Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Наследие Георгия Мошкова

Армен АРУТЮНОВ *

В одном из прошлых номеров «Свежая» писала о Марии Мошковой, 100-летие со дня рождения которой отмечалось 16 января. Она родилась в день 50-летия своего отца, самарского архитектора Георгия Николаевича МОШКОВА, о жизни и творчестве которого мы поговорим сегодня.

Георгий Николаевич Мошков
[Spoiler (click to open)]

Архитектор без образования

По проектам Георгия Мошкова в Самаре построено несколько десятков каменных и деревянных зданий. Кроме того, зодчий занимался строительными подрядами – возводил объекты по чужим проектам. И хотя он был в неравных условиях со своими коллегами, целеустремленность и трудоспособность позволили реализовать значительную часть задуманного.
Георгий Николаевич родился в селе Виловатое Самарской губернии в крестьянской семье. Его отец служил писарем, так что все дети получили начальное образование. Строительством Мошков занялся еще в подростковом возрасте – помогал возводить избы, сельскую деревянную церковь, ездил с артелью по уезду. С 1893 по 1897-й служил в армии, где прошел курс саперной школы. В мае 1896 года участвовал в подготовке коронации Николая II на Ходынском поле в Москве. Чудом выжил во время трагедии, унесшей больше тысячи жизней, а затем вместе с однополчанами занимался ликвидацией последствий страшной давки.
Вернулся со службы в Самару. Работал на строительстве, мечтал об учебе. Судьбоносной для Мошкова стала встреча с Александром Щербачевым. Опытный зодчий обратил внимание на молодого десятника штукатуров и предложил стать его учеником. В мастерской именитого архитектора он работал сначала чертежником, потом техником-проектировщиком и, наконец, стал создавать самостоятельные проекты.
Архитектор быстро освоил азы профессии, но профильного образования так и не получил, что создавало ему немало трудностей. Многие проекты приходилось представлять через коллег по цеху, которые нередко этим злоупотребляли. К сожалению, многие произведения Мошкова мы можем знать как работы других архитекторов.
«Трудно достался отцу этот скачок от малограмотного мужика (3 класса церковно-приходской школы) до уровня архитектурного образования, при постоянном отстаивании права на самостоятельную работу, отстаивании авторских прав, – писала в книге «Дорогу осилит идущий» Мария Георгиевна Мошкова. – В некоторых случаях приходилось идти на компромисс, продвигать проекты за подписью маститых архитекторов на определенных условиях. Многие из этих домов не вошли в список его авторских работ, остались за теми подписями, и он не претендовал никогда на их авторство, отчасти избегая конфликта, а более стыдясь этих фактов как проявления с его стороны непринципиальности».

Доходный дом Юрина

На долю Мошкова выпало множество испытаний. Контузия на Русско-Японской войне, арест и несколько месяцев тюрьмы в 1918-м, безработица 1920-х, Великая Отечественная. К счастью, репрессии обошли архитектора и его семью стороной, хотя работа подрядчиком до революции и тюрьма после революции могли стать поводом для преследований.
В 1930-х Георгий Николаевич получил квалификацию техника-строителя и продолжал работать почти до самой смерти в 1949 году.

Кирпичный стиль

Александр Щербачев был ярым приверженцем историзма в архитектуре. Мода на модерн в творчестве зодчего еле заметна. В отличие от своего учителя, Мошков проектировал как в эклектике, так и в «новом стиле». Первая его работа – неорусский дом Кудряшова на улице Галактионовской, 41 (1901). Это время наибольшей популярности «кирпичного стиля» в Самаре. Мастерская Щербачева проектирует сразу несколько доходных домов с фигурной кирпичной кладкой. Наиболее известные – доходные дома Челышева на улицах Фрунзе и Красноармейской.
К «кирпичному стилю» Мошков обращался и позже. В 1904 году по его проекту был построен дом Сидоровой на углу нынешних улиц Чапаевской и Ленинградской.

Дом Сидоровой

Трехэтажное здание имеет выразительный полукруглый угол, акцентированный куполом. Благодаря узким угловым окнам с полуциркулярными завершениями здание приобрело черты неовизантийской архитектуры. Оба фасада имеют по бокам симметричные полукруглые завершения с декоративным элементом в середине. Спустя восемь лет Мошков использует этот же элемент в оформлении фасада доходного дома Юрина (улица Некрасовская, 46).


Влияние Кекушева

Теме влияния творчества московского архитектора Льва Кекушева на самарских коллег в прошлом году была посвящена отдельная статья. Георгий Мошков входил в число последователей столичного коллеги. Один из примеров – бывшие винные склады купца Иванова на углу улиц Венцека и Молодогвардейской.
Построенное в 1906 году здание отсылает к работе Кекушева 1901 года – московскому особняку Коробковой на улице Пятницкой, 33–35. Объекты роднит множество элементов: скульптуры кариатид, изгибающиеся карнизы с львиными головками, грифоны и другие детали. Угловая часть самарского дома завершалась скульптурами полулежащих женщин и сидящего на бочке Бахуса (утрачены в советские годы).
Винные склады Иванова находятся в центре внимания градозащитников не первое десятилетие. Памятник архитектуры в стиле эклектики долгие годы разрушается. По всей видимости, вскоре произойдут и позитивные изменения. В 2021 году все части здания перешли к одному собственнику, который планирует в ближайшее время провести реставрационные работы.
Благодаря узнаваемому почерку и использованию определенных архитектурных решений многие произведения Георгия Мошкова имеют общие черты. Например, доходные дома Покидышева на углу улиц Пионерской и Степана Разина (1904) и Филимонова на пересечении улиц Льва Толстого и Ленинской (1907). В обеих работах видно влияние доходного дома Луцкого в Одессе, построенного в 1902 году по проекту архитекторов Моисея Линецкого и Самуила Гальперсона. Это произведение в стиле модерн публиковалось в периодике начала ХХ века.
Аттик на доходном доме Филимонова перекликается с аналогичным элементом в другой работе Мошкова – доме Сибиряковой на улице Куйбышева, 107. Это здание архитектор реконструировал в стиле модерн в 1904 году. Асимметричный фасад с двумя ризалитами богато декорирован: вертикальный орнамент с маскаронами на пилястрах, изображения цветов и бабочек в обрамлении окон, кованые ограждения балконов. Ризалит с волнообразной формы карнизом венчает оригинальное навершие.

Дом Сибиряковой

Основатель династии

Всего по проектам зодчего построено около 30 каменных зданий, а также деревянные. Среди них – дом Любимова (улица Куйбышева, 71), особняки Жоголева (улица Галактионовская, 57), Гиршфельда (улица Фрунзе, 75) и многие другие. Кроме проектирования, Георгий Мошков занимался строительством объектов по чужим проектам. Под его руководством построены такие здания, как пожарная каланча на улице Чернореченской, городской ломбард на улице Арцыбушевской, больница Красного креста на улице Льва Толстого, деревянные дома на углу улиц Рабочей и Самарской (в одном из них жил сам Мошков с семьей).
Несколько работ архитектора относятся к 1930-м. По его проекту надстроены бывший дом Коробова на углу улиц Галактионовской и переулка Специалистов, жилые дома на пересечении улиц Куйбышева и Красноармейской, здание Госбанка на улице Куйбышева (совместно с Андреем Матвеевым). Мошков был автором реконструкции бывшего духовного училища на улице Молодогвардейской (позже – первый корпус авиационного института), а также выступил консультантом курсового проекта своей дочери Валентины Мошковой – надстройки здания строительного института на углу улиц Молодогвардейской и Ульяновской (курсовая легла в основу осуществленного проекта).

Здание Самарского университета (бывшее духовное училище)

«В работе Мошков был требовательным к себе и окружающим, нетерпимым к нерадивости и нечестности, – вспоминала Мария Мошкова. – Вот и получился, по словам дяди Яши [архитектор Яков Ушаков-Решетников. – Ред.], «неистовый характер». Он часто выходил из себя, порой был «скор на руку», что, впрочем, ему легко прощали, так как вспышки эти были «по делу», а пыл его быстро проходил и он старался как-то загладить свою грубость. В последнем большую роль играло и влияние жены: ей приходилось воспитывать не только детей, но и мужа. В расчете с рабочими не было мягче человека, особенно когда имел дело с добросовестными работниками. Так и прожил всю жизнь бессребреником. Выполняя большие заказы, капитала не нажил, не собрал даже денег на постройку собственного дома, что для подрядчика в то время было, в общем-то, даже позорно. Семья всю жизнь прожила на квартирах».
Капитала Мошков не нажил, но оставил после себя богатое наследие. Кроме того, он стал основателем архитектурной династии. Из шести детей Георгия Николаевича четверо продолжили дело отца – посвятили жизнь архитектуре и строительству.

* Журналист, градозащитник, член совета Самарского регионального отделения ВООПИиК.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 марта 2021 года, № 5 (202)
Tags: Архитектура, История Самары
Subscribe

  • Что ел и пил Бетховен

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Вчера был печальный день. Мы его отметили с расписными химерами, беломраморными путти и плачущими…

  • Пленительная сладость

    С Днем музыки, уважаемые читатели! Ольга КРИШТАЛЮК * Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль,…

  • Эффект Уствольской

    Последний из материалов «Свежей газеты. Культуры» о завершившемся фестивале искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment