Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

1920-е: «Огонь, вода и медные трубы»

Светлана ШАТУНОВА *

В галерее «Виктория» открылась выставка «ХУДОЖНИКИ У СТАНКА. ИСКУССТВО ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ». В основе экспозиции произведения художников круга ОСТа («Общества станковистов») – А. Дейнеки, А. Гончарова, С. Лучишкина, А. Тышлера, А. Лабаса, С. Никритина, К. Редько – из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также реплики самонапряженных скульптур конкретивиста Карла Иогансона.

Эта выставка – часть проекта «Новые реализмы», посвященного искусству 1920-х – эпохе перехода от экспериментов авангарда к новому фигуративному языку. Проект организован филиалом Третьяковской галереи в Самаре и, помимо данной экспозиции, включает выставку «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» в Самарском художественном музее.
В послереволюционные годы необычайно оживилась деятельность многочисленных художественных группировок. Кроме конструктивистов-производственников, отрицающих традиционные формы искусства, появляется АХРР (Ассоциация Художников Революционной России) – преемник передвижников. В 1925 году возникло Общество станковистов (ОСТ), противопоставлявших себя производственникам.

А. Лабас. Первый советский дирижабль. 1931

[Spoiler (click to open)]
«Общество станковистов – молодое общество, по своему составу в значительной степени первенец нашего ВХУТЕМАСа. Его задачей стало создание станковой картины на современные темы. В этой современности внимание ОСТа в первую очередь привлекли именно те моменты, в которых более всего сказались активные силы нашего времени – развитие городской жизни, индустриализма, равно – физкультуры, спорта. Остовская молодежь – подлинное детище нашей эпохи» (Яков Тугенхольд).
В противовес распространенной в 1920-е годы теории отмирания и ненужности станковых форм искусства художники ОСТа провозгласили своей программой борьбу за картины. Они стремились создать искусство актуальное, выражающее идеи современности в созвучных ей формах:
«Мы, молодые художники, свидетели Великого Октября, под влиянием которого зрело наше мировоззрение, прошедшие сложный путь преодоления всевозможных «измов», пришли к утверждению станкового искусства картины как непременного элемента социалистической культуры, несущего идейное содержание новой жизни, активно участвующими в ее становлении», – пишет Сергей Лучишкин в воспоминаниях.
1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства 1924 года выделила из обширной среды ВХУТЕМАСа творческий актив молодых художников: А. Дейнеку, Ю. Пименова, С. Лучишкина, С. Никритина, А. Тышлера, П. Вильямса, из которых сформировалось общество станковистов.
Большая часть художников была связана между собой дружескими отношениями.
***
Экспозиция в «Виктории» начинается с произведений еще доостовского периода – абстракцией Ивана Кудряшова «Конструкция прямолинейного движения» (1923). Ученик Малевича, он в середине 20-х вступил в ОСТ. Один из немногих в обществе занимался абстракцией, был увлечен идеями космоса, движения человека в невесомости.
Запоминается работа (она, кстати, представлена в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу) Константина Вялова «Милиционер», которая была показана на 1-й Дискуссионной выставке, когда художнику было 23 года. Выходец из Строгановского училища, потом учился в СВОМАСе в мастерской Кандинского и Татлина. Под влиянием товарищей стал заниматься живописью. Особым его качеством стала тщательная обработка изображаемого предмета.
Главный герой картины – милиционер, представитель власти, – как дирижер, регулирует движение. Его застывшая фигура-обманка словно пригвождена к рабочему месту, она призвана напоминать о порядке на дороге. Фигура за счет контрового света почти сливается с фоном и наплывает на зрителя. В темноте становятся различимы то ли луна, то ли циферблат в верхнем правом углу, а в нижнем – машина с франтоватой подгулявшей публикой, явно нарушающей спокойный уклад ночной жизни.
Выделяются на выставке светоносные работы Климента Редько «Механический человек» и «Муж и жена». Художник называл свой метод «свеченизм», или «электроорганизм». Начинал Редько свое художественное образование до революции в Киево-Печерской лавре, после учился во ВХУТЕМАСе у Кандинского. Его загадочная картина «Механический человек» светится огнем доменной печи. Схематичный человек, держащий на своих плечах раскаленный ковш, сам становится частью его. Эта такой человек-Прометей, несущий индустриальный огонь новой советской стране.
Художники того поколения с восторгом следили за техническим прогрессом XX века. То, что было для них новым, теперь вошло в быт, стало повседневным: самолеты, автомобили, электрическое освещение, но тогда именно эти достижения науки и техники и хотели запечатлеть художники в своих произведениях как символ нового и динамичного времени.
Александр Лабас в своем творчестве воспел новый транспорт – дирижабли, поезда, автомобили, самолеты, трамваи, метро. Две из трех представленных на выставке работ посвящены летательным аппаратам – «В кабине аэроплана» и «Первый советский дирижабль». Даже сейчас дирижабли Лабаса производят впечатление космических кораблей, парящих в бесконечном пространстве.
Серый жесткий дирижабль
ночь на туче пролежабль,
плыл корабль
среди капель
и на север курс держабль.
Он плывет в большом дыму
разных зарев перержавленных,
кричит Золушка ему:
– Диризяблик! Дирижаворонок!
Он, забравшись в небовысь,
дирижяблоком повис!
Семен Кирсанов. Глядя в небо (1934)
Приемы письма Лабаса узнаваемы: размытые контуры предметов (сфумато), туманные пейзажи, легкая, почти прозрачная живопись, деперсонализированные персонажи, решенные суммарными мазками. Рядом с огромным дирижаблем они становятся не больше чем условными цветными пятнами – обозначениями людей.
«В кабине аэроплана» – Лабас сумел передать легкость воздушного транспорта, его невесомость, весомыми скорее выглядят люди внутри кабины. Они уверенно сидят, безоговорочно доверяя железной птице.
Так же, как и Лабас, умел извлечь из повседневности романтику Александр Тышлер. Его необыкновенная картина «Танец с красным знаменем» (1932) добавляет поэтическую ноту выставке.
Многие сюжеты будущих картин навеяны художнику детскими впечатлениями. Ему запомнились странствующие акробаты, на которых глазеют сытые мещане, уличные торговцы, бродячие музыканты, цыганский табор. Герои его действуют словно на сцене. Художник создает для них своеобразную среду: приподнятую площадку под ногами, будь то пол, помост, коврик, холмик, сцена.
В огромном степном пространстве «Танца с красным покрывалом», где небо сливается с землей, вдали видны следы урбанизации – заводские трубы, а на переднем плане на импровизированной натянутой сцене, поддерживающей хоровод людей, совершается танец с красным знаменем – ритуальное причащение идеям революции.
***
Петр Вильямс вошел в Общество станковистов в 1925 году. По воспоминаниям С. Лучишкина, любое свое произведение (картину или эскизы) художник до мельчайших подробностей решал в своем воображении. Пока не сложится образ – не брался за палитру. Он был противником случайности, самотека в творчестве. Во время работы у него не было ничего лишнего: холст, палитра с красками, в одной руке кисть, в другой – большая тряпка, которой он старательно вытирал кисть после каждого мазка. И работал в своем обычном костюме, а всегда был чист и аккуратен. В этом было его отношение к своей профессии: для него работа была праздником. В модном пальто, в шляпе, с портсигаром предстает перед зрителем художник-франт на «Автопортрете» 1928 года.
Александр Дейнека – один из самых прославленных и узнаваемых советских художников. Главные темы в его творчестве – цеха и новостройки, спорт и авиация, образы современников. Дейнека вошел в жизнь искусства как художник-график. Учился у Фаворского, создавал журнальные и книжные иллюстрации, плакаты. От графики пришел в живописи к монументальным формам. На 1-й Дискуссионной выставке, когда ему было 24 года, он выступил в составе «Объединения трех» вместе с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым. Среди показанных тогда работ был и «Портрет девушки, сидящей на стуле». При всей лаконичности образа девушки, она решена настолько материально и весомо, насколько пространство за ней лишено какой-либо силы притяжения и конкретики.
Его «Лыжники» (1931) воспринимаются скорее эскизом. Работу отличает разнофактурный мазок, местами корпусный, местами растушеванный, а где-то штрихованный. На белом фоне холста стремительно мчатся лыжники, каждый в своем динамичном ракурсе. Дейнека – мастер фигур и бесконечного пространства. Для своих картин он искал выразительные движения, для этого использовал репортажные фотографии.
На первой выставке ОСТа была показана работа ученика Фаворского Андрея Гончарова «Портрет Бориса Никифорова». На портрете 21-летний юноша, будущий искусствовед. Поза его напоминает Достоевского на картине В. Перова: та же сутулость, взгляд исподлобья, но такая гротескная трактовка черт лица, прозрачность живописи делают эту работу неоднозначной. Рядом с ним соседствует портрет девочки Лизутки. Она же, восседающая на стуле, так серьезна и сознательна, как мог быть серьезен только советский ребенок.
Потрясают в экспозиции три экспрессивных полотна Бориса Голополосова. Ключевая роль в его живописи принадлежит цвету и фактурному мазку, работы напоминают живопись Мунка. С 1931 по 1934 год художник ездил на Каспий, писал рыбаков, выходил с ними в открытое море. Две из трех картин посвящены шторму, обе написаны в приглушенном сине-коричневом колорите. Картина «Перед штормом» пронзает ледяным ветром и ощущением страха перед морской стихией. Моряки пытаются удержать корабль, чей нос волной поднимает прямо на зрителя, делая нас живыми участниками происходящего. «В кубрике» мы видим, что от начавшейся качки проснулся матрос, двое обнаружили, что трюм заливает водой, другие же, привычные к суровым морским будням, спят. Художник применяет такой ракурс накренившегося судна, что от долгого смотрения на эту картину начинается морская болезнь.

Б. Голополосов. Перед штормом. 1931-1932

Художник, чей самый яркий творческий период пришелся на 1920-е годы, – Сергей Лучишкин – представлен в экспозиции тремя картинами: «Праздник книги», «Трубы» и «Небо и окурок».
На картине «Праздник книги» изображен первый книжный базар на Тверском бульваре. Мы видим бульвар с высоты птичьего полета. По-брейгелевски изображено множество персонажей, каждый занят своим делом: кто-то шагает в параде, торжественно несет муляжи книг или флаги, а кто-то суетится у книжных прилавков, есть и счастливые обладатели, несущие охапками стопы книг, сгибающиеся под их тяжестью. Но в целом, при некоторой иронии автора, картина наполнена светлым и радостным настроением праздничного дня.
Работа «Трубы» впервые была показана на 1-й выставке Общества станковистов в 1925 году. Сам автор рассказывает об истории этой работы так: «Шел я однажды мимо Александровского сада, и мое внимание привлекли звуки духового оркестра с геликонами, флейтами и барабанами, шли не очень стройными рядами молодые парни и девушки. Они были полны такого задора, что у меня дух захватывало».

С. Лучишкин. Трубы. 1925

Художник создает вытянутое по горизонтали полотно, изображая это шествие в неопримитивистской стилистике. Возглавляет шествие гордый знаменосец, за ним комичный в своей искренности юный музыкант, рядом исступленный, будто в трансе, барабанщик. Затем чинные трубачи, с легкостью трубящие в металл сверкающих труб, за ними толпа, шагающая в ногу друг с другом, создавая четкий ритм бравурного марша. Это оптимистичное движение в светлое будущее!
***
Всего в экспозиции представлено 26 произведений из собрания Третьяковской галереи. При таком, на первый взгляд, небольшом объеме выставка производит колоссальное впечатление. Она погружает в эпоху поиска нового языка искусства, время ярких открытий и общего энтузиазма.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment