Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Неделя современного театра: от «Агрегации» до конфетти

Ксения ГАРАНИНА
Фото предоставлено галереей «Виктория»

В галерее «Виктория» прошла Неделя современного театра под кураторством Никиты СЛАВИЧА. В эту Неделю зрителей заставляли откровенничать, принимать сложные решения, обвиняли в убийстве, позволяли «трогать» и «нюхать» спектакли, а под конец позвали петь песни Филиппа Киркорова и кидаться воздушными шарами. Можно было бы написать критический текст на каждый спектакль с полным разбором, но автор решил испытать все спектакли на себе и написать обо всем с точки зрения зрителя, которому что-то нравится, что-то нет и который еще способен удивляться подобному – в отличие от критика, который всё это уже где-то видел.

К назначенному времени зрители собирались в Victoria Underground – экспериментальной площадке галереи «Виктория». Приходили компаниями, и сразу становилось понятно, что, как всегда, «Виктория» подтянула свою лояльную аудиторию. Это в большинстве своем молодые люди с экосумками и в ярких кроссовках при –20о. Все очень модные и стильные, многие учатся на творческих специальностях и пытаются быть раскрепощенными и открытыми миру. Каждый как уникальный экспонат, который интересно разглядывать и который готов высказаться по любому поводу. Описание зрителей, пусть и максимально схематичное, необходимо, так как они в течение всей Недели были главными героями, в большинстве случаев решая, как и даже по какому сценарию вести спектакли. По крайней мере, режиссеры добивались именно такого эффекта.

На спектакле «Агрегация»
[Spoiler (click to open)]

Beautiful people

На первый спектакль – «АГРЕГАЦИЯ» Юрия Сорокина – было трудно попасть. Многих отправили домой, предупредив, что организаторы решили изменить программу и повторить ажиотажный спектакль через день. В четверг на «Агрегации» также был аншлаг. Чтобы понимать формат спектаклей на Неделе современного театра, достаточно сказать, что аншлаг – это чуть менее 30 билетов.
«Агрегация» начиналась еще перед входом в зал. Актер театра «Место действия» Павел Синев с улыбкой подходил к каждому гостю, вручал ручку и белый листок бумаги с просьбой написать то, что тот хотел бы озвучить сегодня (правильную формулировку вопроса трудно вспомнить, но суть примерно такая). Листочки бросались в черный ящик. Затем все заходили в большой зал и садились в круг на стулья спиной друг к другу. Начиналась серия вопросов в стиле «Что бы ты хотел сказать важному для тебя человеку, но не можешь этого сделать?». Все листочки тоже уходили в черный ящик и перемешивались. Затем любой желающий из зала мог взять несколько записок и прочитать вслух.
Так три раунда: вопрос – листочки – чтение. Модерировал все происходящее Павел Синев. Листочки читали по парам – друг другу. После каждого раунда проходило голосование о том, насколько всё происходящее комфортно и важно зрителям. Голосовали с закрытыми глазами.
Признаюсь: после первого раунда я проголосовала, что всё «супер» и «давайте дальше». Но когда я поняла, что сейчас будет та же самая схема действия, круг за кругом, происходящее стало откровенно скучным. Кто-то вытягивал из себя самое сокровенное и писал про личные взаимоотношения с родителями, с любовниками, кто-то отшучивался и делал отсылки к «Звездным войнам», некоторые встревали с политической повесткой.
Я пыталась отшутиться, но один раз написала что-то личное. Какие у меня ощущения от всего этого? Никаких. Наверное, поэтому в конце спектакля, когда все, кому мероприятие показалось полезным, повернулись друг к другу – «агрегировались», – я осталась за кругом, то есть для меня спектакль не состоялся.
Обычно, оказавшись за любым кругом, я делаю выводы в большей степени о себе, а не о других. Но в данном случае очень хочется сделать выводы о спектакле. Мне всё происходящее показалось, простите, психологическим тренингом «на минималках».
На обсуждении спектакля, если его все-таки можно назвать таковым, многие говорили, как всё происходящее их тронуло и как это глубоко и прекрасно. Кто-то делился тем, что для него стало открытием, что многих волнует одно и то же, кто-то говорил о том, как это волнительно – слушать чужие откровения. Я говорила о том, что в маршрутке и в соцсетях сегодня больше откровений, притом не анонимных, и что, видимо, я слишком стара для таких проблем, которые сегодня звучали. Я была ужасна. Зато все вокруг были beautiful people, которые в каждом чужом откровении видят искренность и испытывают сопереживание. Такая аудитория. И это сказано без доли сарказма.

Кроличья драма

«Секретный спектакль» шел в двух вариациях: первая – с директором «Ветерка» и режиссером «ВолгаФеста» Сергеем Кривчиковым, вторая – с куратором Анастасией Альбокриновой в главных ролях. В начале спектакля актеру выдавался конверт со сценарием, которого до этого он никогда не видел и никогда не читал. И начиналось.
В конверте лежала пьеса «Белый кролик, красный кролик» иранского писателя Нассима Сулейманпура в переводе с английского Сергея Баландина. Драматург приветствовал в тексте актера и начинал разговор со зрителем, раздавая команды всем, попутно рассказывая о своей жизни в Иране, об эксперименте с белыми и красным кроликами, об ответственности, о жизни, о свободе, требовал от актера и зрителей разыгрывать небольшие нелепые сценки и так далее.
«Белый кролик, красный кролик» – полноценный спектакль, не читка, и воспринимается актером скорее как инструкция к действиям. Всё сводится к кульминационному моменту: на столе перед актером два стакана, в одном растворен яд, и зрители должны принять решение – какой из них ему стоит выпить. Пьеса популярна во всем мире – уже разыгрывалась, например, Майклом Шенноном и Стивеном Фраем, в России спектакль особенно громко прозвучал на фестивале Net в 2018 году, где на сцену вышли Юлия Ауг, Алиса Гребенщикова, Алексей Юдников и другие.

Сергей Кривчиков в спектакле «Белый кролик, красный кролик»

На первом спектакле в Самаре Сергей Кривчиков с улыбкой и в легком настроении раскрыл конверт и начал читать. Будучи человеком, который призван веселить и дарить позитивные эмоции, он старался улыбаться и не снижать градус легкости, даже когда читал о вариантах самоубийства, а к тому моменту уже было совершенно точно понятно, что история скорее страшная и трагичная, нежели забавная. Контраст эмоций, безусловно, придавал спектаклю дополнительный драматизм. Когда все свелось к тому, что зрители могут стать свидетелями убийства, если актер не выберет правильный стакан, драматург обращался к залу и задавал вопрос: «Кто-то хочет сейчас что-то сказать?» И вот на спектакле с Кривчиковым в этот самый ответственный момент один из зрителей встал со своего места и вылил оба стакана на пол, сказав, что не хочет быть свидетелем возможного преступления.
В спектакле с Анастасией Альбокриновой, которая очень хорошо чувствовала зал и отлично работала с пространством, в главный момент два зрителя встали со своих мест и выпили эти стаканы на брудершафт.
Кажется, что кураторы как будто были разочарованы, все-таки ожидался немного иной эффект: актер должен лечь и ждать смерти, а зрители – покинуть зал в неведении и с чувством вины. Но зато какая вера в людей и в общество после таких моментов! Надо отметить, что спектакль с большим интересом смотрится и в первый, и во второй раз. Несмотря на то, что актер всего лишь проводник текста, драматург обращается с ним как с марионеткой, а зрителю надо четко следовать указаниям от актера, каждый вечер это совершенно иная ситуация и иной вызов. Не ясно, как поведет себя актер, как отреагируют зрители, как поведешь себя ты. Все здесь кролики, и вопрос лишь – красный ты или белый?

Понюхать и потрогать

Спектакли «ОСОБОЕ МЕСТО» и «Л.А.В.» очень чувственные. Оба спектакля я посмотрела в один день, и они отлично дополнили друг друга.
«Особое место» – это playbook Полины Кардымон и Элины Куликовой. Каждый сеанс спектакля рассчитан на одного зрителя и на 40 минут. Я в назначенное время пришла в «Викторию», меня проводили в комнату, отдернули занавески на окнах с видом на набережную и с фразой «Занавес открыт» предоставили выбор между двумя книгами – светленькой и темненькой, если судить по обложкам.

«Сцена» из спектакля «Особое место»

Я выбрала темненькую, и мне достались мир и ощущения Полины Кардымон. Тут были обрывки стихотворений, фраз, воспоминаний, чувств. Было много QR-кодов, которые вели на гугл-доки с историей об отце и фотографиями, ссылки на YouTube с джазовыми композициями, на отрывки фильмов. Полина в своем playbook много говорила о родном Новосибирске, о неудачах в школе, неуверенности в себе, ассоциации себя с персонажем из фильма «Наука сна» Мишеля Гондри.
За эти сорок минут зритель достаточно глубоко погружается в чужой мир неуверенности, хрупкости, страхов. Весьма медитативное действо – сидеть и разглядывать чужую жизнь, собранную из обрывков всего подряд, в попытке составить портрет автора. Возможно, такое понравится только при условии, что «попадет» в зрителя. Но по факту, посидеть в тишине в чудесной комнате в галерее «Виктория» с видом на Волгу – уже кайф!
Аромаспектакль «Л.А.В.» Элины Куликовой – это комната, экран и книжка, где на каждой странице лежит листочек, пропитанный тем или иным ароматом. На экране загорается надпись «Персонаж первый (страница 3)», и ты открываешь третью страницу книги, достаешь листочек – слышишь аромат. И так от пролога к эпилогу с антрактом. Ароматы в основном свежие – мятные, лимонные, но были и мускусная тема, и какой-то резкий запах. Всё сопровождалось ритмичной барабанной музыкой и полумраком. В конце спектакля представили артистов – бутылочки и флаконы ароматов, выставленные аккуратно в ряд на тумбе рядом со свечой. Какую сцену разыгрывали эти актеры и в чем был сюжет, зависело лишь от полета фантазии зрителей и от субъективного опыта и ассоциаций. Но свежесть в декорациях, сладость в образах и удушающе теплые ноты в конфликте не оставляют много вариантов.
Завершилась Неделя современного театра спектаклем-променадом «Прислоняться», о котором «Свежая» уже писала, и спектаклем-вечеринкой DJ NIKISSA, где Никита Славич в пиджаке из сверкающих пайеток выбирал и ставил, возможно, самые нелепые и дикие клипы из 90-х и 2000-х, а к открытому микрофону в это время выбегали подпевать желающие. Параллельно все были подключены к одному чату в «Телеграме», где публиковались цитаты из высказываний по поводу клипов и песен. Все было пропитано китчем, абсурдностью и ностальгией. В конце DJ Nikissa исполнял песню «Снег» Киркорова и умирал в середине сцены, усыпанной конфетти, символизируя конец (?) эпохи абсурдной поп-культуры, кажется, выходящей за границы китча. Спектакль уже собирал аншлаг в прошлом году. В этот раз всё было скромнее, но так же нелепо, как и строчки из песни группы «Фабрика»: «А у неба нету дна, как билетов нет в кино».
***
Что кроме конфетти осталось после Недели современного театра в галерее «Виктория» под кураторством Никиты Славича и пристальным взглядом Сергея Баландина? В первую очередь, понимание, что подобные мероприятия очень нужны: аудитория «Виктории» ловила буквально каждый миг происходящего, была открыта и готова к подобным экспериментам. Во-вторых, это действительно какое-то, может быть, и легкое дыхание, но чего-то живого, пусть и очень спорного, в мире самарского театра, которое расширяет возможности и осовременивает пыльную сцену и трясет старые парики. В-третьих, это, конечно, больше похоже на игру, чем на театр, но участвовать в ней в любом случае интересно. И, в-четвертых, какие чудесные сейчас молодые люди: сопереживают самому простому, не остаются равнодушными, не боятся высказываться и принимать какие-то сложные решения, даже под страхом режиссера и сцены.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 февраля 2021 года, № 4 (201)
Tags: Театр
Subscribe

  • Как в Самару приезжала КГБ и что из этого вышло

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Фото из архива Сергея ОСЬМАЧКИНА «Докатилась Наталья Анатольевна! –…

  • След кровавый

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * Чувствовать себя внутри художественного произведения прикольно и весело. Даже если оно, это произведение, обогнало тебя…

  • Всё и сразу

    Ксения ГАРАНИНА * Фото Алёны АБРОСЬКИНОЙ С 7 по 20 июня на 2-й очереди самарской набережной прошел самый масштабный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment