Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Романтические диалоги на фоне оркестра

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото Федора БЫСТРОВА

В январе-феврале в Тольяттинской филармонии работали молодые приглашенные дирижеры – сначала Виктория Добровольская с программой «В гостях у сказки», потом Михаил АРХИПОВ с исполнением произведений Шуберта и Салливана в аспекте «неожиданных параллелей». Симфонический оркестр получил новый опыт, а слушатели познакомились с редко исполняемыми произведениями. Например, музыка английского композитора Салливана в городе звучала впервые.

[Spoiler (click to open)]
Почему Шуберт и Салливан за один вечер? У программы есть историческая подоплека. При жизни австрийского романтика опубликованы были в основном его камерные произведения. Рукописи более масштабных сочинений хранились у друзей, не были знакомы широкой публике.
Британский композитор Артур Салливан (1842–1900) вместе с историком-музыковедом Джорджем Гроувом в 1867 году специально отправился на поиски «заброшенных сокровищ» в Вену, где они и обнаружили партитуры семи симфоний и музыки к драме «Розамунда» и, по сути, открыли миру симфонического Шуберта.
Автор программы, московский дирижер Михаил Архипов, считает, что между двумя композиторами, заявленными в программе, есть также параллели, касающиеся профессиональных «фишек»: «Во-первых, это оркестровые принципы. Англичанин так же, как и Шуберт, идет от вокального прочтения мелодии. В «Трагической симфонии» Шуберта много внимания уделяется солирующим духовым, при этом струнные играют аккомпанирующую роль. Точно так же в увертюре к комической опере «Иоланта» Салливана много солирующих и мелодически ведущих духовых инструментов. Во-вторых, у обоих авторов похожие ритмические находки и отношение к темпам. В-третьих, их объединяют романтическая образность и выразительность звучания оркестра».
Михаил Архипов впервые выступил в Тольятти и готовил программу с оркестром в течение недели. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат Всероссийского конкурса молодых дирижеров, проходил стажировку в Национальном симфоническом оркестре России (художественный руководитель Владимир Спиваков), выступал с различными российскими коллективами. Занимаясь оперным и симфоническим дирижированием, участвуя в фестивалях, Михаил посвящает время просветительской деятельности.
У молодого дирижера есть интересный проект по развитию оркестровой культуры в малых городах России под амбициозным (почти бетховенским) названием «Один против судьбы». Он предлагает провинциальным филармониям готовые программы с целью популяризации редко исполняемой музыки и повышения уровня мастерства местных исполнителей. Из десяти запланированных концертов реализовано уже шесть. Тольятти изначально не входил в этот список и возник почти случайно: филармония сама заинтересовалась программой.
***
В первом отделении исполнялись Симфония № 4 «Трагическая» и увертюра к опере «Розамунда» Шуберта. Четыре части симфонии представляют собой традиционный сонатно-симфонический цикл, а медленное вступление к I части восходит к традициям гайдновских «Лондонских симфоний». Композитор здесь только стоит на подступах к знаменитой «Неоконченной» симфонии и пробует развивать и всячески подсвечивать лирический тематизм, опираясь на традиционные классические принципы. Стоит сказать, что оркестр под управлением Архипова действительно звучал по-новому: не всегда стройно, но как-то более собранно и с насыщенной подачей звука.
Молодой дирижер сделал акцент на темпоритмической свободе, исходя из песенной природы творчества Шуберта. По его мнению, многие дирижеры трактуют симфонии раннего романтика в русле венско-классических или даже барочных традиций, устанавливая в исполнении довольно быстрые темпы без каких-либо отклонений.
Излишняя строгость и регламентированность темпов в исполнении вредит восприятию данной музыки, на его взгляд: «Темповые отклонения здесь неизбежны, ведь темы имеют вокальную природу, а без ускорений-замедлений, ритмической свободы музыка словно задыхается».
Чтобы песенное мелодическое начало проявилось в музыке и затронуло слушателей своими выразительными линиями, темпы были действительно немного замедленными, но отторжения у слушателей это не вызывало. Запомнилось Andante, где задушевная лирическая тема дважды контрастирует с бурными драматическими разделами. Дирижер потом в разговоре сравнил это с тем, как агрессивные сны вторгаются в спокойную дневную реальность. Порадовало, что в работе с оркестрантами детально прорабатывалась концепция исполнения, обсуждался образный строй. Каждый дирижер привносит свои детали в понимание произведения, у Михаила это получилось экологично, ведь музыканты старались донести его пожелания, это чувствовалось в их игре.
Увертюра к пьесе «Розамунда, принцесса Кипра» трактовалась в нежно-пастельных тонах. Тонкая поэтичная ткань этой музыки полна танцевальности. Интонации лендлера, вальса, польки, галопа сменяют друг друга, словно в карнавальном потоке. Если музыку симфонии слушателям преподнесли через призму драматического мировосприятия, через объемность мелодических линий и детальную проработку партитуры, то «Розамунда» стала островком релакса – как для слушателей, так и для исполнителей. Нарядная светлая оркестровка порадовала, а оркестранты тем временем постепенно переключались на еще более легкого и жизнерадостного Салливана.
***
Второе отделение посвящалось Салливану и его «солнечным» увертюрам. Органист, композитор, дирижер и исследователь творчества Шуберта сэр Артур Салливан мечтал стать маститым автором симфоний, а прославился благодаря многочисленным операм и опереттам в содружестве с либреттистом Гилбертом.
В молодости Артур был многообещающим разножанровым автором, которого высоко ценили Чарльз Диккенс, Джоаккино Россини, другие известные люди. В легком и коммерчески успешном жанре он, тем не менее, показал свою отличную академическую подготовку. В отличие от увертюр Кальмана и Штрауса, его вступления к операм демонстрируют разные подходы к самой драматургии «легкого жанра», его образности и музыкальным формам.
Увертюра к «Иоланте» имеет составную структуру, наполненную сказочными балетными темами, а в увертюре «Раддигор, или Проклятье ведьмы» роковая инфернальная тематика эксплуатируется на контрасте двух крупных разделов. Яркая морская образность проявилась в увертюрах к опере «Пираты Пензаса» и затем в «Корабле Ее Величества «Пинафор». Это стало хорошим финальным аккордом в знакомстве с неизвестным ранее Салливаном.
Слушатели охотно делились друг с другом звуковыми ассоциациями: кто-то уловил признаки «Синдбадова корабля» из «Шехеразады» Римского-Корсакова, кто-то опознал мелодику Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта». Были упомянуты и современные «Пираты Карибского моря». Таким образом, Британская империя задолго до флибустьерского бума вокруг героя Джонни Деппа предстала нам во всей красе благодаря корабельно-романтичной музыкальной «марине» композитора XIX века.
По сведениям, музыку Салливана использовали в кино, что неслучайно, ведь она очень иллюстративна. Думаю, на нее явно ориентировались и авторы первых англоязычных мюзиклов, так как композитор заложил высокую планку в трактовку комических и развлекательных сюжетов.
***
Вместе с редко звучащим Шубертом и совершенно новым Салливаном тольяттинцы оценили и приглашенного дирижера. Оркестр его принял, а за Салливана музыканты сказали отдельное спасибо.
«Что важно для развития оркестра? Знакомиться с новой музыкой или открывать нечто иное в той, что разучили ранее. Важно, чтобы дирижер и исполнители стали единомышленниками, ведь именно когда мы на одной волне, начинается настоящее творчество. Можно глубже понять стилистику произведения и его связь с современностью», – прокомментировал Михаил Архипов. Надеюсь, сотрудничество с ним оркестр Тольяттинской филармонии продолжит.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 февраля 2021 года, № 4 (201)
Tags: Культура Тольятти, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment