Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Из Россини с любовью

Ольга КРИШТАЛЮК *
Фото Вячеслава САМОЙЛОВА

Он самозабвенно репетирует на сцене перед самым началом концерта, пока певицы отдыхают и настраиваются за кулисами. Его интересуют не только свои номера, но и все остальные – выходы скрипачки лауреата международных конкурсов Ольги ЗАГАДКИНОЙ (специальный верхний микрофон для нее и кто за него отвечает), тонкости фортепианного аккомпанемента в исполнении лауреата международных конкурсов Валентины ЗАГАДКИНОЙ, нюансы агогики и темпа. Он не только певец, но и режиссер – всё придумал и продумал вплоть до невыполнимого: в последние минуты репетиции решаются ответственные вопросы интерпретации, и, вероятно, мгновенно, «в полете», он бросает коллегам-музыкантам одну из рискованных идей… Валя протестует с юмором и решимостью: «Я не буду этого делать!» Его обаятельная энергетика, полная искрометного юношеского задора, везде и всюду.

В Самаре уже давно любят этого певца – юного принца бельканто. И никакие пандемии не помеха полному залу: 8 марта в Пушкинском народном доме состоялся сольный концерт лауреата международных конкурсов, приглашенного солиста «Геликон-оперы», солиста Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра России Валерия МАКАРОВА.

Яна Дьякова, Валерий Макаров, Валентина Загадкина, Татьяна Бикмухаметова (слева направо)

[Spoiler (click to open)]
Да, он молод, очень молод, и, пожалуй, это единственный его «недостаток». Он абсолютно профессионально и уверенно ведет зал к своим победам: верхним до, ре, ми – и, о Боже, это еще не предел! Яркие концертные номера – изысканные подарки, словно из рога изобилия, летят в копилку праздничных впечатлений. Страстные неаполитанские песни Parlami d'amore Mariu («Поговори со мной о любви, Мария!») или Dicitencello vuje («Скажите, девушки, подружке вашей») с букетом нежных роз пробуждают мечты о весне и любви.
Ну а если серьезно, то, помимо бельканто, несомненным артистическим достижением Валерия Макарова является его удивительный в наше время альтруизм. Мы прекрасно помним фестиваль «Седьмая симфония» (2019), посвященный музыке Д. Шостаковича, организатором, художественным руководителем и активнейшим участником которого выступил певец.
В программе недавнего концерта прозвучали арии из опер «Золушка», «Турок в Италии», «Путешествие в Реймс» Дж. Россини – «упоительного» певца любви и вдохновения. На русской сцене, к сожалению, крайне редко можно услышать целиком эти оперы «Пезарского лебедя».
Устойчивое исключение из правила составляет привычный нам «Севильский цирюльник». Правда, вспоминается постановка оперы «Турок в Италии» на Камерной сцене имени Покровского (2017), где в партии Дона Нарчизо и дебютировал Валерий Макаров, а также постановка «Путешествия в Реймс» Большим театром (2018). В Европе же интерес к оперной музыке Россини никогда не ослабевал, а в последние годы даже усилился. Ежегодный фестиваль в Пезаро, на родине маэстро, является одним из самых престижных событий в мире классической музыки. Например, в 2020 году на 41-м фестивале были поставлены оперы-seria «Моисей в Египте», «Елизавета, королева Англии» и одноактная buffa «Брачный вексель».
Далеко не каждый певец отважится исполнять музыку Россини, в которой так много труднейших, головокружительных в техническом смысле пассажей и фиоритур. А делать это естественно и выразительно, с обаятельной улыбкой, тем более сложно – так, как это делают мировые оперные звезды: Натали Дессей (колоратурное сопрано), наша соотечественница Ольга Перетятько (сопрано) или «перуанский соловей» Хуан Диего Флорес (тенор), который убежден, что «бельканто подобно акробатическим упражнениям, поэтому главное – быть уверенным в своей технике». Россиниевским певцом нужно родиться!
Молодой тенор Валерий Макаров оказался в числе этих счастливчиков! Его звучный и в то же время легкий лирический тенор красивого, благородного тембра, о котором в Италии говорят: Tenore di grazia, смог практически идеально выразить особый мелодический стиль арий Россини, в котором изящество, нежность и тонкий юмор сочетаются в непостижимой гармонии с пылкой страстностью.
Кажется, что Валерий создан для музыки Россини, интуитивно постиг природу виртуозного стиля маэстро, в основе которого страсть!
«Молодой, охваченный страстью итальянец, проведя какие-то часы в молчаливой задумчивости, в то время как страсть в нем разгорается все сильнее и сильнее, начинает… напевать какую-нибудь арию Россини. Среди знакомых ему арий он выбирает именно ту, которая в той или иной мере соответствует его душевному состоянию; вскоре он… поет громко и придает этой арии то особое выражение, которое отвечает характеру его собственной страсти» (Стендаль).
С самой первой арии – принца Ромиро из 2 акта «Золушки» – Si, ritrovarla io guiro («Да, я найду ее, клянусь!») Валерий задал высокий градус артистической самоотдачи и виртуозного мастерства. И во всех эпизодах этой сложнейшей виртуозной арии певец смог выразить разные оттенки страстного чувства любви, безраздельно владеющего принцем Ромиро.
Начало в царственном до мажоре словно олицетворяло торжествующую, победоносную страсть: «Да, я найду ее, клянусь. Любовь мною движет. Если бы она была похищена самим Юпитером, я нашел бы ее!» А дальше иной эпизод – чудесное маленькое Andantino. Принц держит в руках браслет прекрасной незнакомки. И вот рождаются вместе с нежной, пасторальной мелодией более тонкие, сокровенные оттенки чувства: «Обожаемый, дорогой знак, который так льстит мне, о, как я буду держать тебя у своей груди».
Но вот мечтательность сменяется страстной решимостью (Vivace), и мелодия летит, как стрела: «Мы будем искать, и мы найдем. Мы полетим и будем всех спрашивать!» (Ricercheremo, ritroveremo. Noi voleremo, domanderemo!). Но господин маэстро Россини и его либреттист Якопо Ферретти даже здесь иронизируют, лукаво посмеиваясь над безрассудностью своего героя: призывы принца весьма односложны по рифмовке: Ricercheremo, ritroveremo. Что и понятно: ведь dramma giocoso, господа!

Ольга Загадкина и Валерий Макаров

***
Следующим концертным номером прозвучал дуэт Золушки и принца из 1 акта. И вот здесь нас ждал еще один сюрприз: к Валерию присоединилась певица, чей голос тоже с полным правом можно назвать россиниевским. Это уникальное меццо-сопрано – Яна ДЬЯКОВА, которой одинаково легко и блистательно удается петь барочную музыку и арии Россини, партию Кармен и русские романсы.
Яна – выпускница Самарского института культуры (класс профессора Н. Ильвес), лауреат международных конкурсов в Нью-Йорке, Лланголене (Великобритания, Уэльс), Санкт-Петербурге, Москве, участница мастер-классов Елены Образцовой и Натали Дессей, обладатель Гран-при престижного конкурса-фестиваля академического сольного пения «Серебряный голос», финалистка телепроекта «Большая опера», лауреат первой премии международного конкурса оперных исполнителей New Opera World. Яна принимает участие во многих проектах в качестве приглашенной солистки, например, в московском фестивале «Галантное барокко», является приглашенной солисткой Тверской и Ставропольской государственной филармонии, Чувашского государственного театра оперы и балета, оперного театра имени Йозефа Каэтана Тыла (Пльзень, Чехия).
В дуэте Un soave non so che in guegli occhi («Нежное что-то в этих глазах») певцы вернули нас к началу истории, к первой встрече Анжелины (Золушки) и принца Ромиро, когда любовь так ярко вспыхнула для обоих. И верность чувств была подтверждена не только дуэтом согласия в терцию, подобающему для такого случая, а тончайшей, филигранной вязью секстовых фиоритур тридцать вторыми длительностями, словно герои были восхи́щены в параллельное измерение, где счастье остановило время и пропет каждый миг сладостного бытия вдвоем… «Как прекрасна эта улыбка! Она нисходит в мою душу и дарит мне надежду».
***
Выход Валерия Макарова еще сильнее разжег накал страстей арией Дона Нарчизо (Нарцисса) из 2 акта оперы-буффа Россини «Турок в Италии», которая прозвучала в Самаре впервые! Дон Нарчизо сгорает от любви к прекрасной и ветреной Фьорилле и понимает, что его участь безнадежна: «Я хочу испробовать всё, чтобы вера, которую ты внушила, осталась со мной. Сладкая любовь, откуда она? Печальная любовь пришла ко мне».
К виртуозным фиоритурам композитора, вписанным в вокальную партию, Валерий искусно и смело добавлял свои. Верхние россиниевские соль и си певец в каденциях надставил звонкими до и ре, будто соревнуясь с самим маэстро в немыслимых исполнительских сложностях. А почему бы и нет! Ведь певческая культура времен Россини предполагала больше свободы певцов в интерпретации оперных арий, хотя маэстро и был одним из первых композиторов, наряду с Бетховеном, кто стал вписывать в партитуру свои каденции, борясь с излишним волюнтаризмом певцов. Исполнительская свобода Валерия Макарова очень подлинна, основывается на знании стиля «галантно-чувственного пения» и большом художественном вкусе, а потому не вызывает возражений.
В 1-м отделении концерта также прозвучал фрагмент из виртуозной оперы buffa, где сложнейшей и остроумной вокальной техникой насыщены не только сольные номера, но и ансамблевые сцены. Это был дуэт графа Либенскофа и Мелибеи D'alma celeste («Душа небесная») из «Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия». Польская вдова Мелибея (Яна Дьякова) и русский генерал граф Либенскоф (Валерий Макаров) разыграли в дуэте очаровательную и одновременно уморительную сцену ревности, отчего все виртуозные вокальные кунштюки воспринимались как естественное выражение жарких и пламенных страстей героев. И за всеми перепадами настроений было чрезвычайно интересно наблюдать, а уж тем более слушать!
***
О науке страсти нежной с большим вдохновением поведали и другие участники вечера. Второй певицей, украсившей своим участием концертную программу, оказалась Татьяна БИКМУХАМЕТОВА (лирическое сопрано) – солистка молодежной труппы московского театра «Геликон-опера». Ее сольным выходом стала ария Мими из первого акта «Богемы» Дж. Пуччини.
В итоге программа камерного концерта сложилась невероятно насыщенной: первое отделение длилось полтора часа, второе – почти столько же. После россиниевских страстей публика была уже разогрета и готова к оперным хитам: прозвучали ария Альфреда и дуэт Альфреда (Валерий Макаров) и Виолетты (Татьяна Бикмухаметова) из второго акта «Травиаты», песенка Герцога из «Риголетто» Дж. Верди, ария Рудольфа из «Богемы» Дж. Пуччини и Каватина Тонио из оперы Г. Доницетти «Дочь полка». Ольга и Валентина Загадкины исполнили в необычной дуэтной версии два фрагмента из знаменитых Concerto grosso А. Вивальди – «Зима» (1 ч.) и «Весна (1 ч.).
В завершение концерта Валерий искренне признался залу, что очень рад встрече с публикой в это сложное время локдаунов и пандемий, что организовать концерт было трудно из-за многих препятствий. Помощником и организатором концерта на сей раз выступила культуртрегер Татьяна САМОЙЛОВА (инициатор и организатор «Музыкальных четвергов в Пушкинском доме», в недавнем прошлом – главный редактор самарского журнала о культуре Performance).
Так, влетев на крыльях «Пезарского лебедя», музыка приободрила и вдохновила, подарила надежду (пока еще робкую) на то, что, может быть, когда-нибудь и в Самарском оперном театре будет идти «Золушка» Дж. Россини с этими молодыми страстными певцами и будет собирать такие же аншлаги, как в Пушкинском доме в День 8 Марта!

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки СГИК.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment