Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Время года Татьяны Пешковой

Светлана ШАТУНОВА *

Татьяна Патрокловна ПЕШКОВА – художник, педагог, посвятивший себя искусству. Художником был и ее супруг Александр Фёдорович Пешков. По стопам родителей пошла дочь Мария. Получилась творческая художественно-преподавательская династия.

«У меня самая лучшая мама на свете! Она подарила мне любовь к сказкам, мифам и живописи. Она читала и рассказывала мне в детстве море книг. Именно она была моим первым учителем, собирала и хранила мои детские и ученические рисунки. Мы с ней постоянно что-то рисовали, мастерили поделки, делали настольные театры с рисованными куклами и декорациями. Мама стала моим преподавателем и в художественной школе».

Татьяна Пешкова. Автопортрет

[Spoiler (click to open)]
Татьяна Пешкова родилась 1 сентября 1949 года. Среди ее предков были и грузины, и шведы, и русские. Такой «замес» дал Татьяне Патрокловне необыкновенную красоту, благородство и романтизм как во внешнем виде, так и в творчестве. Дед (по папиной линии) Константин Элеодорович происходил из дворян, был статским советником, с семьей жил в Москве, на Остоженке. После революции вынужден был бежать в Грузию. Папа, Патрокл Константинович Яковлев, родился в Москве в 1914 году. Потом они с мамой переехали в Сергиев Посад, затем – в Крым. Там их застала война. Отец оказался в плену, бежал из концлагеря, воевал в партизанском отряде, освобождал Болгарию и Румынию.

Татьяна Пешкова. Портрет отца

К выставке, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Татьяна Пешкова написала его портрет «Старая фотография». Эту фотографию папа прислал своей маме 5 мая 1945 года в Симферополь, куда затем и вернулся после войны. Голодное тогда было время, друг пригласил приехать в Куйбышев. Так они оказались в нашем городе. Папа работал в ботаническом саду заместителем директора по науке, до того преподавал в сельскохозяйственном техникуме в Рождествено, где и познакомился со своей будущей женой. Здесь родилась их единственная дочь Татьяна.
«Я родилась скульптором, – говорит Татьяна Патрокловна. – Всё детство сидела с пластилином, лепила целые картины, любила изображать лошадей».
Увидев по телевидению объявление о наборе в художественную школу, пошла туда учиться. Попала в класс Дмитрия Кондратьева, молодого педагога, который общался просто, учил писать, показывая на своем примере. У Татьяны Патрокловны с тех пор сохранился один такой показательный образец, сделанный Кондратьевым на пленэре минут за 10. Недавно она подарила его Самарскому художественному музею на открытии посмертной выставки художника.
После окончания школы путь был определен в Пензенское художественное училище, куда Татьяна Пешкова поступила на живописное отделение (от скульптуры ее отговорили, ссылаясь на то, что она, хрупкое создание, не справится со сложной неженской работой). Тогда Пензенское училище было одним из ведущих художественных заведений, сюда съезжались учиться изобразительному искусству со всей страны, каждый со своим опытом, поэтому учиться было интересно и друг у друга.
Успешно окончила училище в 1972 году. Тогда сразу поступить в высшее учебное заведение, без прохождения трехгодичной практики в школе, не представлялось возможным: «Я не собиралась идти работать в школу. Хоть дворником, только не учителем». Но, как говорится, человек предполагает…
Вернулась в Куйбышев в 1977-м, директор детской художественной школы Григорий Зингер пригласил ее заместить преподавателя на время декретного отпуска. Войдя первый раз в класс – молодая, худенькая, со звонким голосом, – она, увидев 50 человек в классе, не стушевалась. Преподавание ее увлекло, результаты учеников говорили сами за себя, и Зингер предложил остаться. С тех пор работа в художественной школе стала ее судьбой. Одними из первых ее учеников были Владимир Башкиров, теперь директор детской художественной школы № 2, и Ирина Князева – преподаватель Самарского художественного училища.
Князева с восторгом вспоминает об особой теплой атмосфере в школе, о годах учебы у Пешковой: «Мы были у нее первым выпуском. В это время мир для нас наполнился красками. Т. П. была нам как мама: внимательная, мягкая, с добрым, ровным настроением. Всегда элегантная и красивая. Такая лучистая – мы любовались ею. Она дала мощную профессиональную базу, после которой легко было поступить в училище. Творческого заряда, полученного тогда, нам хватило на всю жизнь!»
Владимир Башкиров говорит с благодарностью: «Я уже 35 лет в профессии, получаю от этого удовольствие, в этом заслуга Татьяны Патрокловны. Когда на 4 курсе я бросил художественную школу, она убедила меня вернуться. После работы в технике а-ля прима полюбил акварель, с тех пор живопись мою часто забирали в фонд школы. Именно она впервые показала книги по искусству – это были монографии о Петрове-Водкине, Шагале и Попкове. Она сумела убедить моих родителей в том, что надо ехать учиться в Пензенское художественное училище. Т. П. умела увлечь искусством, уверить, что это прекрасный волшебный мир, что это сказка, – и я поверил!»
Уже в 93-м Пешкова окончила государственный педагогический институт в Чебоксарах, получив высшее образование. Как рассказывает коллега по школе (они вместе учились в институте) Людмила Струнилина, «Татьяна Патрокловна необыкновенно отзывчивая и ответственная. Занятия у нас длились до 15 часов, потом надо было идти на пленэр. На улице стояла жара, мы все расходились по домам, одна она брала этюдник и шла пленэрить».
Несмотря на то, что преподавание занимало много времени, Пешкова не переставала творчески работать. В этом в том числе большая заслуга Г. Е. Зингера, который и сам писал, и обязывал преподавателей участвовать в выставках.
В 2007 году закончилась большая работа по иллюстрированию «Красной книги растений Самарской области» (кто мог еще заняться таким трудом, как не дочь ботаников!). Нарисовала более 200 рисунков уникальных растений с множеством ботанических подробностей. Эта трудоемкая работа дала возможность отправиться в путешествие по Европе. Для большинства художников поездки являются источником вдохновения. По приезде Т. П. сделала много работ в акварели с античными руинами, с критскими мотивами и романскими замками.
А путешествие по древнерусским городам и Прибалтике отражено в картинах, пронизанных особой романтичной атмосферой. Вот купола Ростовского кремля, все аки един камень, сплотились, как древние воины. Или узкие улочки Риги, кружащие в вальсе.

Татьяна Пешкова. Ростов Великий

Мария Пешкова: «Она – экспериментатор. Успела перепробовать различные живописные и графические техники. Были периоды увлечения темперой, пастелью, акварельными мелками. В последнее время она чаще работает маслом. Но ее главной любовью и, на мой взгляд, лучшими работами остаются акварели. Акварель у нее сложная, совмещающая в себе различные технические приемы, очень красивая по цвету и фактуре. Особенно выразительны акварели, посвященные Италии и Греции. Мама вообще очень тяготеет к античной культуре и часто посвящает ей картины. Еще она любит море и ракушки, что тоже вдохновляет её на творчество».
В Союз художников Татьяна Пешкова вступила с акварелями. Ее акварели узнаваемы. Впервые я их увидала в 2009 году, когда делала выставку из цикла «Юбилеи самарских мастеров». Всё думала: как же получается эффект, как будто на лист попал снег или капли дождя, которые и образовали дополнительную вибрацию воздуха или нарисовали свой узор.
«Дождь» 1995 года – первая работа, выполненная в такой технике. По улице старой Самары, удаляясь от зрителя, идет под зонтом женская фигура. Местами размытые контуры передают состояние сырого осеннего дня и влажного воздуха.
Любимое время года Татьяны Пешковой – осень. Наверное, это связано со временем рождения. Единственное написанное стихотворение в 2000 году, конечно, про осень:
Тихой походкой осень
В город ко мне придет,
Серым покровом просинь
На небе уберет.
Любимые мотивы пейзажа – улицы города и Гаврилова Поляна за Волгой. Когда-то в детстве попала туда с экскурсией, полюбила навсегда, теперь там дача, цветы и вдохновение. «На берегу» (2008) или «Гаврилова Поляна» (2005) – лирические пейзажи с беспокойным небом. Как тонко отметила искусствовед Елена Титова: «Небо в работах Пешковой – это стихия, рождающая сталкивающиеся и распадающиеся воздушные потоки. Оно всегда наполнено движением, жизнью, оно заряжает пейзажи своей энергией».
Пешкова работает также в жанре портрета и натюрморта. Моделями для портретов служат близкие люди и друзья. На камерном портрете 1985 года, выполненном темперой, – отец, сидящий в кресле, он читал книгу, на время снял очки, задумался. На автопортрете («Зимушка», 2013) изобразила себя на фоне зимнего пейзажа. Заснеженные деревья за окном, образуя причудливую вязь, сплетаются с завитками волос и узором блузки, создавая романтичный образ, в довершение – кисти в руках, непременный атрибут художника.
Портрет дочери («Весна») выполнен в светло-зеленом ранневесеннем колорите. Мария в шляпке и с букетом тюльпанов словно сама Весна. Только женской душе подвластно так тонко чувствовать акварель и так смело с ней работать. Эта капризная техника полностью ей подвластна.
«Удивительно для нашего времени, что художник не цитирует других мастеров: работает просто, естественно, «не мудрствуя лукаво». Каждой своей картиной Татьяна Пешкова словно приглашает нас жить теми же чувствами, которыми жила в процессе её создания, чувствами романтика и поэта» (Елена Титова).
Бросит ковры под ноги,
Песню разлук запоет,
Взглядом печально-строгим
Вдаль за собой позовет.
Тихо ступает осень…

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 марта 2021 года, № 5 (202)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment