева, учительница русского языка из Нового Буяна, многие годы собирала историю церкви. Ей в руки попала книга «Не выходя из боя», изданная в Куйбышеве в 1972 году. Среди рассказов о подвигах чекистов был один –  «Святая обитель» в подземелье», – написанный отставным майором Андреевым. В нем рассказывалось о сектантах, которые, чтобы навредить Советской власти, устроили подземную церковь.
Людмила Константиновна решила восстановить истинную историю этих людей и доказать, что они не были сектантами, но исповедовали православие. У нее была мечта написать книгу, которая сохранила бы их подвиг для односельчан. К сожалению, она не дожила до этого дня, но сохранилась ее рукопись, которую односельчане сегодня пытаются дополнить, работая в архивах.
Так, недавно стало известно, что священник Иван Кузнецов после десяти лет заключения вышел на свободу и объявился в Бугульме.
Поразительно, что судьбы его и его прихожан могли сложиться совсем иначе: в 1943 году Сергий был избран Патриархом всея Руси, первым после революции, и многие верующие стали выходить из подполья, но героев нашей истории арестовали за год до этого…
В подземной церкви хранились святыни старого Буянского храма. Некоторые из них удалось спасти и в 1942 году. Несколько лет назад ныне покойному отцу Иоанну Гончарову передали плащаницу в очень плохом состоянии. Местная жительница собирала ее почти по ниточкам, и сегодня она снова вернулась в храм.
Примерно тогда же жительница села Мария Васильевна Гусева передала новобуянскому священнику доставшуюся ей от родственников из Нового Буяна икону «Воскресение Христово». Икону 110 на 180 сантиметров, тонкой работы, очевидно, не самарской школы, которая много претерпела за 200 лет. У нее отпилен низ, она горела, краски прикипели, и на первый взгляд казалось, что спасти ее будет невозможно. Стоимость реставрации была огромной. Но нашлись добрые и умелые люди. Мастер Евгений из храма Умиления, а потом Александр Боровков взялись за реставрацию и делают ее почти бесплатно.
Сегодня новый священник отец Святослав, глубоко проникшийся историей подземной церкви, мечтает вернуть в Новый Буян еще одну святыню – икону «Иисус Христос в терновом венце», которая сейчас находится у епископа Евтихия (Курочкина). Бывший викарный епископ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла теперь живет в Ишиме на покое, и у него в Богоявленском храме хранится этот дорогой для сельчан образ.
Осенью 2018 года сельчане поставили памятный крест на месте старой церкви. Но хотелось, чтобы у верующих было место, чтобы поставить свечку и помолиться. Строительство непросто в любом месте, а тут отдаленность и тяжелая дорога дополнительно осложняли благое дело. Помогло командование Второй армии, которое выделило людей и технику, помогали своими силами и деньгами сельчане, энтузиасты-историки.
Стараниями священника и неравнодушных людей в 2020 году здесь достроили и освятили часовню, в которой обрели свое место и святыни из подземной церкви.
Когда отец Святослав отправился за наставлением к архиерею, тот предложил дать часовне историческое название. Но никаких данных о том, какое имя носила лесная церковь, не сохранилось. Тогда архиерей предложил освятить часовню в честь святителя Харитона, который когда-то тоже служил в пещере и претерпел мучения за веру.
11 октября 2020 года, в день святого Харитона, часовню освятили, а вскоре епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор благословил служить здесь литургию, а значит, в лесу появился пусть маленький, но храм.

***
Молились не только за себя, но за своих близких и всю страну. Сельчане рады: «Мы помним и стараемся восстанавливать. Рядом исток реки Буян. Сделать купель, освятить родник, облагородить территорию, создать музей, макет подземной церкви».
Все историю о подземной церкви они слышали и помогают как могут.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: История Самарского края
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment