Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Изящная прививка музыки

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *

Именно так можно охарактеризовать те два январских вечера, которые прошли в Тольяттинской филармонии в рамках «Всероссийских филармонических сезонов» при поддержке министерства культуры Российской Федерации. Неполные залы (согласно ограничительным мерам) были наполнены той теплотой, которая возникает при доверительном общении с публикой. Героиней обоих вечеров стала Анна ГЕНЮШЕНЕ, 30-летняя пианистка со своей конкурсной историей и узнаваемым стилем.

[Spoiler (click to open)]

Анна – представительница поколения миллениалов в отечественной фортепианной школе наряду с Андреем Гугниным, Даниилом Трифоновым и другими. Помимо сольных программ, она выступает в дуэте с мужем Лукасом Генюшасом, серебряным лауреатом XV Международного конкурса Чайковского, внуком легендарной Веры Горностаевой.
Сама Анна вошла только в полуфинал XVI конкурса, однако публика ее запомнила. За спиной у пианистки немало других профессиональных баталий – международные конкурсы пианистов в Лидсе (Великобритания, 2018), имени Феруччо Бузони в Больцано (Италия, 2017), где стала лауреатом. После окончания Московской консерватории имени П. И. Чайковского она стажировалась в Лондонской королевской академии музыки, активно выступала, сотрудничала с ведущими оркестрами и дирижерами.
Прошлый концертный сезон запомнился дебютом в Белом зале ГМИИ имени Пушкина, премьерой фортепианного концерта Клары Шуман в Стамбуле с Турецким национальным оркестром, выступлением в дуэте с примой Британского национального балета Вивианой Дюранте. В апреле 2020 года Анна Генюшене и Лукас Генюшас записали несколько концертов с романтической музыкой для фортепиано в четыре руки под названием «Домашний сезон» в Концертном зале Чайковского с ведущим Артемом Варгафтиком.
Отправной точкой их семьи, по словам Анны, как раз стал главный профессиональный интерес: «В лице Лукаса я нашла не только супруга, но и увлеченного собеседника, самого горячего спорщика и фантастического партнера за роялем. Мы знакомы с 17 лет, и клавиши проходят через всю нашу жизнь, помогая быть на одной волне».
***
Первый вечер в Тольяттинской филармонии представил исполнительницу в качестве солистки в «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова. Популярное произведение прозвучало вдохновляюще интересно, и стоило порадоваться за хорошую пианистическую форму Генюшене. К слову сказать, два месяца назад она стала мамой маленького Томаса, но твердо намерена выступать, ведь «импульсивный и азартный характер не даст сидеть в четырех стенах».
Бриллиантовость пассажей особо впечатлила вначале, когда слух только снимает первые сливки контакта исполнителя и аудитории. Лирический эпизод парил прозрачно, почти нематериально, зато в финале, на взгляд некоторых слушателей, ощущался недостаток фирменной рахманиновской мощи и волевого импульса. Отметили акцентированную атаку звука, компактность жестов и техническую проработку деталей.
Что касается целостности трактовки, то здесь впечатление неоднозначное. Возможно, «Рапсодии» в исполнении Генюшене и оркестра Тольяттинской филармонии не хватило драматургической цельности и выстроенных образов. Но это уже относится к области совместных задач в музицировании. Не впервые отмечаю для себя, что главный дирижер симфонического оркестра филармонии Алексей Верховен улучшает качество звуковой «вертикали», добивается сбалансированности групп, но по пути упускает из виду важные содержательные акценты.
Тем не менее, для себя я открыла интересные детали, ранее ускользающие: адаптированные композитором джазовые диссонансы и динамичные синкопы, отлично слепленные гармонические «швы» между вариациями и специфичное рахманиновское голосоведение, когда каждая линия поет и вьется вокруг ладовых устоев. Наверное, впервые в моей слушательской практике случилось такое. Ухо было в приятном удивлении от деталей, при этом мозг не соглашался с отсутствием внятных кульминаций, к которым был бы проложен четкий, логичный маршрут.
Тема средневековой секвенции Dies Irae отчего-то совсем не воспринималась грозно-карательно. Вдруг появилась мысль о том, что в нашу реальность уже просочилось мрачное роковое начало – может, День Гнева настал, раз нет должного устрашения? Но это сугубо мое мнение, другие могли и вздрогнуть вполне. А сыгранный Анной на бис рахманиновский Этюд-картина до мажор из опуса 33 был замечателен, показав виртуозно-ажурную грань мастерства пианистки.
Оркестр Тольяттинской филармонии во втором отделении вечера подготовил программу с музыкой немецкого симфонического романтизма – Вагнера, Малера и Брамса. В увертюре к «Нюрнбергским мейстерзингерам» коллективу удалось показать насыщенную, плотную вагнеровскую ткань даже при ощутимой нехватке и нестройности звучания инструментов медной группы.
Проблематика исполнения Вагнера – в большом количестве тем, вязкости формы и густой фактуре, где мало воздуха. Рассадка оркестра с виолончелями в глубине и вторыми скрипками справа от дирижера создала иллюзию разреженного пространства и одновременно его наполненности. Тем ярче был контраст со следующим произведением – знаменитым лирическим Адажиетто из Пятой симфонии Малера с вибрирующими голосами струнных. Монохромность звучания раскрашивали «падающие капли» арфы, слух отдыхал где-то в диапазонах дельта-волн, достичь которых в медитациях призывают современные нейропсихологи. Конечно, это не было безупречно, зато искренне и задушевно.
Завершила вечер забавная и редко в России исполняемая вещь Брамса, как раз приуроченная ко Дню студента. «Академическая праздничная увертюра» (1880) была посвящена композитором университету Бреслау. Рядом с немецкими шуточными песнями и строгими «профессорскими» темами композитор поместил узнаваемый гимн «Гаудеамус». К радости студентов всех возрастов, находящихся в тот вечер в зале, ожили картинки веселых лет учебы.
***
Второй вечер с Анной Генюшене прошел в сольном формате. Нельзя сказать, чтобы концерт был ровным и в полной мере продемонстрировал весь потенциал исполнительницы. Первое ее выступление с оркестром кто-то из слушателей воспринял как более удачное, а кто-то оценил второе как доверительный разговор.
Ценители Шумана, правда, не совсем поняли исполнительский посыл «Фантастических пьес», где было много пестроты и волнения, зато воодушевились пьесами-фантазиями из опуса 111. Вообще, ощущалось, что эпические мотивы немецкого романтика звучали у Генюшене эффектнее, словно находясь в созвучии с ее внутренним строем. Особенно вторая пьеса из трех – сдержанное повествование с вариациями. Четыре мазурки Шопена из опуса 41 показались единым циклом с блестящим финалом – здесь художественная логика была на высоте!
Наконец, фантазия Шуберта «Скиталец» завершала вечер. Грандиозная форма из четырех разделов раскрывает смысл романтичной песни о бредущем страннике и воплощает образ самого автора с его смятенной, неспокойной душой. В исполнении Генюшене запомнились страстно-лирические эпизоды и величественное фугато в финале, где тема представлена пианисткой в плотной материальности и нарастающем драматизме. Технически сложный текст получил реалистичное и интересное воплощение. Такому «Скитальцу» хотелось верить.
В завершение вечера удалось поговорить с пианисткой о планах, о «маяках» в море исполнительских трактовок, узнать о роли артиста в новом постковидном мире. В феврале она выступит в Казани с новой сольной программой, а затем вместе с Лукасом Генюшасом – в музее-квартире Рихтера в Москве. Весной ожидаются поездки по России; возможно, и за рубеж. Из современных пианистов ей интересны Григорий Соколов, Аркадий Володось и молодой англичанин Бенджамин Гросвенор. «Всегда интересно, что делали в прошлом веке Горовиц и Бенедетти Микеланджели. К счастью, перед нами сейчас открыт весь фортепианный мир, можно послушать любую интерпретацию. Также наше поколение не ограничено только концертными залами, трансляции дают возможность представить все, что ты имеешь, широчайшей аудитории, но это и огромная ответственность. Однако онлайн не перепишешь, и это для меня лично мотивация быть совершеннее», – добавила в конце Анна Генюшене.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 февраля 2021 года, № 3 (200)
Tags: Академическая музыка, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment