Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Портреты: актуальное и вечное

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото автора

В начале февраля в тольяттинском Музее актуального реализма (МАР) открылась новая выставка. Точнее, целых три выставки одновременно: «33 портрета серии «Последние люди империи», «Люди и время» и «По образу и подобию». Связующей нитью стал жанр портрета, представленный в разнообразии форм, стилей и изобразительных средств.

Перфоманс художника Николая Кузнецова
[Spoiler (click to open)]

На первый взгляд

Отметим два смысловых момента, прозвучавших из уст гостей церемонии открытия. Первый: людям всегда интересно рассматривать других людей: портрет отвечает потребности наблюдать, анализировать, примерять образ, сравнивать свои и чужие эмоции, реакции, чувства. Портрет психологичен и всегда актуален, поскольку отвечает вечным гуманистическим смыслам. Второй момент (его озвучил самарский художник Алексей Колесов) состоит в том, что МАР становится региональной площадкой для мастеров изобразительного искусства, привлекает внимание интересными идеями и выставочными концепциями. Отметим, что, несмотря на пестроту стилей – от реализма до абстракции, – портреты очень гармонично взаимодействуют, словно усиливают друг друга.
Ирина Яновская, директор музея, отметила: «Изобразительное искусство началось, как известно, не с портрета, но в эпоху Возрождения он стал одним из основных жанров живописи, сохраняя это значение вплоть до постмодернизма. Его перспективы не раз подвергались сомнению, а в конце прошлого века звучал вывод о смерти портрета как жанровой категории. К счастью, этого не произошло. Ну, а в эпоху цифровизации к портрету предъявляются иные требования в части достоверности и сходства».
В выставочном пространстве все продумано до мелочей, здесь много визуальных зацепок, а размещение экспонатов логично и исторически выстроено. Тон задает хорошо узнаваемый «Стригаль» Филиппа Малявина – одна из первых картин, с которой началась коллекция учредителя музея Виталия Вавилина. Вокруг расположились другие коллекционные экземпляры: портреты работы Бориса Иогансона, Андрея Тутунова, Александра Герасимова, художников «сурового стиля». Большой зал отдан карандашным портретам Бориса Жутовского, запечатлевшим знаковых людей советского прошлого – политиков, артистов, режиссеров, ученых, литераторов. 88-летний мастер передал видеообращение, выразив надежду увидеться со зрителями после пандемии. Эти произведения из коллекции МАР впервые экспонируются в таком объеме и дают представление о великолепной графической технике и человеческой проницательности мастера.

Борис Жутовский. Портрет Георгия Данелии

Отдельную локацию заняли графические произведения тольяттинского автора Николая Кузнецова из серии «GoodУтро»: образы знаковых персонажей – Че Гевары, Сальвадора Дали, Ильи Репина, портреты известных тольяттинцев. Локация оформлена как мастерская с палитрой и скульптурными формами в центре. Портреты выполнены на МДФ, а их светло-коричневый фон в стиле крафтовой оберточной бумаги придает образам документальность. Художник сопроводил открытие перформансом, и это стало своеобразной преамбулой к его творческой встрече со зрителями.

Образы и подобия

Значительное пространство музея отдано тридцати четырем художникам и фотохудожникам из Самары, Москвы, Тольятти, представившим около 150 произведений. Выставка «По образу и подобию» посвящена живописному, графическому, скульптурному и фотопортрету. В названии отражена игра понятий: человек создан по образу и подобию Бога, а портрет воссоздает некий реальный прототип, выражая целый мир через индивидуальность художника. Так что в портрете, как замыслили организаторы, мы многое можем узнать и о самом художнике.
Здесь немало экспонатов «первой свежести» – на холстах зафиксирован 2020 год, чувствуется рефлексия непростого пандемийного времени. Павел Пашкин с его неподражаемым «Валерианом» на фоне «неба в алмазах» (из микроскопических серпов и молотов) показал переосмысление советского символа губернской столицы. Показалось, что исторический герой Куйбышев перекликается с красным конем Петрова-Водкина – как в ракурсе героя, так и в семантике доминирующего алого цвета.
Алексей Анисимов-Климкин поспорил, кажется, с Сальвадором Дали в сюрреалистическом произведении «Солярис. Аннигиляция желания». Запомнились метафорические светящиеся работы Елены Жуковской, например, In te salutus и «Сияние». Алексей Колесов показал своеобразное преломление жанра в печальном женском образе за окном – «О русских европейцах» и в «зеленом» портрете иконописца Ирины Михайловой (из серии «Андреевцы 74»). Небольшой спор между автором и прототипом развернулся прямо на выставке. В работе «Бодхисаттва Жигулей» в фигуре парящего в левитации героя художник написал тольяттинского фотохудожника и путешественника Анатолия Кинчарова. Пока оба позировали на фоне картины для исторических снимков, зрители с удовольствием прослушали обсуждение деталей эзотерических и религиозных символов.
Женские портреты в пастельной технике отличают почерки Ольги Курильцевой и Юлии Масловой. «Контрабандист» (1995) Игоря Панова, выполненный углем и ретушью, приоткрыл новую лично для меня грань этого мастера живописного пейзажа. Графические работы Евгении Зуевой сложно назвать портретами, скорее это условные фигурки людей, вписанные в декоративные панно, но они хорошо дополняют скульптурные композиции, вносят обрядово-этнографический контекст в трактовку жанра.
Представили свои портретные произведения старейшие преподаватели Тольяттинского государственного университета Сергей и Вера Кондулуковы, заведующая кафедрой изобразительного и декоративно-прикладного искусства СГСПУ Татьяна Краснощекова. Асия Петрова, преподаватель Художественной школы имени М. Шагала, с удовольствием пишет портреты детей и подростков. Художница не просто наблюдает за учениками, а любуется их взрослением. Так, портрет ее выпускницы Марии Завражновой в день выпускного бала («На выпускной», 2019) притягивает внутренним светом и чистотой, а проработкой бытовых атрибутов чем-то напоминает портреты Зинаиды Серебряковой.

Маски от дизайнера и стекло для Пальмиро

Один из небольших залов занимают отлитые из глины и пластика маски Анатолия Каштанова. Это тольяттинский промышленный дизайнер, выпускник Ленинградского художественно-промышленного училища имени Мухиной, скульптор и керамист.
Идея создания серии женских образов пришла после просмотра черно-белого клипа английской джазовой певицы Алани с композицией «Старомодный поцелуй». Ее образ Анатолий воплотил сначала в шамоте, а затем перевел в полированный стеклопластик. Двойной портрет певицы африканского происхождения стал доминантой выставки, а вокруг расположились этностилизованные и «состаренные» (с эффектом кракелюра) другие женские объемные лица-маски. Основной материал автора – глина, а покрывающая глазурь придает ей разнообразные эффекты – от прозрачности до глянцевости. Специально для отливки масок дизайнер выстроил печь по собственному проекту. Себя он называет «ремесленником», и, тем не менее, маски Каштанова заслуживают внимания. Они привлекательны как стилистическим решением, так и использованием не совсем удобного, но, как оказалось, пластичного материала.

Маски работы Анатолия Каштанова

Работы другого выпускника «Мухи», члена-корреспондента Российской академии художеств художника-гравера Александра Фокина, прибыли из Пензы. Его произведения, победители многочисленных российских и международных выставок, представляют редкую технику гравировки по стеклу. «Если живописную работу можно исправить, скрыть неверный штрих, мазок, у меня вообще нет права на неточность», – комментирует он. Холодное и прочное стекло гравер словно одухотворяет теплотой человеческих чувств. Среди образов стеклянных дел мастера, пожалуй, самым ярким из представленных стал Александр Македонский.
Внимание привлек романтичный скульптурный портрет итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти в тирольской шляпе на фоне светло-зеленой стены из гофрированного стекла. Замысел автора прояснил Олег Кулагин, предприниматель и общественный деятель, благодаря поддержке которого работы Фокина оказались в Тольятти. Кулагин в течение 12 лет пытается договориться с городскими властями и жителями о том, чтобы установить памятник человеку, в честь которого назвали город. Создан макет, предложено место установки – Итальянский сквер, открывшийся в Автозаводском районе год назад. Согласно проекту, Тольятти изображен 30-летним восторженным мечтателем, желающим изменить мир к лучшему. Здесь нет политической подоплеки, это будет «памятник молодым для молодого города». Полупрозрачное, но прочное стекло прошло антивандальные испытания на заводе по производству хрусталя в Никольске Пензенской области. Остается дело за малым – собрать средства для воплощения задуманного.

Александр Фокин. Портрет Пальмиро Тольятти

***
Все три выставки будут открыты до 28 марта, и вокруг них в Музее запланировано немало интересных событий. Например, мастерская Любови Черняевой «Мои родные странные люди страны Советов», творческие встречи с художниками, круглый стол Ассоциации психологов и психотерапевтов Тольятти, мастер-классы по портретному скетчу и нейрографике от Марии Армен и Натальи Воробьевой, вечера поэзии и музыки.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 18 февраля 2021 года, № 4 (201)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Тольятти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment