Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Волжский простор и мрамор обкома

Армен АРУТЮНОВ *

В прошлых номерах «Свежая» публиковала материалы, посвященные ансамблю Самарской площади и одному из его авторов – архитектору Марии Мошковой, столетие со дня рождения которой отмечалось в январе. Логическим (и не очень) продолжением комплекса стало появление и дальнейшее развитие площади Славы.

Проект-победитель конкурса на монумент Славы. 1966
[Spoiler (click to open)]

Рабочий и Гагарин

До революции Ярмарочная ничем не отличалась от большинства перпендикулярных Волге улиц Самары. Она шла по прямой, на середине пересекала квадратную Воскресенскую площадь, а к располагавшимся на берегу лесным и дровяным пристаням спускалась с высокого склона. В начале 1950-х в районе строившейся Самарской площади улица раздвоилась, но спуск к Волге оставался нетронутым. Он должен был стать главной осью монументального градостроительного ансамбля. Проект был свернут во время борьбы с излишествами в архитектуре и строительстве, но идея соединения Самарской площади с набережной через Ярмарочный спуск сохранялась.
Сегодня сложно представить, что почти два десятилетия по политическим причинам Победа в Великой Отечественной войне праздновалась очень скромно. Всесоюзная кампания по увековечиванию памяти событий 1941–1945 годов началась лишь в 1965 году.
В 1966 году в Куйбышеве был объявлен конкурс на проект монумента Славы. Для мемориала был выбран Ярмарочный спуск. В конкурсе принимали участие три творческие группы: под руководством Юрия Мусатова, Вагана Каркарьяна и Алексея Моргуна. Первое место досталось авторскому коллективу, в который входили архитекторы Ваган Каркарьян, Юрий Храмов, Михаил Труфанов и художник Георгий Кикин.
Проект предусматривал сохранение спуска со строительством над ним перехода. С одной стороны от улицы Ярмарочной проектировался музей, с другой – три пилона со скульптурными группами.
«В проекте было три пилона, коридор с отверстиями, через окна которых проходили струны, как на арфах, – вспоминает архитектор Владимир Борисов. – Когда люди приходили бы в музей Великой Отечественной войны, на противоположном от входа конце звучала бы музыка. Внизу планировалось два амфитеатра, по обе стороны от Ярмарочного спуска».
Несмотря на победу в конкурсе куйбышевских архитекторов, разработку монумента Славы поручили группе московских специалистов (архитектор Андрей Самсонов, скульпторы Павел Бондаренко и Олег Кирюхин). Проектировщики проигнорировали все имевшиеся ранее концепции соединения Самарской площади с набережной, создав совершенно новое пространство. Ярмарочный спуск засыпали, окончательно оборвав надежду на воплощение идей 1950-х.
«Закончилось тем, что чрезмерная подсыпка площади Славы отгородила ансамбль от пространства волжских далей, закрыла перспективу как с площади на Волгу, так и с Волги на площадь... Это так и осталось болью всей моей жизни, первое серьезное крушение замысла», – вспоминала Мария Мошкова в книге «Дорогу осилит идущий».
На бровке образовавшейся площади Славы был установлен монумент из высоколегированной стали. На 40-метровом постаменте возвышается 13-метровая скульптура рабочего, который держит поднятые над головой крылья. Композиция посвящена трудовому подвигу самарцев в годы войны. В комплекс также вошли горельеф «Скорбящая мать» с Вечным огнем и пилоны с тематическими рельефами.
Рабочему с крыльями в народе придумывали самые разные прозвища. Самое популярное – «Паниковский с гусем», из-за ассоциации с персонажем «Золотого теленка». Гости Самары часто принимают скульптуру на постаменте за памятник Юрию Гагарину. Эта параллель не случайна. Через восемь лет после открытия монумента на Волге скульптор Павел Бондаренко начал работу над памятником первому космонавту в Москве. В 1980 году на Ленинском проспекте был установлен 42-метровый монумент из титана, завершающийся скульптурой Юрия Алексеевича.

Дом Советов начался с вешалки

На соседнем с монументом участке изначально планировалось построить областную библиотеку, но позже это решение изменили. Проект главной региональной библиотеки разработали на проспекте Ленина, а на улице Молодогвардейской начался долгий процесс создания Дома Советов, в котором должны были разместиться обком и облисполком.
Работа над зданием Дома Советов шла около 25 лет – от начала проектирования до ввода объекта в эксплуатацию. В ней участвовали архитекторы Алексей Моргун, Ваган Каркарьян и Валентин Черняк. Было создано несколько совершенно разных по архитектуре и габаритам проектов. Один из вариантов, например, отсылал к зданию мэрии города Бостона – известному произведению в стиле брутализма.

Проект размещения Дома Советов на площади Славы

«Это был внутриинститутский поиск, причем многолетний, – рассказывает сын одного из авторов, архитектор Дмитрий Моргун. – В нем участвовала большая авторская группа. Предварительные материалы постоянно возили в Госстрой. Я тогда еще учился в Москве. Прихожу к отцу в гостиницу, а он рассказывает: «Нас опять развернули, сказали поработать над фасадами. Хочешь свой вариант сделать?» Давай, говорю, но мне чертить нечем. Я взял вешалку деревянную и работал ей. Отец потом вспоминал: «Мы вешалками чертили этот Дом Советов». Очень долго его заворачивали. Госстрой почему-то постоянно придирался».
Окончательный вариант здания был решен в виде каре с залом заседаний во дворе. Фасады выполнены в ордерной системе и отделаны белым мрамором. Архитектор Валентин Смирнов вспоминал, что одно из решений фасада пересекалось с его индустриально-педагогическим техникумом на улице Ново-Садовой, и его просили изменить проект в процессе строительства: «Здание было уже практически построено, и я не стал ничего переделывать. А обком они уже как-то по-своему построили».
Ваган Каркарьян писал в книге «Самара – Куйбышев – Самара, или Три портрета одного города», что коллектив авторов в последний момент внес существенные правки в проект, не согласовывая решение с Москвой: «Для того чтобы это крупное сооружение зрительно не подавило вертикаль монумента Славы, авторы проекта пошли на сознательное ограничение высоты Дома Советов и отказались от ранее согласованного и одобренного практически во всех инстанциях проекта Т-образного в плане здания в 10–11 этажей с универсальным конференц-залом, расположенным на улице Молодогвардейской. Это решение было принято самостоятельно, без согласования с партийными и советскими органами. Однако никаких оргвыводов не последовало».

Храм и стена на склоне

Развитие площади Славы продолжилось в конце 1990-х. За Вечным огнем в 1999–2001 годах по проекту Юрия Харитонова построили храм во имя святого Георгия Победоносца. А еще через десять лет перед церковью установили памятник Петру и Февронии. Изменения коснулись и благоустройства: площадь замостили крупными бетонными плитами.
К 2010-м площадь представляла собой многофункциональный комплекс, где гармонично соседствовали разные по архитектуре и смыслу объекты. Между мемориальной зоной и главным административным зданием области образовалось одно из самых комфортных общественных пространств Самары. Удобное гладкое покрытие привлекало паркурщиков и просто любителей покататься на роликах и велосипедах, а с кромки открывалась лучшая панорама Волги. Величие подвига, символы власти и веры соседствовали с бескрайним простором и свободой.

Дом Советов и монумент Славы

Реконструкция площади и волжского склона, выполненная во второй половине 2010-х, нарушила этот баланс, а возникшая на склоне стена разделила жителей города на два лагеря. С момента преобразований прошло уже несколько лет. Основные баталии вокруг этой темы утихли, так что можно попробовать беспристрастно проанализировать случившиеся изменения. Но это уже тема для отдельной публикации.

* Журналист, градозащитник, член совета Самарского регионального отделения ВООПИиК.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 февраля 2021 года, № 4 (201)
Tags: Архитектура Самары, История Самары
Subscribe

  • Безвластие

    Мой очередной пост на Засекине можно прочитать по коду: Безвластие Самарский пейзаж после выборов далее или по ссылке:…

  • Не могу дозвониться Лейбграду

    Я – 100-процентный меркушкинец. После двух десятилетий кошмара пришел деловой человек, влиятельный да к тому же такой шукшинский хитрец…

  • Страна пришпоренной демократии

    Программа из цикла «Трудный понедельник» на «Эхе Москвы в Самаре» от 11 марта 2013 года 1. О Жигулевске как родине новой самарской демократии. 2. О…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment