Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Многогранный талант Анатолия Майорова

Анна ЛАЗАНЧИНА *

В «Жизненных правилах для юного музыканта» Роберт Шуман записал: «Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе только можно представить». Таким редким талантом обладает Анатолий Александрович МАЙОРОВ, заслуженный работник культуры России, профессор Самарского государственного института культуры.


[Spoiler (click to open)]

В наше время трудно найти человека, посвятившего себя сфере культуры и искусства, в трудовой книжке которого была бы единственная запись: кто-то находится в постоянном поиске лучшего, Анатолий Александрович же в этом отношении человек уникальный. Самарская академия искусств, институт культуры – его Alma Mater. Здесь он сначала учился, а теперь, уже более 45 лет, занимается преподавательской деятельностью.
Конечно, сам по себе факт одного места работы на протяжении продолжительного времени не является ни чрезвычайным, ни знаменательным. Однако он красноречиво свидетельствует о верности и преданности. В отношении Анатолия Александровича верно так же, как и то, что его профессиональные достоинства являются естественным продолжением свойств самой натуры.
Разносторонняя музыкальная одаренность позволила ему реализовать себя в разных видах деятельности. В юношеские годы, овладев игрой на кларнете и саксофоне, он стал участником различных коллективов. Мог бы остаться исполнителем. Попробовал себя в качестве дирижера и несколько лет успешно руководил оркестром Самарского цирка. Создавал инструментовки для разных составов. Многие из его переложений и сейчас можно услышать в программах Муниципального концертного духового оркестра. Эти аранжировки, сделанные профессионально, со знанием специфики духовых инструментов и с учетом удобства для исполнения, звучат всегда эффектно и ярко – за что и любимы.
И всё же большую часть своих творческих сил он отдал именно педагогической работе. Чувство ответственности за продолжение и развитие традиций духового исполнительства привело его в родной вуз. Хороший преподаватель, спокойный и уравновешенный, внимательный и доброжелательный, – так отзываются о нем студенты.
Анатолий Александрович вел не только индивидуальные дисциплины, но и занятия оркестрового класса, руководил курсовыми и сводными оркестрами. Среди его воспитанников более полусотни музыкантов, разлетевшихся по разным городам и странам.
В вузовской работе раскрылась еще одна грань таланта Майорова – дар руководителя. В 2000 году он возглавил кафедру музыкального искусства эстрады, а в 2010-м – факультет современного искусства и художественных коммуникаций. Тщательно собирая преподавательский состав факультета, Анатолий Александрович ориентировался в первую очередь на профессионализм коллег. Обладая особым «видением» руководителя, он умело развивал кадровый потенциал, выдвигал целеустремленных преподавателей на должности заведующих кафедрами. Организовывал работу факультета на основе деятельного взаимодействия коллег таким образом, что каждый стремился добросовестно выполнять посильную работу и осознавал важность своего вклада в общее дело.
Будучи креативной личностью, он хорошо понимает души творческих людей, старается оказать поддержку и помощь интересным начинаниям. Уверенной рукой он вел факультет вперед, всячески способствуя его росту.
По инициативе Майорова в 2000 году на кафедре музыкального искусства эстрады был создан джазовый оркестр. Под руководством дирижера коллектив быстро достиг высокого уровня и завоевал целый ряд наград на всероссийских и международных фестивалях. Исполнители вели активную концертную и музыкально-просветительскую деятельность, выступали перед разнообразной слушательской аудиторией. Во многом благодаря идее Анатолия Александровича появился эстрадный вокальный ансамбль Face Control (руководитель – П. Плаксин), который сегодня является одной из «визитных карточек» вуза.
Непререкаем профессиональный авторитет А. А. Майорова в музыкальном сообществе Самарской области. Его часто привлекают к работе в качестве члена жюри фестивалей и конкурсов исполнительского искусства как академического, так и эстрадно-джазового направления. Музыкант разбирается в тонкостях инструментального исполнительства, он обладает глубоким чувством стиля и принципиальной честностью – всегда и во всем на первом месте для него остается служение искусству.
Коллеги и друзья Анатолия Александровича, с которыми мне удалось пообщаться, отмечают не только широкий кругозор и глубину познаний в разных областях культуры и искусства, но и его человеческие качества – порядочность, отзывчивость и скромность. Знакомство и общение с ним является настоящим подарком для всех, кто его знает.
В день Вашего рождения мы желаем Вам, Анатолий Александрович, здоровья, оптимизма и творческого долголетия!

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 марта 2021 года, № 6 (203)
Tags: Культура Самары
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment