Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Эта белая ветка сирэни

Галина ТОРУНОВА *
Фото предоставлено театром «Камерная сцена»

Вот ведь привязалась ко мне эта сладкая до приторности мелодия «Ночной серенады» Тино Росси (Tino Rossi). Который день звучит в голове этот шлягер 20-х годов ХХ века. И не у меня одной. Моя молодая приятельница, смотревшая вместе со мной спектакль «Элья и Маргарита», напевала эту мелодию всю дорогу до дома и, позвонив утром, вместо «доброго утра» опять ее промурлыкала. А вместе с этой мелодией я всё время возвращаюсь к спектаклю, хотя он (спектакль) очень прост. Не случайно молодой человек, выходя из зала, дернул приятеля: «Ну, ты понял мораль?», а тот ответил: «Конечно».

Рассказ, который лег в основу спектакля, у Бабеля занимает чуть больше двух страничек. Это незамысловатая история о встрече двух не слишком счастливых людей: одесского еврея, перешагнувшего «черту оседлости», и немолодой провинциальной проститутки. Два бесправных, одиноких, выброшенных из «приличной» жизни человека.
Неуютно и страшновато им жить, но, вот что удивительно, не унывают они. Привыкли, что ли? Неуютная сцена: пустая в серых тонах, слева – двуспальная кровать с придвинутым к ней столом. Справа – пустое пространство, на котором периодически выступает четверка клоунов (Ольга Арнаутова, Данила Колесников, Антон Носов и Никита Тарантин). Они нелепы в своем подчеркнутом неумении: один таскает явную подделку тяжеловесной гири, другой, изображая жонглирование, постоянно роняет предметы, а гимнасты (якобы) иногда пародируют «Девочку на шаре» Пикассо, но в основном делают «антре». К фабуле эти циркачи не имеют никакого отношения, и только к концу спектакля мы понимаем, что это – отсылка к великому гуманисту XX века Федерико Феллини. Понять бы еще: неумелость клоунов идет от непрофессионализма актеров или так задумано режиссером?
Но вот всё, что связано с основными героями в исполнении Дениса Котыкова (Элья Исаакович) и Ольги Базановой (Маргарита Прокофьевна), играется жизнеподобно, причем очень подробно. Если Элья раздевается перед сном, то он долго и любовно складывает брюки, развешивает пиджак и оглаживает рубашку. Если Маргарита стелет чистую простыню или скатерть, то делает это долго и тщательно. Вот, правда, пол она моет понарошку.

Сцена из спектакля «Элья и Маргарита». Элья Исаакович – Денис Котыков, Маргарита Прокофьевна – Ольга Базанова

Элья бережно несет бумажные кульки с хлебом и колбасой, из которых они достают еду. А потом едят. Долго и с удовольствием. Он аккуратно откусывает бутерброд маленькими кусочками, отставив пальчик; она жадно вгрызается, запихивая куски в рот. Разное воспитание. Потом они ложатся в кровать и засыпают, отвернувшись, как брат и сестра или как друзья, но в любом случае – как существа без пола (то есть без секса).
И песни они поначалу поют принципиально разные. Маргарита – некий разухабистый полублатной романс, а Элья – ту самую «Ночную серенаду» Росси, от которой так трудно отвязаться после окончания спектакля. Музыкальный образ спектакля выбран весьма удачно. Именно эта серенада объединяет героев, когда ее подхватывает Маргарита, и они в упоении поют ее вместе, тщательно выговаривая про белую ветку сирэни.
Что называется, два одиночества нашли друг друга, и теперь им не так страшно жить, даже если он уедет в свою Одессу, увозя пирожки, собственноручно состряпанные Маргаритой. Уедет, не сумев получить долги, поняв, что там, в Одессе, его «бизнесу» пришел конец. Но этот кулек с пирожками будет для него как некий призрак надежды, что не всё потеряно, что в жизни еще есть что-то хорошее. А она, блаженно улыбаясь, будет прижимать к груди жалкий букетик, врученный ей нелепыми клоунами.
Это уже – прямая отсылка к «Ночи Кабирии», не хватает только крупного плана со слезой на щеке Джульетты Мазины. «Никто в зале не понял ни про Кабирию, ни про Феллини», – утверждал после спектакля мой коллега по газете «Культура. Свежая газета» Александр Игнашов. Но ведь не это важно. Очень короткий (меньше часа) спектакль активно пытается вселить в нас надежду на что-то светлое. Пусть наивно, пусть не очень мастеровито (это я об актерах). Вот такое вот завершение бабелевской трилогии в театре «Камерная сцена».

Театр драмы «Камерная сцена»
Исаак Бабель
Элья и Маргарита
Лирическая комедия
По мотивам рассказа «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна»
Инсценировка и постановка Софьи Рубиной
Художник – Ольга Никифорова

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 февраля 2021 года, № 3 (200)
Tags: Театр
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment