Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Век Марии Мошковой

В прошлом номере «Свежая» публиковала статью об истории застройки Самарской площади. Ее логическим продолжением должна стать тема развития прилегающей площади Славы. Но прежде нужно рассказать об одном из авторов архитектурного ансамбля начала 1950-х – 16 января исполнилось 100 лет со дня рождения архитектора Марии Георгиевны МОШКОВОЙ (1921–2005).

[Spoiler (click to open)]

Череда испытаний

В этот день праздновался двойной юбилей. Мария Мошкова родилась в день пятидесятилетия отца – известного самарского архитектора и строителя Георгия Мошкова. Тяжелый для Поволжья 1921 год, шестой ребенок в семье архитекторов и подрядчиков, активно работавших до революции. Любое из этих обстоятельств в непростое для Самары время могло стать роковым для Мошковых, но они преодолели все трудности.
В 16 лет Мария Мошкова начала обучение на курсах ИЗО, а в 1939-м поступила в Московский архитектурный институт. Дальше – война. Студентов на фронт так и не пустили, хотя они неоднократно пытались записаться в добровольцы. В итоге будущие архитекторы участвовали в маскировке Москвы, строительстве противотанковых сооружений. Часть ребят, в том числе Мария Мошкова, были удостоены медали «За оборону Москвы». Затем были Ташкент, учеба и работа на эвакуированных заводах, дежурство в госпиталях, возвращение в столицу, Победа. В 1946-м Мошкова защитилась. Темой ее дипломной работы стала вилла дипломатического посольства под Москвой.
После окончания Московского архитектурного института молодого архитектора распределили в Кемерово, но Мошкова настояла на возвращении в Куйбышев, где прожила всю оставшуюся жизнь.

По стопам отца

По возвращении в Самару Мария Мошкова начала работу в архитектурно-проектной мастерской городского отдела по делам архитектуры. Одним из ее первых реализованных проектов стала реконструкция жилого дома на улице Фрунзе, 75. Особняк на высоком цоколе был построен в 1903 году для присяжного поверенного Осипа Гиршфельда. Автором проекта выступил Георгий Мошков (строилось здание при участии Якова Ушакова-Решетникова).

Бывший особняк Гиршфельда на улице Фрунзе, 75. 2009

Марии Георгиевне предстояло надстроить здание на один этаж и увеличить его в сторону улицы Венцека. Она подошла к работе отца очень бережно. Несмотря на значительное расширение, ей удалось сохранить художественную целостность объекта. Благодаря грамотной стилизации, наращенные части смотрятся органично. Карниз и венчавший прежнее здание аттик были воссозданы этажом выше, а еще одно окно и новый вход в здание решены в стиле модерн, как и детали оригинальной постройки. Чтобы уравновесить композицию фасада, в межэтажном пространстве ризалитов устроены два открытых балкона с ограждениями из крупных балясин (в настоящий момент утрачены).
«Эйфория, охватившая общество в послевоенные годы, стремление украсить жизнь, общий творческий подъем, естественно, охватили и область архитектуры, породив в конце 40-х и начале 50-х годов так называемый «стиль социалистического реализма» с его стремлением к классицизму, а подчас и к откровенному украшательству в архитектуре», – вспоминала Мария Мошкова в книге «Дорогу осилит идущий», выпущенной в 2001 году.
Конец 1940-х и первая половина 1950-х – один из самых плодотворных периодов в творчестве Мошковой. В это время по ее проектам строится целый ряд жилых и общественных зданий. Архитектор работает над интерьерами и проектами благоустройства. Работы, выполненные ею в это время, хорошо известны самарцам, но имя автора проектов знают далеко не все.
В числе работ этого периода: дом квартирно-эксплуатационной части ПриВО на углу улиц Льва Толстого и Молодогвардейской (этот же проект Мошкова реализовала на улице Масленникова, 20 и 24); жилой дом с библиотекой на улице Ленинградской, 73; жилой дом юристов на улице Степана Разина, 51; общежитие завода имени Масленникова на углу улиц Скляренко и Николая Панова; дом облисполкома на улице Фрунзе, 146; жилой дом на улице Ново-Садовой, 163; фасады троллейбусного депо; интерьеры фойе и зрительного зала ОДО; спуск с улицы Красноармейской на набережную и многое другое.

Решать по-столичному

Главной работой Марии Мошковой 40–50-х стал проект ансамбля Самарской площади, в котором она участвовала в составе авторского коллектива.
«В 1949 году вариант застройки решался на конкурсной основе, был принят вариант, разработанный мною и П. А. Щербачевым. Я разрабатывала застройку по периметру площади, а Щербачев объем центрального здания, – писала Мария Георгиевна. – С самого начала комплекс площади со спуском к Волге решался в духе классических пропорций и симметрии, обещая быть полноценным архитектурным ансамблем, решенным в увязке с застройкой прилегающего района и силуэтом города. Архитектура площади решалась в сдержанных формах, композиционное решение основывалось на контрасте форм: спокойных горизонтальных членений периметральной застройки и динамичных, вырастающих из земли и устремленных ввысь вертикальных членений высотного объема.
Но под нажимом высоких инстанций на первом этапе проектирования декор зданий, по сложившейся тогда в Москве моде, был усложнен, придав площади большую пышность. Решать надо по-столичному, говорили нам в Москве. В такой манере успели построить только два здания – жилой дом на улице Самарской, 188а (автор Мария Мошкова) и здание Гидротехнического техникума (автор Ирина Зобина)».

Жилой дом на улице Самарской, 188а. 2014

Дальше последовало постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве, упрощение проекта высотной доминанты, а затем и остановка дальнейшего строительства ансамбля. Случившееся с проектом Мария Мошкова называла болью всей своей жизни, первым серьезным крушением замысла. При этом она отмечала, что реализованная часть радует глаз «продуманными, монументальными и тактичными формами».
«Несомненно, положительным моментом в застройке площади является отделка фасадов не под покраску, а в штукатурке на основе белого цемента, не требующей покраски, – писала архитектор. – Качество такой отделки подтверждается тем, что по прошествии полувека фасады хорошо сохранились».

Модернизм и охрана памятников

Борьба с излишествами сказалась и на карьере Мошковой. В 1956 году одного из самых ярких архитекторов города сократили. За следующие двадцать лет проектной деятельности она несколько раз меняла место работы. Сначала был «Оргэнергострой», затем возвращение на семь лет в Горпроект. Этот период отмечен как архитектурными, так и планировочными работами: спасательная станция на набережной; жилой дом завода КАТЭК на улице Советской Армии (совместно с Г. Логинской); застройка вокзальной площади по улице Спортивной (совместно с И. Лопатиной); проекты планировки Борского, Красного Яра, Нефтегорска (совместно с А. Моргуном), Отрадного (соавтор); генеральный план Куйбышева (в составе авторского коллектива).
После очередного этапа в Горпроекте Мошкова работала в должности главного архитектора отдела строительного проектирования в институте «Средневолгогипроводхоз» и главным архитектором Куйбышевского филиала института «Приволжгипросельхозстрой», а в 1976 году вышла на пенсию.
Произведения Мошковой отличаются не только индивидуальностью, но также бережным отношением к сложившейся городской среде. Особенно это касается ее построек в историческом центре. «Я старалась не нарушать исторического облика города, включаясь в него тактично, как бы логически продолжая первоначальный замысел», – писала она о своих проектах реконструкции и строительстве новых зданий.
Помимо проектирования, Мария Мошкова в разные годы работала в сфере охраны памятников. Еще в 1944 году она, студентка Московского архитектурного института, занималась обследованием памятников в освобожденной Тверской области. А в 49-м обследовала наследие Самарской области. Спустя полвека Мошкова вновь взялась за историю – с 1996 года исследовала материалы и составляла исторические справки по объектам Самары.

* Журналист, градозащитник, член совета Самарского регионального отделения ВООПИиК.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 февраля 2021 года, № 3 (200)
Tags: Архитектура, История Самары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Космическая одиссея Изаны Голетиани

    Завтра все-таки состоится торжественное закрытие выставки Изаны Голетиани, в котором ожидается участие членов творческого проекта…

  • Борис Кожин: «Разве я о футболе?..»

    Рубрика: О Самаре с любовью Я долго думал, как назвать мой рассказ, и не мог найти точного определения тому, о чем сейчас буду говорить.…

  • Философию менять надо…

    Борис Александрович Кожин с первых дней «Свежей газеты. Культуры» был членом ее редакционного совета и много публиковался в ней. Я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment