Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Ее социалистическая улыбка

США, 2020
Режиссер Джон Джанвито

Олег ГОРЯИНОВ *

Хотя русскоязычная «Википедия» предлагает довольно подробный рассказ про жизнь и деятельность Хелен Келлер, ее имя вряд ли знакомо отечественному кинозрителю. В лучшем случае про Келлер слышали как про «чудо-женщину»: первую слепую и глухую девушку, которая окончила колледж, стала успешной писательницей и социальной активисткой. Но Келлер сыграла злую шутку с той частью своего окружения, которая желала использовать ее в качестве еще одной иллюстрации self-made woman по-американски.

Вступив в 1905 году в социалистическую партию, горячо приветствуя Октябрьскую революцию в России и всю свою жизнь занимая антикапиталистическую позицию, Келлер оказалась костью в горле либерального истеблишмента США. Та, из кого можно было бы слепить очередной образ героя «американской мечты», бросила вызов, предпочтя мечту совсем иного рода. В новом фильме американского документалиста Джона Джанвито речь идет именно об этой стороне жизни Келлер: о ее погружении в мир «левых» идей и о тех ценностях, которым «чудо-женщина» была верна всю свою жизнь.
Для тех, кто не знаком с творчеством Джанвито (а таких в России и тем более в Самаре, вероятно, большинство), кратко обозначенный контекст фильма может навести на мысли, что речь идет об очередной политической агитке. Но хотя американский режиссер, безусловно, является ангажированным постановщиком, среди серьезных кинокритиков он давно признан как живой классик – независимо от идеологических пристрастий смотрящего.
Известный кинокритик Джонатан Розенбаум пишет о Джанвито как об «этическом пуристе, одинаково уважающем людей, которые смотрят его фильмы и снимаются в них, и уважает способность зрителя размышлять». Для зрителя, привыкшего к моментальному сообщению, где расследование превращается в историю, антигерой которой явлен в первых кадрах, фильмы американского документалиста не сразу будут распознаны как политические. Они не бьют фактами и не занимаются прямолинейной агитацией, а предлагают редкий по нынешним временам опыт – мыслить вместе. А если добавить к этому, что «Ее социалистическая улыбка» среди Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса была удостоена премии в качестве экспериментального фильма, то картина предстает в совершенно ином свете.
Джанвито не просто предлагает погрузиться в некоторые детали биографии Келлер, делая акценты на ее социалистических взглядах. Уклоняется он и от патетики презентации своей героини как уникальной слепой и глухой женщины, ставшей влиятельной интеллектуалкой. Его интересует иное: возможности визуальным способом донести до зрителя сообщение, близкое опыту жизни Келлер не только по содержанию (которое, справедливости ради, довольно банально, особенно для тех, кто более-менее в курсе «левых» идей первой половины ХХ века).
Джанвито использует ресурсы закадрового голоса и темного экрана, текстовых вставок в отсутствии звукового сопровождения, театральной экспозиции диалогов Келлер со слушателями ее лекций и видеоэссеистических образов – и всё это для того, чтобы побудить зрителя четче ощутить разные типы восприятия, смены регистра между ними.
В одних кадрах зритель превращается в «чистый слух», чуть дальше в первую очередь в читателя, а позже – в зрителя пейзажных зарисовок. К фильму Джанвито можно предъявить претензии именно по политической части (когда он типично американским жестом вдруг волюнтаристски отворачивается от советского проекта, причем путем неожиданной и не очень уместной вставки из лекции Ноама Хомского). Но с художественной точки зрения это, безусловно, одна из самых убедительных и интересных документальных работ последнего времени.

* Киновед, философ, кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Музея Рязанова.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 февраля 2021 года, № 3 (200)
Tags: Кино
Subscribe

  • Что делать? 22 апреля, четверг

    «Свежести» – в новом формате. Теперь – только о том, куда пойду сам, если обстоятельства не остановят. В четверг…

  • С тобой, Лили Марлен…

    Леонид НЕМЦЕВ * Текст иллюстрирован кадром из фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Лили Марлен» 1961 года Райнер Вернер…

  • Нос, или Заговор «не таких»

    Михаил КУПЕРБЕРГ * Россия, 2020 Режиссер и автор музыкальной композиции Андрей Хржановский Я ждал этого фильма давно, еще с времен,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment