Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Выставка без послания

Илья САМОРУКОВ *

Любая выставка кроме представления неких объектов передает зрителю какое-то послание. Это послание может исходить из названия выставки, может быть сформулировано в кураторском тексте, может быть озвучено экскурсоводом, но оно не может совсем отсутствовать. Без послания выставка из высказывания превращается просто в набор предметов и образов.

Именно такое первоначальное впечатление возникло от выставки «БЭНКСИ И УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО», которая недавно завершила свою работу в Музее Алабина. Само ее название звучит слишком громко, но, тем не менее, соответствует представленным экспонатам. На выставке есть образы, приписываемые Бэнкси, как написано в пресс-релизе, «подписанные автором и сертифицированные его службой сертификации», и произведения уличного искусства других художников: Vf (Москва), Кэтрин Виноградов (Лондон), Лю Виэй (Пекин), Лизаветы Кесаури (Познань), Анастасии Коп (СПб), группировки «Добро» (СПб) и «ряд работ анонимных авторов».

[Spoiler (click to open)]
В Самаре нечасто проходят выставки, посвященные стрит-арту, а уж тем более выставки Бэнкси. Местное стрит-арт-сообщество отреагировало на выставку более чем скептично. Самарская журналистка и исследовательница уличного искусства Жанна Скокова в социальных сетях написала разгромный отзыв: «По большей части эта выставка – просто фикция. Рассчитана на людей, которые первый раз сталкиваются с уличным искусством. Упор сделан на то, что все ноунеймы здесь представлены для замещения пустоты в помещении. Не связанные ни общей темой, ни общей историей, ни общими взглядами. Разношёрстные художники и их работы без указания авторства. Кто эти люди? Чем они занимаются? Как они появились здесь? Тема не раскрыта. Кто расскажет об этом? Куратор, которого нет? Да и зачем он нужен, когда можно посадить на стул бабушку, проверяющую билеты. Идеальная схема».
В этом отзыве налицо та самая проблема с неопределенностью послания выставки. Эта неопределенность действительно может вызывать недоумение от общего ощущения от выставки. Но эффект недоумения не вредит искусству. Если послание выставки не прописано, то можно обратить внимание на сами образы и предметы или выявить собственное послание.
Весь мир есть набор предметов и образов. Но отношение к миру может отличаться от отношения к выставке. Когда мы ходим по улицам и видим граффити на стенах и фасадах, мы не находимся на выставке. Если уличное искусство показывают в музее, то оно перестает быть уличным и становится галерейным, и к нему возникают резонные вопросы о профанации. Если для названия выставки используют имя Бэнкси, самого знаменитого уличного художника современности, то это не значит, что мы увидим там оригиналы. Сам вопрос оригинала/копии в отношении стрит-арта, а тем более Бэнкси, лица которого никто не видел, выглядит слишком академично.
Тем не менее, выставка предлагает ситуативную версию «уличного искусства» в представительном количестве образов и техник рисования. Здесь есть раскрашенные лопаты, коллажи из городских объявлений, трафареты, оконная рама, спящие котики, Микки Маус, теги, женские лица, Черчилль с ирокезом, дальше перечисления. Такие образы можно обнаружить на стенах любого города мира. Для погружения в феномен Бэнкси на столе лежат папки с известными о нем фактами.
Неленивый зритель может узнать больше. Но все это не создает удовлетворительного послания. Это послание случайно возникает, когда зритель обнаруживает огромный, почти монументальный коллаж из образов классической западноевропейской живописи. Этот коллаж был установлен в музее Алабина еще в 1993 году. Сейчас эта эстетика уже не выглядит современно, но сам коллаж, который формально не является частью выставки, становится ее ключом и удивительно связывается с ее образами.
На этом черно-белом коллаже зритель тоже не видит оригиналов, но без труда узнает Микеланджело, Леонардо, Рафаэля и Брейгеля. Эти образы тоже магически превращаются в примеры уличного искусства и сополагаются с современным типом образности. Ради таких «случайных связей», возможно, и стоит ходить на выставки.

* Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 февраля 2021 года, № 4 (201)
Tags: Изобразительные искусства, Музейное дело
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment