Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Транскрипция танца Эльвиры Первовой

Александр ИГНАШОВ *
Фото Антона СЕНЬКО

Надо очень любить искусство, чтобы вечером в пятницу, преодолевая декабрьский мороз и пробки на дорогах, всё же успеть добраться к восемнадцати ноль-ноль на 116-й километр во Дворец культуры «Нефтяник». Наверное, надо не очень любить любителей искусства, чтобы, сделав в этом ДК эффектный ремонт, не уделить внимания отоплению в зимний период: и в фойе, и в рассчитанном на 500 мест театрально-концертном зале традиционно холодно. Охранники на входе заботливо советуют зрителям не сдавать пальто и шубы в гардероб, и это уже не удивляет. Удивляет другое: как в таких спартанских условиях может играть спектакли театр современного танца, в котором актеры выходят на сцену босыми ногами.

У Театра танца Эльвиры Первовой «Скрим» не самая легкая судьба. За два десятка лет откровенных творческих провалов не было, а так называемых бытовых неурядиц – на три жизни вперед. Вот так у нас и живут авторские театры – что драматические, что кукольные, что танцевальные. Спросите об этом в той же Самаре у Евгения Дробышева или у Льва Митрофанова, и они расскажут вам много будоражащего душу. От создания группы единомышленников, от первого спектакля, от первого большого успеха, от признания профессиональным сообществом, от побед на конкурсах и фестивалях до более-менее стабильного существования путь неблизкий. Театр кукол «Лукоморье» проработал 13 лет и лишь тогда получил статус муниципального театра, театр «Самарская площадь» шел к этому шесть лет. У каждого из этих театральных коллективов есть творческое лицо, стилистика и эстетика и бесконечно преданная публика.


[Spoiler (click to open)]Все это есть и у Театра танца Эльвиры Первовой, являющегося сегодня структурным подразделением муниципального предприятия «Дворец творчества», дирекция которого руководит двумя ДК – на площади Кирова и на 116-м. Об отличиях в работе театра и ДК разговор особый. Если в двух словах: в нашей стране нет удачных примеров подобных симбиозов. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Создается впечатление, что в Самаре на авторский театр Эльвиры Первовой не слишком обращают внимание.
Примерно так же несколько лет назад относились к другому авторскому театральному коллективу – новокуйбышевскому театру-студии «Грань», когда его только возглавил Денис Бокурадзе. Сейчас успехи этого театра известны всей стране. У Эльвиры Первовой и ее танцоров тоже немало достижений. Но кто о них знает?
Лауреат премии «Душа танца» редколлегии журнала «Балет» в номинации «Рыцарь современного танца» Первова не только в России изучала технику современного танца, но и стажировалась в Париже, Вильнюсе, Вене, Дареме. Хореографические миниатюры и спектакли Театра танца «Скрим» отмечены наградами на десятках фестивалей и конкурсов современной хореографии, а Первова уже не первый год работает в жюри престижных международных конкурсов вместе с Юрием Григоровичем и Вячеславом Гордеевым, Николаем Цискаридзе и художественным руководителем театра «Кремлевский балет» Андреем Петровым.
Главный редактор журнала «Балет» Евгения Уральская не раз отмечала особый путь Эльвиры Первовой в современной хореографии, Folk & Contemporary, отсутствие подражания западному танцу, не эпатаж ради сиюминутного успеха, а стремление к выражению в танце внутреннего мира человека. Хочется верить, что, обращая внимание на творческий уровень сценических работ «Скрима», руководство такого города, как Самара, может себе позволить, во-первых, дать коллективу статус муниципального театра, а во-вторых, принять решение по его собственной сценической площадке.
В далеком 2002 году театр впервые провел в Самаре «Вечер современной хореографии», ставший затем ежегодным. На сегодняшний день в репертуаре более 20 спектаклей и множество миниатюр, отмеченных наградами на престижных фестивалях и конкурсах современной хореографии. Год назад у театра впервые появилась постоянная площадка для репетиций и спектаклей. Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, в 2020 году театр Первовой выпустил лишь одну сценическую работу в онлайне и подготовил Вечер хореографических миниатюр.
Из десяти заявленных в программе номеров – лишь четыре миниатюры, а все остальные – фрагменты уже существующих и готовящихся к премьере спектаклей. Быстрое переключение с жанра на жанр, с одной манеры танца на другую в формате тематического и стилистического калейдоскопа предоставило публике возможность в течение часа увидеть почти всё, на что в настоящее время способна труппа.
Оговорка почти не случайна. Из-за болезни Эльвиры Первовой артисты больше недели репетировали самостоятельно, сверяя точность движений, расставляя музыкальные акценты, получая указания от хореографа в режиме видеосвязи. К тому же впервые на сцену вместе с десятью артистами театра вышли стажеры театра, студенты курса Первовой в Самарском государственном институте культуры. Уже через два года они могут влиться в этот творческий коллектив. Неудивительно, что на сцене временами ощущалось волнение, связанное со столь экстремальной ситуацией. Трудности закаляют и, как показал этот вечер, выводят театр на новую творческую высоту.
В открывавшей программу сольной миниатюре «Струна» Елене Захаровой удалось приковать к своей героине внимание зала. Сочинения Эльвиры Первовой – это не танец в привычном его понимании, не иллюстрация сюжета и не набор внешних эффектов. Хореографа в первую очередь интересуют жизнь человеческого духа, философские глубины, эпические образы и категории, выразить которые на сцене нелегко.
Так же неоднозначно и их понимание, а где-то, если хотите, и перекодировка, осмысление зрителем. Казалось бы, все мы знаем, какой может быть Кармен Жоржа Бизе. Сценическими интерпретациями этого образа сегодня уже мало кого удивишь. Кармен в танцевальной транскрипции набросков Первовой к будущему спектаклю – воплощение женской природы, генетической чувственности. Риск выражения современными танцем и пластикой, казалось бы, известных от и до классических мелодий, арий и дуэтов – для хореографа это уже не риск, а вполне оправданная и уместная система творческих координат, которую выражают исключительно женские актерские работы Анны Романовой, Виктории Сусевой, Ангелины Щеголевой.
Сердце замирает от исповедальности Дарьи Романовой в сольной хореографической миниатюре на музыку А. Даргомыжского «Девичья печальная». И тут же Эльвира Первова обрушивает на зрителя шквал иронии и задора в свадебной композиции на музыку группы «Русичи»! Народный танец, с которого в юности начинала Первова, не отпускает ее и сегодня, откликаясь эхом во фрагментах спектакля «По-над речкой, по-над лесом».
К сожалению, в ряде миниатюр выпадал из общего танцевального рисунка потерявший былую легкость Эдуард Зиновьев. Ярко смотрелись на сцене Родион Уваров, Тимур Баталов. И все же мужская часть труппы явно нуждается в усилении.
Фрагменты спектакля «Придет день» были, на мой взгляд, самыми многоплановыми из представленных в этот вечер. Судьба русской женщины в вихре военного лихолетья от надежды на счастье до встречи со смертью не только сыграна, но и прожита Дарьей Романовой и Викторией Сусевой.
Фрагменты будущего спектакля «Двенадцать оттенков «Жаль» на ноктюрны и вальсы Фридерика Шопена окунули в мир запутанных, страстных, таинственных, обреченных на разрыв взаимоотношений Творца и Музы, Шопена и Жорж Санд. Вторя Антону Рубинштейну, Эльвира Первова открывает Шопена в фортепианных миниатюрах как акварельно тонкого лирика и рапсода, пленника духа творчества.
В финале «Вечера хореографических миниатюр» публика не скрывала восторга от увиденного! Да и по лицам вышедших на поклон артистов было заметно, что они получили настоящее удовольствие.

Театр танца Эльвиры Первовой «Скрим»
Вечер хореографических миниатюр
Хореограф – Эльвира Первова
Репетитор-педагог – Анна Романова
Премьера состоялась 18 декабря 2020 года

На фото: Родион Уваров и Виктория Сусева в Вечере хореографических миниатюр

* Кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей, Союза писателей и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 февраля 2021 года, № 3 (200)
Tags: Балет, Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment