Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«Иван Калита русской литературы» и его журнал

Сергей ГОЛУБКОВ *

Наступивший 2021 год открыл новую страницу литературного календаря. У него будут свои круглые даты, свои знаковые юбилеи, свой мемориум. Юбилеи есть и у людей, и у известных книг, и у организаций, учреждений.

Сто лет тому назад, в 1921 году, в Советской республике появился новый литературный журнал, который возобновил и продолжил прерванную было в годы революционной Смуты важную и плодотворную отечественную традицию издания так называемых «толстых» литературных и общественно-политических журналов, – «КРАСНАЯ НОВЬ».


[Spoiler (click to open)]
Надо сказать, что так называемый «толстый» журнал – удивительное и уникальное явление в истории отечественной литературы. У него много граней. Архив журнальных номеров – ценный историко-литературный источник, по которому можно изучать многоаспектный литературный процесс. И это вытекает из самой природы журнала как такового.
Уже в силу своей периодичности он лучше помогает понять процессуальность (в некоторых случаях – стадиальность) литературного развития (смена жанров, тематических предпочтений, стилевых ориентаций). Литературные журналы чаще всего являются зеркалом общественной жизни, частью которой является и собственно жизнь литературная. Журнал интересен наличием полемических материалов, ведь идейно-эстетическая борьба крупных журналов – важный фактор общественной жизни.
В русской литературе еще в начале XIX века утвердился тип журнала «с направлением», когда редколлегия последовательно, из номера в номер, отстаивает свою гражданскую позицию. Журнал выполняет такую важную социокультурную функцию, как собирание разрозненных литературных сил, особенно помогая определиться молодым дарованиям (не случайно, скажем, Вяч. Полонский окрестил редактора «Красной нови» А. Воронского «Иваном Калитой русской литературы» – по аналогии с князем Иваном I Даниловичем Калитой, начавшим в XIV веке процесс собирания русских земель).
Вслед за «Красной новью» в ближайшее десятилетие после 1921 года начнут возникать один за другим литературные журналы. «Печать и революция», «ЛЕФ» («Новый ЛЕФ»), «Новый мир», «Звезда», «Октябрь», «Знамя». Станет на новом этапе формироваться полноценный оживленный, полный динамики и полемического азарта литературный процесс.
Конечно, очень многое определяла личность литератора, который возглавлял редакцию журнала. От его авторитета, художественного вкуса, активной эстетической позиции многое зависело. И так было всегда. В XIX веке продуманная редакторская политика В. Белинского («Современник»), Н. Некрасова («Современник», «Отечественные записки»), М. Салтыкова-Щедрина («Отечественные записки»), Н. Михайловского, а затем В. Короленко («Русское богатство»), М. Стасюлевича («Вестник Европы») сделала русский литературный журнал «с направлением» доминирующим фактором отечественной культурной жизни, подлинной школой новых дарований, серьезной лабораторией разнообразных художественных форм.
***
Новому журналу, возникшему в 1921 году, очень повезло на редактора. Под началом Александра Константиновича Воронского «Красная новь» обрела свое неповторимое лицо и привлекла к себе большой круг авторов и заинтересованных читателей. Главный принцип, которым руководствовался Воронский как литературный редактор, был принцип отбора произведений не по идеологическим ярлыкам и громогласным декларациям, а по художественному качеству. Редактор отбирал талантливых авторов, в чьих текстах светила искра подлинного дарования.

Александр Воронский

В конце 1923 г. вокруг редактируемого А. К. Воронским журнала образовалась группа «Перевал» (название было дано по статье А. Воронского «На перевале (дела литературные)». Первоначально в группу входили А. Веселый, Н. Зарудин, М. Светлов, М. Голодный, а позднее – И. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, А. Малышкин. Как отмечается многими историками литературы, «перевальцы» подчеркивали свои связи с лучшими традициями русской и мировой литературы, отстаивали принципы реализма и познавательную роль искусства, не признавали дидактику и иллюстративность.
Литературовед Г. Белая назвала свою монографию об истории этой литературной группы весьма примечательно – «Дон-Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей» (1989). Донкихотство Воронского и его группы, по мысли автора книги, заключалось в том, что в условиях жесточайшей идеологической борьбы и возобладавших вульгарно-социологических тенденций делать ставку на литературный талант, духовную свободу художника и чисто эстетические критерии было делом неосуществимым и в известном смысле утопическим. Во главу угла «перевальцы» ставили не социальную принадлежность писателя, а богатство его художественного мира. Они справедливо полагали, что любые мертвящие вульгарно-социологические схемы ведут к обескровливанию и обеднению искусства.
Воронский отстаивал «живого человека» как объект литературного творчества со всеми нюансами человеческой психики, с его «тайным тайных». В статье «Фрейдизм и искусство» (1925) он писал: «Несомненно, что за порогом нашего сознания лежит огромная сфера подсознательного, что это подсознательное совсем не похоже на склад или на кладовую, где до поры до времени наши желания, чувства, намерения пребывают в состоянии бездеятельного покоя или сна. Вытесненные по тем или иным причинам на задворки нашего сознания, они ведут очень активную жизнь и, достигая известной силы, прорываются неожиданно в наше сознательное «я» иногда в кривом, в искаженном, в обманном виде».
Такая мысль противостояла распространенному в критике излишнему рационализму в понимании человека и утверждала сложность личности. И это не было данью поверхностной моде на подсознательное, о которой критик резко негативно отзывался. С идеей сложности личности был связан и прокламируемый «перевальцами» принцип органичности творчества как критерия художественности.
В публикациях журнала была осуществлена своеобразная реабилитация быта. На фоне ярких революционных потрясений в обществе утвердилось мнение о бытописи как о потакании мещанским вкусам, как о бескрылой обывательщине. Но быт – это всего лишь призма, позволяющая высветить ресурсы личности. Быт – то каждодневное, от которого никуда не деться и которое тоже меняется в эпоху кардинальных перемен.
В частности, в статье «Журавли над Гнилопятами» Воронский так писал об Алексее Толстом: «Париж, Лондон, Нью-Йорк – не родная стихия писателя. Дабы убедиться в этом, достаточно сравнить эти произведения с одной такой повестью, как «Детство Никиты», появившейся в печати в 1923 г. «Детство Никиты» – лучшее из всего написанного Толстым – далеко оставляет за собой рассказы о Западе, и ясно почему: весь Толстой – в родном и близком ему быту. Лишь только художник отрывается от российского быта, талант его тускнеет. Большой искусник, он подменяет быт занимательностью, узорностью сюжета и фабулы. И он вновь крепнет и становится полнозвучным, когда возвращается к нашему бытовому материалу. «Голубые города» показывают, на что тогда бывает способен Толстой. И в остальном Толстой крепок и интересен как бытовик».
Тут значим акцент – изображение быта отнюдь не цель, а средство показа человека, погруженного в повседневное течение событий. А. Воронский в своих статьях призывал «сочетать быт с художественной фантастикой, с художественным экспериментом, со способностью к синтезу».
***
На страницах журнала велись актуальные для того времени споры о социальном заказе. Критик Д. Горбов отмечал, что истинный социальный заказ формируется «не сухим и рассудочным путем, в виде приказа извне, а органически присутствует в творческом «я» писателя, вырастая из его подсознательных глубин». Фактически речь шла не о социальном заказе, а о социальном запросе, который мерцает в глубинах самого времени, а не диктуется какими-либо начальниками.
На страницах «Красной нови» были опубликованы знаковые и для двадцатых годов, да и для всего ХХ века произведения. Их авторами были преимущественно те, кого в те годы именовали «попутчиками». Уже только небольшой выборочный перечень названий опубликованного убедительно демонстрирует немалую величину культурного вклада, который внесло данное периодическое издание. Тут увидели свет: горьковские «Мои университеты», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина»; прозаические тексты А. Платонова «Впрок. Бедняцкая хроника», «Рождение мастера», «Епифанские шлюзы»; повесть «Барсуки» и первая редакция романа «Вор» Л. Леонова; повести Вс. Иванова «Партизаны», «Бронепоезд 14-69»; «Зависть» Ю. Олеши; лирический цикл «Персидские мотивы» и поэма «Анна Снегина» С. Есенина; «Дума про Опанаса» и «Тиль Уленшпигель» Э. Багрицкого; стихотворения В. Маяковского; многочисленные тексты И. Бабеля; «Родники Берендея» М. Пришвина; «Растратчики» В. Катаева; исторический роман А. Чапыгина «Разин Степан»…
Постоянными авторами литературно-критического раздела журнала были А. Луначарский, Д. Горбов, А. Лежнев... Нередкими были публикации Л. Троцкого по вопросам литературы. Критики не только освещали конкретную художественную практику современных писателей, но и поднимали серьезные теоретические вопросы. Отметим статьи о психоанализе, о проблемах пола, о методологии художественного творчества.
***
Времена драматически менялись. Хотя перевальцы заявляли о своей корневой связи с идеалами революции, это не уберегло их от преследований. В период официальных гонений на Троцкого А. Воронский был обвинен в троцкизме и в 1927 году смещен с поста редактора, а после второго ареста погиб в ГУЛАГе в трагическом 1937-м. Та же участь была уготована и многим перевальцам. Однако масштабная и плодотворная объединительная, литературно-критическая деятельность редактора и всей редколлегии обеспечила журналу «Красная новь» уникальное и достойное место в истории нашей литературы. И в сознании современных читателей «донкихоты» 20-х годов отнюдь не канули в печальную бездну забвения.

* Доктор филологических наук, профессор Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)
Tags: История, Литература
Subscribe

  • Вышли в свет

    В Международный день музеев в областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина состоялась презентация новых книг, подготовленных…

  • О венграх древних и современных и о нас…

    С Днем музеев, дорогие товарищи! Дмитрий СТАШЕНКОВ * Фото предоставлены автором В Международный день музеев – 18 мая – в…

  • Праздник, который всегда с тобой

    Татьяна ПЕТРОВА * Фото Сергея БАРАНОВА Самарскому авангарду – 100 лет, и к этому событию приурочена выставка «ПЕРЕДОВОЙ ОТРЯД.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment