Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Праздник, который всегда с тобой

Татьяна ПЕТРОВА *
Фото Сергея БАРАНОВА

Самарскому авангарду – 100 лет, и к этому событию приурочена выставка «ПЕРЕДОВОЙ ОТРЯД. 100 ЛЕТ АВАНГАРДА В САМАРЕ», совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Самарского областного художественного музея.

Выставка открыта в преображенном Мраморном зале, войдя в который, нельзя не испытать чувства восторга. За 30 лет пребывания музея на Дворянской мы привыкли и к архаическим щитам Мраморного зала, и к сложившейся еще в девяностые годы экспозиции залов отечественного авангарда. Казалось, так будет всегда. Зародившееся уже давно стремление принципиально изменить конструкцию зала, осовременить ее наталкивалось на множество проблем, главной из которых было, разумеется, отсутствие должных средств на такое кардинальное преобразование. И вот благодаря спонсорам, благодаря Третьяковке этот уникальный проект реконструкции нашего главного зала осуществился творческим решением архитекторов экспозиции Александра и Ольги Филимоновых. (Правда, теперь мы серьезно задумались, как в дальнейшем будем экспонировать в этом новом пространстве свои последующие выставки, но тем оно и интересно: необходимо будет применить максимум творческой изобретательности и практического умения.)


[Spoiler (click to open)]
Кураторы выставки: от Третьяковки – Константин Зацепин, от СОХМ – ваша покорная слуга. Проект экспозиции разработан Зацепиным, тексты статьи о коллекции авангарда СОХМ в каталоге выставки и аннотации к картинам принадлежат мне.
Глядя на белые стены округлой конструкции, вписанной в прямоугольное пространство зала, на которой клумбами, гроздьями, фейерверками расцвели наши авангардные работы, испытываешь чувство удивительного праздника. Картины поют в унисон либо же контрастируют, своими будто по-новому явленными гранями оттеняя и усиливая друг друга.

На выставке представлены произведения из собрания СОХМ, пять работ принадлежат Третьяковской галерее, две – любезно предоставили нам потомки Н. Попова. На открытие выставки к нам приехали внук и правнучки художника. Павел Попов – также художник, да и все потомки Попова осуществили себя на этом же поприще!
Помимо произведений живописи и графики, в центре зала представлена документация, связанная с организацией СВОМАСа-ВХУТЕМАСа в Самаре, копии акта получения Поповым работ от отдела ИЗО Наркомпроса, фотографии оформления улиц города к революционным праздникам 20–30-х гг. Праздник самарского авангарда продолжится до мая.
***
В собрании Самарского художественного музея – около ста произведений отечественного авангарда 1910–1920-х гг. Самым первым поступлением в него стали картины Д. Бурлюка с выставки, которая состоялась в Самаре в марте 1917 года в здании Волжско-Камского коммерческого банка. Последние работы пришли в музей в конце 1980-х годов, но основной костяк собрания сложился в 1920-е.
История формирования нашей коллекции насчитывает свыше семидесяти лет, и за этот продолжительный срок ей довелось пережить многие значительные катаклизмы, не раз ее целостность и даже существование оказывались под угрозой: и во время разрухи 1919–1920-х, и в 1940-е из-за обстоятельств военного времени, и в 1950-е – в период очередной кампании борьбы с «левым» искусством.
Произведения русского авангарда появились в экспозиции Самарского художественного музея в 1990-м, и в Самару приезжали специально, чтобы увидеть нашу авангардную коллекцию. Со времени перестройки о нашем собрании авангарда узнали за рубежом, работы Розановой, Ле-Дантю, Стржеминского, Дымшиц-Толстой побывали на многих зарубежных и столичных выставках. Мы старались показать их так, чтобы выявить значимость каждой вещи, развернуть в залах музея историю создания отечественного авангарда, насколько это позволяли состав коллекции и само помещение, которое ей отводилось. Наконец, в 2020-м году мы издали альбом-каталог нашего собрания авангарда «Непрерванный полет», посвятив его художественной жизни Самары в период с 1918 по 1921 год. Название корреспондируется с картиной Ольги Розановой «Полет аэроплана», одной из самых значительных в нашем собрании.
В 1919 году в наш город прибывает передовой отряд уполномоченных самарского СВОМАСа: Г. Ряжский, С. Адливанкин, Н. Попов. Цель – создание в городе Государственных свободных художественных мастерских. Название СВОМАС в скором будущем заместилось ВХУТЕМАСом (Всероссийские художественно-технические мастерские). В провинциальной Самаре, следуя грандиозному замыслу, осуществляемому отделом ИЗО Наркомпроса, в 1919 году должны были быть основаны две новые связанные между собой институции – Свободные художественные мастерские и музей по типу Музея живописной культуры.
И в том же 1919-м году один из организаторов самарского ГСХМ Н. Попов получил от музейного фонда отдела изобразительных искусств Наркомпроса 35 картин русских художников с формулировкой «для Музея при Самарском отделе ИЗО». Акт подписали В. Кандинский, А. Родченко, Д. Штеренберг.
В конце декабря 1920-го в газете «Коммуна» было объявлено о приеме учащихся в Свободные государственные художественные мастерские с живописным и конструктивным факультетами, а также подготовительно-испытательным отделением. Главная задача госмастерских как высшего технического учебного заведения заключалась в подготовке квалифицированных специалистов в области изобразительного искусства.
Работу СГХМ в Самаре удалось начать в январе 1921 года, но в начале февраля в одном из зданий произошел пожар. Только 31 марта занятия в мастерских были возобновлены, но, скорее всего, мастерские в апреле так и не заработали, а позже местная пресса уже не упоминает о СВОМАСе в Самаре. Таким образом, страницы истории недолго просуществовавшего самарского СВОМАСа–ВХУТЕМАСа до сих пор во многом неясны.
1921 год. На Самару неотвратимо надвигаются голод и тиф. Планы наших организаторов рушатся на глазах. Точное время отъезда из Самары Ряжского, Адливанкина, Попова неизвестно, но в любом случае это середина или вторая половина 1921 года. В Москве они организуют группу «НОЖ» («Новое общество живописцев»), в которую вошли также М. Перуцкий, А. Глускин и А. Нюренберг. С. Адливанкин вспоминает, что идея создания «новой реалистической формы на основе современной живописной культуры «левого искусства» пришла к нему именно во время работы в Самаре.
Уполномоченные самарского ВХУТЕМАСа уехали, но в фондах самарского Публичного музея осталась коллекция произведений авангарда, те самые 35 работ, полученных Поповым для Самары в 1919 году, – Е. Бебутовой, А. Веснина, С. Дымшиц-Толстой, М. Ле-Дантю, К. Малевича, М. Менькова, О. Розановой, В. Стржеминского, Г. Якулова
Однако в начале 1920-х музей фактически был брошен на произвол судьбы и полностью закрылся до 1923 года. Именно в этот период он подвергся большим хищениям, причем были уничтожены все имевшиеся описи. Известно, что хищение осуществлялось через дыру в крыше музея. В силу разных обстоятельств работы «новейших течений», которые и далее присылались в Самару от Музейного бюро, продолжали исчезать из коллекции.
Прослеживая судьбу холстов из поступления 1919 года, приходится констатировать, что им сильно не повезло: вскоре была утрачена большая их часть. Это произошло в течение 1922 года, когда в музей стали поступать запросы Политпросвета Самарского губернского отдела народного образования о передаче на временное хранение определенного количества картин Клубу государственного политического управления, Самарскому Райкультводу, для окружных политкурсов ПриВО и т. д. По сохранившимся актам музея можно проследить, как уходили в никуда (они, разумеется, так и не были возвращены) «не имеющие художественно-исторического значения» работы футуристов. 28 июля 1922 года в числе других ушла картина Якова Паина «Старик-еврей»; 23 ноября канули в вечность 12 картин футуристов (без поименного перечисления); 15 декабря того же года из музея увезли работы Ольги Розановой «Пиковый король», «Одновременное изображение пиковой и червонной дам», а также «Пейзаж» («Лес») – все из списка Попова.
В настоящее время из одиннадцати холстов О. Розановой, указанных в списке, мы имеем лишь шесть. Из указанных в списке Попова четырех произведений Ле-Дантю в наличии лишь два.
***
Со второй половины 1920-х мы уже имеем возможность более подробно проследить последовательность пополнения собрания авангарда. Довольно многочисленным было поступление 1929 года – после ликвидации Музея живописной культуры в Москве, когда вещи передавались в ГТГ и далее распространялись по музеям страны. Наш музей пополнился первоклассными работами П. Кончаловского («Кассис»), М. Ле-Дантю («Дама в кафе»), М. Менькова («Трамвай № 6»), В. Рождественского («Жатва»). Тогда же поступило полотно неизвестного художника витебской школы, атрибутированное впоследствии как работа К. Малевича «Жизнь в большой гостинице». Однако до сих пор существует мнение, что эта работа написана Иваном Клюном.
После 1929 года поступления авангардных работ из Москвы прекратились. В январе 1937-го был образован краевой (позже – областной) художественный музей, разместившийся в правом крыле Дворца культуры имени Куйбышева. В годы Великой Отечественной войны он был закрыт, после войны музей вновь открыл свои двери, однако авангардная коллекция не могла быть экспонирована в связи с развернутой кампанией по борьбе с формализмом. В августе 1953 года коллекцию ожидало серьезное испытание: специальной комиссией под руководством инспектора, откомандированного Комитетом по делам искусств РСФСР, были составлены списки «малоценных, нехудожественных произведений», от которых надлежало избавить фонды музея. Был составлен акт на списание более 400 работ, среди которых находились и произведения авангарда.
Однако коллекция была спасена стараниями музейных сотрудников, в подсознании которых по определению заложена идея охранительства; между предписанием, изложенным на бумаге, и реальным действием по уничтожению произведения лежит немалая дистанция. Директор музея А. Михранян в то время не мог отказаться от подписания приказа о списании «малоценных и нехудожественных» работ, иначе он лишился бы своего поста, а вот реализовать это на деле было для него совершенно невозможным.
Следующий период пополнения коллекции авангарда относится к 70–80-м годам. Благодаря целенаправленной собирательской деятельности В. Володина и А. Басс в это время в музей поступили произведения из хранившегося в семьях наследия авангардистов.
В 1972–1975 гг. поступили в дар от И. Переяславец, дочери Н. Попова, картина «Девушка в синей шляпе» и 6 листов графики, исполненные во время самарского пребывания художника. В 87–88 годах по частям приобреталось графическое наследие воспитанника самарского ВХУТЕМАСа М. Степанова, в котором также находились рисунки Н. Попова «Автопортрет», «Казак» и «Красноармеец».
Без сомнения, определяющую роль в дальнейшей судьбе музейной коллекции авангарда сыграло направление большей части произведений на реставрацию в 1987 году в Государственные центральные художественные реставрационные мастерские имени Грабаря. Здесь в течение продолжительного времени они были приведены в хорошее состояние и вышли из тени, став доступными для искусствоведов – исследователей авангарда.
В 1989 году музей получил новое здание – бывшее здание горкома КПСС на улице Куйбышева, 92. Произведения авангарда из собрания Самарского музея, сохраненные стараниями музейщиков, теперь известны во всем мире, они разъезжают по свету, участвуют в крупнейших мировых выставках.
«Непрерванный полет» самарской коллекции авангарда продолжается.

* Искусствовед, заместитель директора по научной деятельности Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 марта 2021 года, № 5 (202)
Tags: Изобразительное искусство, Музейное дело
Subscribe

  • За Кудыкиной горой

    Рубрика: Факультет ненужных вещей Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * Рисунок Сергея САВИНА Это было время, когда вопросов было много, а ответов на эти…

  • Татьяна ДЫМОВА: «Люблю узоры посложнее!»

    Монолог актрисы записал Александр ИГНАШОВ * 24 сентября актриса Сызранского драматического театра имени Алексея Толстого, заслуженная артистка…

  • Ширяево

    Татьяна ПЕТРОВА * Фото автора Впервые я оказалась в Ширяево в 1978 году, когда Самарский художественный музей приобрел здесь дом –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment